Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Технология бунта

Добавить в закладки

Если есть экстремальные виды спорта, то почему бы не признать и экстремальное кино? Вот уж где раздолье для всевозможных эстетических жестов на грани фола, а то и далеко за гранью! Где еще можно найти столько «пощечин общественному вкусу»? Здесь имеют право на высказывание все – воинствующие футбольные фанаты, неофашисты, национал-большевики, антиглобалисты и так далее, и тому подобное… Прошлым летом на фестивале «Видеозависимость» показали серию короткометражек, ни на йоту не нарушая любительский статус. Любители выступают с продуктом, по художественной силе и свежести высказывания не уступающим работе профессионала. Вот с такой целью и был проведен фестиваль «Сверхлюбительское кино». Это своего рода минимизированный «Стык», экстрим-фестиваль, выбравшийся из клубной атмосферы на простор кинозала в Доме Ханжонкова. За все по-прежнему отвечает директор Сергей Сальников, ум, честь и совесть самого настоящего нонконформистского кино. Зал в Доме Ханжонкова предоставили для фестиваля бесплатно. Единственное, за что пришлось очень серьезно заплатить – размещение музыкальной аппаратуры для аккомпанемента открывшей фестиваль «Стачки» Сергея Эйзенштейна.
То, что сотворили группы «Теquilajazzz» и «Виды рыб», сложно назвать музыкой в полном смысле этого слова. Скорее всего, это ритмические электронные шумы, в кульминационные моменты взрывающиеся музыкальными аккордами, обрывками мелодий из пластинок 10-20-х годов. Музыкантам, на наш взгляд, удалось передать ощущение бунта, как некой субстанции, готовой взорваться в любую минуту от любого человеческого действия, – и со стороны организаторов стачки, и со стороны ее подавителей. Для бунта уже не требуется каких-либо рациональных обоснований. Вместо того, чтобы поймать и осудить вора, укравшего на заводе какой-то измерительный прибор, рабочие изливают гнев на руководство. Вместо того, чтобы забрать своего ребенка, случайно оказавшегося в гуще отряда конной полиции, и спокойно отправиться восвояси, женщина-мать обращается с пламенной речью к стачкующимся и тем самым провоцирует кровавую бойню… Впрочем, довольно скоро складывается впечатление, что Эйзенштейн наглядно показывает как НЕ НАДО проводить стачку, ведь основная движущая сила кинематографической стачки – стихийное возмущение масс, главарей в самый ответственный момент сажают в тюрьму или вербуют на службу в охранке. Проводить стачку нужно организованно, сплоченно, а во главе стачкома должны стоять люди, беззаветно преданные идеям партии большевиков.
«Наивный гений Эйзенштейн!» – думают современные молодые радикалы от политики и искусства. Как у него все просто и однолинейно – пролетариат против капиталистов! Сейчас – и программа «Сверхлюбительского кино» это доказывает – ведется война всех против всех. В «Богеме против НАТО» (авторы – группа «Север», Россия) так и заявляется: война идет на всех уровнях, даже в Царствии Небесном ангелы воюют друг с другом. Лоб в лоб сталкиваются две геополитические категории – евразийская (авторы фильма – за евразийцев) и атлантическая, причем атлантической пророчится гибель чуть ли не в геенне огненной. В «Moslemgirlfriend» (автор – Роман Аникушин, Россия) предпринята попытка «взорвать» изнутри мир ислама, пугающий и манящий одновременно – часовое полотно, производящее довольно целостное впечатление, оказывается суммой из полутора десятков фильмиков, решающих каждый сам по себе какие-то формальные задачи в области видеоарта. Несмотря на более чем амбициозные намерения авторов, у зрителя после просмотра не остается никакого другого ощущения, кроме усталости.
Все ждали «Пять бутылок водки» Cветланы Басковой. Напомним, предыдущая картина «самой радикальной девушки российского киноандеграунда» называлась «Зеленый слоник», и была она не в пример жестче и беспощаднее. В «Пяти бутылках…» матерятся и совокупляются, но сцены сексуального насилия скрашены остраненным юмором, что не производит слишком уж гнетущего впечатления. Перефразируя Шоу, можно дать Светиной ленте подзаголовок: «Стрип-бар, где разбиваются сердца». Баскова описывает жизненные катастрофы своих несчастных придурковатых героев с таким упоительным сарказмом, что выходя из зала в мир божий, чувствуешь себя просто необыкновенно счастливым человеком.
Остальные крупные работы – «Случай с пацаном» Марины Потаповой и Дмитрия Модуля из Белоруссии, «Я искушен в любви и чистом искусстве» петербуржца Константина Селиверстова и некоторые другие – менее интересны: из них, грубо говоря, так и прет «любительщина», хотя есть и юмор, и множество литературных и аудиовизуальных ассоциаций. Гораздо любопытнее оказались российские короткометражки в пределах от 5 до 10 минут – абстрактные «Sleeping rider» и «Пляска форм» Яны Аксеновой, а также «Как бы фильм» группы «За анонимное и бесплатное искусство», с весельем и выдумкой рассказавший о предощущении будущего фильма художником, испытывающим, как ни парадоксально, кризис творческих идей.
Победителям фестиваля – в их числе и Светлана Баскова – вручали по стопке видеокассет с Горбушки. (Вспоминаются призы фестиваля «Синефантом» – майка с эмблемой фестиваля да бутылка водки «Смирнов»). Не слишком оригинально, но, тем не менее, ребятам будет что посмотреть и чему поучиться. Не век же в любителях сидеть. Профессионалы нужны не меньше, а то и больше, чем любители!

Текст: Игорь Перунов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?