Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Тони Маршалл: "Во Франции женское кино -- феномен моды"

Добавить в закладки

На 25-й ежегодной церемонии вручения французской кинонаграды «Сезар» главные призы впервые достались режиссеру-женщине. Счастливая обладательница четырех наград (лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и самая многообещающая молодая актриса) – Тони Маршалл, дочь американского режиссера Уильяма Маршалла и звезды французского кино Мишлин Прель. В ее картине «Салон красоты »Венера«» отражены любовные перипетии трех стилисток из косметического салона. Несмотря на незатейливый сюжет и минимум спецэффектов, этот фильм только на родине посмотрело более миллиона человек. Премьерный показ ленты прошел в Петербурге в рамках Недели французского кино, снятого режиссерами-женщинами. В питерском Доме кинематографистов Тони Маршалл сама представляла картину.
-- «Салон »Венера«» – ваша четвертая режиссерская работа. До этого вы были актрисой, снялись в 14-ти фильмах… Можете ли считать свою актерскую карьеру удачной?
-- Я люблю кино с раннего детства, в какой бы роли я не находилась: смотрю фильм или делаю его. И то, что я была актрисой, – лишь один из способов оказаться причастной к кинематографу. Я занималась монтажом, была ассистенткой режиссера и …всегда оставалась зрительницей. Карьера актрисы вызвала у меня желание сделать что-то большее, стать режиссером и, с этой точки зрения, можно назвать ее удавшейся.
-- Придерживаетесь ли вы в своих лентах феминистских воззрений?
-- Более старшему поколению, к которому относятся Лилиана Ковани и Аньес Варда, приходилось драться за свою профессию. И им действительно хотелось маркировать свои фильмы какими-то женскими знаками. Но времена изменились… Теперь режиссеры-женщины рассказывают универсальные истории. И ты теряешься в догадках, кто это снял – женщина или мужчина? Надо сказать, что и во Франции задают вопросы, является ли тот или иной фильм феминистским. Между тем, для нас, женщин-режиссеров, этого вопроса не существует. Я всегда считала, что имею право на все. Но может быть, я так считала благодаря феминисткам, которые предшествовали мне? Ведь самое главное, что сейчас во Франции 5-6 летняя девочка может мечтать о том, что она станет режиссером, точно так же, как мальчик – о том, что он станет пожарным или космонавтом.
-- То есть во Франции наблюдается расцвет женского кинематографа?
– По-моему, Франция – единственная страна, где у женщин есть возможность снимать то, что они хотят, и не испытывать при этом никакой дискриминации.
-- А как мужчины-режиссеры относятся к активности конкуренток?
-- Я, наверное, вас удивлю, сказав, что спокойно. Как и везде, среди них есть парочка хамов, но они есть и среди женщин. В отличие от мужчин, мы стараемся в нашем режиссерском кругу отсматривать все, что мы делаем.
-- Однако женщина остается женщиной. Бывают ли у вас моменты слабости на съемочной площадке?
-- На съемках плакать трудно. При таком напряжении заплакать в принципе невозможно. Бывает, что придумаешь какую-то сцену, а потом из-за декораций, из-за актеров или погоды все на твоих глазах разваливается… Это очень тяжело. Но слезы выступают на глазах, когда, благодаря актеру, какая-то сцена становится магической, эмоция тебя захватывает и берет за горло.
-- Какая вы как режиссер: суровая, беском-промиссная или лояльная?..
-- Я зануда и доставала. Если я потратила столько усилий на то, чтобы что-то выдумать, то все должно быть по-моему!
-- Какой этап в работе над фильмом вам больше нравится?
– Когда перехожу от этапа «письма» к самой постановке. Писать сценарий – это жестокое, кошмарное занятие… Съемки фильма похожи на военное действие: один день побеждаешь, другой – проигрываешь, третий – ничья. А тот момент, когда фильм становится фильмом – это монтаж. Из многих часов отснятого материала наконец-то складывается образ картины. Это момент свершения.
-- Насколько быстро шла работа над «Салоном »Венера«»?
-- Я сняла этот фильм в Париже за 8 недель, работая по 5 съемочных дней. Мы не возводили специальные павильоны, а нашли пустующее помещение, которое вскоре должно было превратиться в сберкассу, и на скорую руку устроили там салон красоты. Во время съемок использовали все, что было по рукой: лавочки, мелкие магазинчики, автомобили, автобусы. Мы сказали аборигенам этого района: «Продолжайте жить, как живете, не обращайте на нас внимания, а мы вас будем потихонечку снимать». И люди настолько к нам пригляделись, что вскоре стали все принимать за чистую монету. Особенно сбивал с толку прилавок и книга предварительной записи. К концу съемочного периода к нам заходили люди и просили записать их на маску, на массаж или чист-ку лица. Они нас так доставали, что в конце концов мы стали их записывать: «Черт с ними, запишем на субботу – тогда нас здесь уже не будет! Пусть им кто-то другой делает эпиляцию ног».
-- В кадре вашим актрисам приходится много работать по специальности стилистов. Обучались ли они на каких-либо курсах?
-- Во-первых, я провела настоящее расследование, предметом которого стал соседний салон красоты, подготовила большое досье о его внутренней жизни. А что касается исполнительницы главной роли, Натали Бай, то ей пришлось пройти стажировку и научиться делать довольно много: накладывать на лицо маски, делать массажи, эпиляции и т.д.
-- Ваш фильм вышел в кинозалах Франции одновременно с суперпостановкой Клода Зиди «Астерикс и Обеликс против Цезаря» с Депардье и Бенини. Это повлияло на судьбу картины?..
-- С романтической точки зрения, я это представляла, как борьбу маленького скромного фильма против гиганта. С другой стороны, мы сами хотели, чтобы эти фильмы вышли в один день. Все другие продюсеры боялись выпускать фильмы в конкуренции с Клодом Зиди. Опасения не беспочвенны: каждую неделю по средам во Франции выходит на экран 12-15 фильмов, и поскольку публики не хватает, чтобы заполнить все залы, бывают картины, обреченные на провал. А наш дистрибьютор решил, что стоит рискнуть. У нас была надежда на то, что долгожданная картина Зиди привлечет детскую аудиторию, а «Салон »Венера«» будет понятен взрослым.
-- Насколько нов сюжет или вы делали фильм под впечатлением от чьей-то работы?..
-- Очень давно был американский фильм Роджера Кьюкора – «Женщины», который использовал обстановку салона красоты, чтобы рассказать любовные истории его клиенток, а мой фильм – о тех девушках, которые там работают. Во Франции я первой подняла эту тему… А идея картины родилась, когда я заглянула в новенький салон, только что открывшийся в моем микрорайоне. Весь такой розовенький-розовенький. И там внутри я увидела и услышала настолько интересные, глубокие и жестокие вещи, что подумала: об этом нужно снимать… И может быть, оттого, что до вашего тела дотрагиваются, что-то с ним делают, возникает глубокая близость между теми, кто работает в салоне, и клиентами. Люди рассказывают о себе такие интимные вещи, которые невозможно предать огласке в другом месте. Все, что вы видите в этом фильме, – это абсолютная правда.
-- «Салон »Венера«» в этом году четырежды был признан лучшим. Вы стали фавориткой «Сезара»…
-- Это для меня была вещь совершенно неожиданная. Впервые в истории женщина получила «Сезар» как лучший режиссер«!!! Возможно, »Сезар« облегчит мне подготовку следующих фильмов. Но все равно я буду мучиться, если что-то не получится, так что награды ничего не изменили во мне.
-- Самая главная сложность для режиссера-женщины?
-- Будь ты мужчина или женщина – тебе безумно трудно получить финансирование для фильма. Во Франции делается 140--180 фильмов в год. Но более половины сценарных идей каждый раз остается за рамками продукции. И на наш фильм никак не могли найти деньги. Несколько раз мы были на грани »фола«, но в последнюю минуту, буквально чудом, деньги нашлись. Затем ни один телеканал не хотел показывать этот фильм. Все говорили, что это история »старых кляч", которая никому не интересна. Ну, а теперь все поют в унисон, что был замечательный сценарий и все получилось как нельзя лучше.

Текст: Мила Кудряшова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?