Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Ужасы нашего городка: рецензия на сериал «Вампиры средней полосы»

Неплохая, но и совсем не выдающаяся детективная комедия о семье вампиров из Смоленска.

Добавить в закладки

Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов) — очень старый вампир, который спокойно живёт в Смоленске вместе со своей названной «семьёй»: бывшим офицером Красной армии, а ныне полицейской Анной Остроумовой (Екатерина Кузнецова), французским врачом Жаном (Артём Ткаченко), оставшимся в России с Наполеоновской войны, а также новообращённым Женьком (Глеб Калюжный), которого в кругу вампирской родни величают не иначе как «дебилом». Существуют они мирно и людей не убивают — соблюдают принятый между человечеством и вампирами закон. Но когда в лесу под Смоленском находят обескровленные трупы, главным подозреваемым оказывается Женёк — теперь семье надо найти настоящих убийц, прежде чем молодого кровососа казнят. Ситуацию осложняет то, что расследовать дело приезжает детектив из Москвы (Михаил Гаврилов), которому в напарники ставят Остроумову.

Юрий Стоянов в роли деда Славы (Святослава Вернидубовича) на кадре из сериала «Вампиры средней полосы»

Юрий Стоянов в роли деда Славы (Святослава Вернидубовича) на кадре из сериала «Вампиры средней полосы»

Совсем недавно словосочетание «российская телекомедия» мгновенно ассоциировалось с чем-то пошлым, глупым и однозначно ужасным — репутацию ТВ сильно подпортили безыдейные ремейки западных ситкомов, в нулевых и начале десятых выходившие целыми пачками на всех развлекательных каналах. И хотя стереотип этот до сих пор не выветрился из зрительского сознания, в индустрии многое изменилось: появились свои талантливые авторы, вслед за ними — свои идеи. Эволюция беспощадна по своей натуре и добирается даже до самых неочевидных вещей — вот и вышло, что сейчас большинство популярных российских телекомедий попадают как минимум в категорию «нестыдного», эпитета, который можно применить и к «Вампирам средней полосы».

Кадр из сериала «Вампиры средней полосы»

Вообще это показатель большого прогресса индустрии: теперь мы ругаем сериалы не за то, что они «плохие», а за то, что не так хороши, как могли бы быть. А у «Вампиров» были все задатки прорывного зрительского хита: любопытный концепт, навевающий очевидные ассоциации с «Реальными упырями», смелый рейтинг 18+ и в конце концов Юрий Стоянов — мы давненько не видели заслуженного комедианта на центральных ролях. В итоге только с последним вышло стопроцентное попадание. Стоянов здесь — главный харизматик и источник коротких колких шуток, которые явно задуманы авторами как будущие афоризмы. В роли главы семейства вампиров он безумно обаятелен, в нём удивительным образом сочетается устрашающая величественность и дедовская теплота. Ко всему прочему, его образ ещё и самый разносторонний — в сериале есть череда флешбэков из разных исторических эпох (Великая Отечественная, война 1812-го и т.д.), где показано, как старый вампир адаптировался к новым временам: и в каждом хронотопе он, разумеется, немного разный. Стоянов, кажется, так не развлекался на экране со времён «Городка» — о котором сложно не вспомнить, когда видишь походку деда Славы, подозрительно напоминающую ковыляние Модеста.

Артем Ткаченко в роли Жана Ивановича

Артем Ткаченко в роли Жана Ивановича на кадре из сериала «Вампиры средней полосы»

На самом деле актёр так хорош, что это даже мешает остальному сериалу. Другие артисты на фоне Стоянова выглядят блекло (хотя все на своих местах, просто с ним тягаться сложно), а сцены, в которых не участвует дед Слава, будто сразу теряют задор и остроумие. Вообще, как только оседает эффект новизны концепта, «Вампиры средней полосы» раскрывают себя как сериал очень конвенциональный. Всё те же слышанные миллион раз шутки, построенные на поверхностных стереотипах (француз — значит, бабник; молодой парень — значит, в Ютубе своём какие-то видео дурацкие записывает), знакомые театральные паузы и комедийные биты. Свобода стримингового проката авторами используется лишь для того, чтобы пару раз показать обнажённых людей и откровенные сцены секса, а самой интригующей линией в комедийном сериале вдруг оказывается магистральный детективный сюжет — сам по себе, в общем-то, совсем не смешной.

И проблема даже не в том, что «Вампиры средней полосы» неизобретательные. А в том, что они такими могли легко не быть. В сериале есть намёки на что-то оригинальное, но каждая свежая или по меньшей мере нестандартная идея авторов тонет под слоем трюизмов. Скажем, есть Остроумова — сильный женский персонаж, полицейская, которая не готова мириться с сексизмом на работе. Но и ей надо прописать романтическую линию с токсичным москвичом, вкладывать фразы типа «за меня мужчина уже сто лет в драку не ввязывался». Есть интересная тема отношений Москвы и провинции — но её осмысление ограничивается затёртыми шутками про то, как в регионах всё работает через одно место. Есть неординарный жанр почти что гоголевской хоррор-комедии — но в итоге от Гоголя остаются только говорящие имена (та же Остроумова, Жалинский, Святослав Вернидубович), безнадёжно театральный приём, который авторы до сих пор, видимо, считают жутко смешным. Смотря «Вампиров», сложно отделаться от чувства, будто у создателей есть намерение сделать что-то новое и классное, но они пока не освоили инструментарий, который позволит это сделать, — вот и остаётся сбиваться на банальности и клише. Конечно, после двух серий всё ещё может измениться, но пока что «Вампиры средней полосы» выглядят нестыдным, но и совсем необязательным сериалом — где-то в золотой середине между «Реальными упырями» и «Реальными пацанами».

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?