Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

The den’ oprichnika: рецензия на фэнтези-сериал «Тень и кость»

Потенциальный хит Netflix — экранизация популярной книжной серии Ли Бардуго, вдохновленной антуражем Российской империи.

Добавить в закладки

Трейлер

Огромный Теневой Каньон, населенный чудовищами волькрами и не пропускающий солнечный свет, разделяет Королевство Равка на восточную и западную части. Пересечь его можно, но для защиты кораблей обычно берут специальных солдат с суперспособностями — их называют гришами. В одну из таких экспедиций отправляются солдаты первой армии — среди них старые друзья-сироты, картограф Алина (Джейсси Мей Ли) и следопыт Мал (Арчи Рено). Когда на экипаж нападают волькры, а Мал оказывается при смерти, Алина открывает в себе дар призывать свет. До властей доходят слухи о чудо-девушке, поэтому ее насильно отправляют во дворец развивать способности, ведь она не просто гриша, а Заклинательница Солнца — обещанная в пророчествах спасительница, способная уничтожить тьму каньона и объединить страну.

Фредди Картер в роли Каза Бреккера на кадре из сериала «Тень и кость»

Фредди Картер в роли Каза Бреккера на кадре из сериала «Тень и кость»

Вышедший два года назад кошмарный восьмой сезон «Игры престолов» моментально стёр из поп-культуры наследие сериала, но даже такой катастрофе не удастся вычеркнуть из сериальной индустрии словосочетание «следующая Игра престолов», которым величают любой амбициозный, чаще всего фэнтези-сериал, способный хоть как-то приблизиться к недосягаемому статусу детища HBO и стать новым международным феноменом. «Тень и кость» — на бумаге это вроде бы очередной претендент на громкое звание: тоже экранизация серии фэнтези-бестселлеров, которая потенциально может растянуться на три-четыре сезона и собрать вокруг экранов миллионы зрителей. Но на деле, как и «Ведьмак» от того же Netflix, это пока что дорогостоящий, но все равно сырой проект, который слишком много ошибается, а главное — сбивает с толку не знакомых с первоисточником зрителей и, судя по реакциям в социальных сетях, пока расстраивает немалую часть преданных фанатов книг Ли Бардуго.

Арчи Рено в роли Мала на кадре из сериала «Тень и кость»

Арчи Рено в роли Мала на кадре из сериала «Тень и кость»

«Тень и кость» достойна сравнений с другим сериалом HBO — вышедшими практически одновременно «Невероятными». Параллелей между ними несколько: оба используют за основу сеттинга реальный исторический период (викторианская Англия и Российская империя) и погружают туда обособленных от общества людей с суперспособностями (привилегированные гриши и маргинализированные «затронутые» девушки). Впрочем, есть еще одна общая деталь — желание создателей использовать сериал как площадку для социального комментария: в «Невероятных», очевидно, говорится о сексизме и женоненавистничестве, а в «Тени и кости» внезапно появляется расизм. Ради освещения последнего шоураннер сериала добавил Алине шу-ханьских (в сериале — аналог Китая) корней, поэтому ее происхождение несколько раз… критикуют. Конечно, это очередной повод для шуток о Netflix adaptation, но на самом деле это признак более глобальной проблемы — сценаристы обоих сериалов гордо заявляют о проблеме вслух, но никак не исследуют ее в рамках вселенной. Получается такая честолюбивая и вызывающая недоумение попытка получить плюсик от прогрессивного зрителя.

Джесси Мей Ли в роли Алины на кадре из сериала «Тень и кость»

Джесси Мей Ли в роли Алины на кадре из сериала «Тень и кость»

Главная проблема сериала — амбиции создателей не только экранизировать первую книгу вселенной Гришаверс («Тень и кость»), но и параллельно основному сюжету представить приквел к «Шестерке Воронов», книжному спин-оффу основной трилогии о банде уличных пройдох. Первые два-три эпизода — пытка для зрителя (особенно невнимательного), потому что каждый второй диалог экспозиционный, а на экране мелькают десятки важных для истории героев. Запомнить информацию об устройстве мира, от топонимов и терминов до социальной иерархии и пророчеств, — уже подвиг, но задача осложняется тем, что постоянно приходится слушать брошенные между делом русские слова и словосочетания. Поверьте, вызывающее улыбку «гриша» — это только начало: дальше будут moya tsaritza, otkazat’sya, merzost’ и oprichnik. Звучит это не то чтобы нелепо, но в памяти так часто всплывает Надсат из «Заводного апельсина», что невольно начинает казаться, что в следующей сцене могут появиться любители moloka и ультранасилия в котелках.

Даниэль Галлиган в роли Нины на кадре из сериала «Тень и кость»

Даниэль Галлиган в роли Нины на кадре из сериала «Тень и кость»

Ко второй половине сезона понять вселенную и расстановку сил станет намного проще, но к этому моменту возникнут десятки вопросов к устройству мира и сюжету: чего только стоят те самые маги гриши, которые «ценятся как 50 обычных солдат», но отчего-то мрут как мухи в каждом бою. Тогда же станет ясно, что в кои-то веки в оригинальном фэнтези-сеттинге создатели разыгрывают уже изрядно надоевшие арки: готовая к самопожертвованию «избранная», любовный треугольник со злодеем и благородные бандиты. Наверное, для подросткового сериала этого более чем достаточно, но с таким подходом проверку на серьезное фэнтези, увы, не пройти. И это обидно, потому что у «Тени и кости» был потенциал представить если не мрачно- реалистичную, то хотя бы продуманную историю.

Лучше всего законы вселенной демонстрируют незначительные эпизоды — например, когда Алина использует свет с лупой, чтобы выжечь замок. А о соперничестве соседей намного убедительнее говорит не череда энциклопедических диалогов, а брошенная между делом фраза о том, что уничтожать каньон на самом деле не хотят ни восточная, ни западная Равка. Именно в такие моменты понимаешь, что создатели хоть и немного, но задумывались о том, как работает вымышленный мир на бытовом и социополитическом уровне. Жаль, эти примеры — скорее исключение из правил. Остается верить, что во втором сезоне, в котором, благо, уже не будет нужды объяснять, кто есть кто, создатели перестанут выдавать свое детище за серьезный сериал и просто сделают еще более динамичное и красочное подростковое фэнтези.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?