Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Фильм «10 000 лет до нашей эры» оказался столь диким и доисторическим, таким по-детски прямым и честным, что его невозможно ругать – им можно только восхищаться.

Ругать этот фильм невозможно. Как невозможно ругать котенка, сделавшего лужу в прихожей, – он же еще маленький, ничего не понимает, и к тому же, он такой милый! Ему можно разве что ласково сказать: «Ну как же ты так, а? Гадить надо в туалете!» – но уже к концу этой речи захочется котенка погладить, приласкать и дать ему что-нибудь вкусненькое.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "10 000 лет до нашей эры"

Фильм «10 000 лет до нашей эры» /10,000 B.C./ (2008) – милый котенок-мутант, сделанный как будто за 10 000 лет до изобретения кинематографа. И не только кинематографа, а и вообще любых способов описания реальности. В племени ягал – белокожих черноглазых охотников на мамонтов – появляется голубоглазая девочка, чье племя уничтожили Четырехногие Демоны. Ведунья предсказывает, что в день Последней Охоты один из Великих Воинов племени… сложно разобраться, но, в общем, дальше – еще больше Больших Букв. Вождь племени, узнав о Предсказании, отдает Белое Копье своему Лучшему Другу Тик-Тику и по непонятной причине уходит куда-то в горы. Сына Вождя, Делеха, сверстники с тех пор называют «Сын Труса». Но через много лет в день Последней Охоты Делех в одиночку убивает мамонта (ладно, Мамонта), что дает ему право взять Белое Копье в руки, а Голубоглазую Девушку – в жены. А тут приходят Четырехногие Демоны (точнее, просто всадники с плохими характерами) и угоняют всех в рабство. Тик-Тик, Делех и еще двое умудряются в рабство не попасть, а, наоборот, идут в поход за Демонами, чтобы освободить своих соплеменников, и в первую очередь – девушку Делеха, ту самую, Голубоглазую, с идеально выщипанными бровями и очень белыми зубками.

Дальше начинается игра «Цивилизация», версия 1.3: по ту сторону заснеженных гор обнаруживается место, где раньше было племя голубоглазой, а еще в пяти минутах ходьбы – джунгли, безумные страусы-убийцы и поселение чернокожих, разговаривающих на абсолютно понятном Делеху языке (этот феномен глобализации, правда, немедленно объясняется). Недалеко от этих чернокожих живут другие, еще более чернокожие и с деревяшками в подбородках, чуть дальше – еще одни, в общем, Делех собирает Армию, чтобы спасти свою Женщину. Четырехногие Демоны тем временем сажают всех своих Рабов на Корабли с Алыми Парусами и уплывают. Пройдя за ними через Пустыню и оказавшись в Стане Врага, Делех и его Доблестные Воины видят, что Кучка Жрецов поработила десятки тысяч людей и десятки мамонтов, и заставляет их строить Пирамиды в Песках (похоже, для Эммериха это что-то вроде древнего Нью-Йорка, – во всяком случае, есть что разрушать). Делех начинает готовить рабов к Бунту, общается с Народом и, в частности, со Слепым Сбежавшим Слугой Жрецов, которого держат в подвале на носилках. Слуга этот – помесь Горлума с Мастером Йодой, и слабеющим голосом он произносит какие-то Важные Наставления перед Битвой.

Удивительно ли, что зрители ржут на этом фильме как Лошади?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "10 000 лет до нашей эры"

Немецкая педантичность Роланда Эммериха, его аккуратность, четкость, полное пренебрежение к истории кино (как и к истории человечества) и святая уверенность в том, что он впервые за 10 000 лет показал, с какой силой мужчина может любить женщину, – все это приводит к очень странному эффекту. Эммериха начинаешь уважать. Он практически в одиночку, вдали от цивилизации, не имея в руках ничего, кроме двух обломков камня и почти гениальных спецэффектов, пытается изобрести Кинематограф. Весь, от Гриффитовских эпосов до Мастера Йоды. Причем режиссер ни на секунду не задумывается о том, что он невольно цитирует чужие фильмы. Да вы что, разве были какие-то фильмы за 10 000 лет до нашей эры?

Мало кто способен так искренне сделать настолько примитивное, как наскальные росписи, кино. Такое доисторическое, такое по-детски прямое и честное. Сегодня подобное кино не снимет ни один пятиклассник: пятиклассники обязательно задумаются о нуждах публики, о внутренней логике сюжета, об ударном смешном диалоге и прочих глупостях. Эммериху это все ни к чему. Он – вымирающее животное, он вообще ни о чем не задумывается, снимает как дышит. Респект ему за это и Уважуха.

Комментарии  73

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть