
Дебют Кристин Скотт Томас со звездным кастом: на свадьбу приглашены Скарлетт Йоханссон, Сиенна Миллер и Эмили Бичем.
В идиллический домик сельской Англии приезжают три совершенно разные сестры: старшая Кэтрин (Скарлетт Йоханссон) служит в военно-морском флоте, средняя Виктория (Сиенна Миллер) построила актерскую карьеру в Голливуде, а младшенькая Джорджина (Эмили Бичем) — медсестра. Повод для возвращения весьма радостный: мать девушек, Диана (Кристин Скотт Томас), в третий раз выходит замуж. Праздник могут испортить разве что давние обиды и детские травмы.
2025-й смело можно именовать годом режиссерских дебютов именитых звезд. На прошедшем Каннском кинофестивале показали сразу три фильма, снятых известными актерами: к слову, среди начинающих постановщиков оказалась и исполнительница главной роли в «Она сказала “Да!”» Скарлетт Йоханссон. На самом деле премьера детища Кристин Скотт Томас состоялась еще в 2023 году на кинофестивале в Торонто. И нет, фильм добирался так долго не только до российского проката: в США, например, семейная драма вышла всего на две недели раньше. Причина подобной задержки, вероятно, кроется в прохладном приеме критиков.
Сестер объединяет трагичное прошлое: Кэтрин и Виктория в детстве пережили смерть отцовских фигур, каждый супруг Дианы был военным. После гибели первого мужа Джона женщина вышла замуж за Джонни, от которого и родила Джорджину. Второй мужчина в семье не задержался надолго, умножив горе и без того сломленных родственниц. Кристин Скотт Томас обращается к личному опыту: как и героини фильма, режиссерка потеряла и отца, и отчима — оба были пилотами ВВС. При этом «Она сказала “Да!”» нельзя назвать картиной автобиографической, скорее рефлексией о том, каково это — слишком рано и слишком часто переживать утрату.
Непростое детство не прошло бесследно: daddy issues тотчас бросаются в глаза. Кэтрин, очевидно, желая отдать дань уважения отцу и отчиму, повторяет их судьбы — предпочитает службу семейному счастью. Виктория же оказывается не способна ни с кем построить доверительные крепкие отношения. А Джорджина, напротив, готова терпеть измены мужа (Джош МакГуайр) из-за страха одиночества. Словно израненные птицы, девушки возвращаются в родительское гнездышко, где каждый уголок и дверной проем напоминают о былом. Впрочем, о шрамах детства мы узнаем лишь благодаря Кэтрин — центральной героине, чьи воспоминания на экране продемонстрированы необычным образом: Кристин Скотт Томас отказывается от традиционных флешбэков и предлагает анимационные черно-белые вставки. Монохромные зарисовки сложно назвать удачным решением: лирические отступления не вписываются в основную канву и скорее отвлекают от повествования.
У «Она сказала “Да!”» были все шансы пополнить список эталонных картин о магии сестринства. Зрители узнают частички биографии Кэтрин, Виктории и Джорджины — травмированных маленьких женщин, избравших совершенно непохожие пути. Казалось бы, на экране достаточно совместных сцен: барышни пытаются уличить мужа Джорджины в измене, выясняют отношения, проводят время со своими детьми, обвиняют друг друга в ошибках детства, обсуждают нового бойфренда матери и изредка проявляют нежность друг к другу. Но фильму катастрофически недостает акцента на быте, маленьких деталях, сокровенных беседах за чашечкой чая по ночам — в общем, на том самом волшебстве повседневности и родственной близости, из которых, как правило, и состоят семейные драмы. Мы не успеваем проникнуться историей ни одной из сестер и не имеем возможности как следует оценить природу отношений троицы.
Описание сюжета и разговор о травмах могут подтолкнуть читателей к вполне справедливой мысли: «Она сказала “Да!”» — меланхоличная драма о скорби и тяжести воспоминаний. На самом деле Кристин Скотт Томас не сгущает краски, а предпринимает попытки балансировать между праздником жизни и разговорами о трудном взрослении. В конце концов повод сбора родственников — свадьба! На фоне изумительной английской пасторали постановщица поднимает непростые вопросы — идеализации родителей, обманчивости памяти и необходимости отпускать прошлое. Так что же могло пойти не так? Увы, фильму не хватает пресловутой душевности, складного повествования и, на удивление, наличия химии между исполнительницами главных ролей. Личный проект Кристин Скотт Томас, сценарий к которому режиссерка написала вместе с мужем Джоном Миклтуэйтом, оставляет ощущение незавершенности и недосказанности. «Она сказала “Да!”» — хоть и симпатичное, но крайне неровное кино, которое вряд ли запомнится публике.