Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Творческий террор: рецензия на фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Слащавая духоподъёмная драмеди от Ричарда Линклейтера, в которой Кейт Бланшетт отправляется на Южный полюс за вдохновением.

Добавить в закладки

Бернадетт Фокс — некогда успешный архитектор, а ныне примерная жена и мать, практически не выходящая из дома. Бросив карьеру ради семьи, она уже много лет существует на автопилоте, и постепенно, конечно, связанные с этим нервозы начинают проникать наружу. Все вокруг советуют Бернадетт взяться за работу, кто-то хочет помочь психотерапией, а дочь предлагает съездить всей семьёй отдохнуть в Антарктику. Будучи поначалу не в восторге от всех этих идей, загнанная в угол Бернадетт в итоге решает уехать на Южный полюс, но, правда, совершенно одна и никого не предупредив.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Кейт Бланшетт как-то заявила, что роль в «Куда ты, Бернадетт?» станет последней в её актёрской карьере. Решение, в принципе, не самое странное: закончить титульной ролью в фильме Ричарда Линклейтера, одного из столпов нового американского независимого кино, — тот ещё хлопок дверью. Чего Бланшетт не знала, так это того, что её личный Линклейтер в полночь обернётся тыквой (то есть худшей работой режиссёра, наверное, вообще), а хлопок заглушит подложенная под дверь духоподъёмная книжка. Внутри неё одна из сотен совершенно одинаковых притч о сытых богатых творцах, которые всё ищут себя в этом беспокойном мире, да никак не найдут.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

«Куда ты пропала, Бернадетт?» похожа сразу на все такие истории, причём навязчивое чувство дежавю не покинет, кажется, даже тех, кто подобные фильмы никогда в глаза не видел (что уже довольно маловероятно). Это такая «Невероятная жизнь Уолтера Митти» минус магический реализм или, скажем, чуть более скромная версия «Путешествия Гектора в поисках счастья». Проговорённые вслух семейные неурядицы, рафинированные мечты и прочие, прочие трюизмы Линклейтер мешает, конечно, с лёгкой иронией, но совсем без приставки «само-». Смеётся он над кем угодно — чрезмерно сплочёнными жителями одноэтажной Америки, капиталистами, хипстерами, — но только не над самим собой. А стоило бы — от человека, который ради фиксации психологии времени 12 лет снимал «Отрочество», никак не ждёшь такой поверхностности.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Бланшетт очень старается быть убедительной Бернадетт, нервозным и дёрганым архитектором, который больше не может заниматься любимым делом. Но история не даёт ей никаких шансов — всё самое интересное с героиней произошло где-то перед прологом, остались одни последствия. А для последствий фильм недостаточно тонок — он может лишь мануально раздражать зрительскую эмпатию, муторно повторяя, какая героиня умная, талантливая и хорошая. Вся её психология — в обсуждениях других людей, все её мотивы — в высокопарных речах заскочившего на огонёк Лоуренса Фишбёрна. Фильм Линклейтера, вместо того чтобы копаться в потёмках творческой души, выворачивает её наизнанку, обнаруживая, что внутри ничего интересного-то и нет: одни пустые речи да тихие истерики.

Для фильма о человеке, попавшем в творческий тупик, в «Куда ты пропала, Бернадетт?» катастрофически мало фантазии — будто в этом самом тупике и не героиня вовсе, а сам Линклейтер, после «Каждому своё» вдруг ударившийся в программное академическое кино. Это могло быть концептуально интересно, попытайся Ричард вывести смыслы из своего положения, связать себя с героиней и вместе с ней искать путь от бытовой серости к яркой изобразительности. Бернадетт-то его в итоге находит, а вот сам Линклейтер — отнюдь. Может, и ему пора бы рвануть на Южный полюс за вдохновением (или хотя бы в Гренландию, где полюсные сцены и снимали). Ну или, как вариант, заняться ещё одним фильмом, который он будет снимать 20 лет.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?