Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

В каждой смерти есть доля жизни: рецензия на фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо»

Комедия об эвтаназии от французского режиссера-провокатора: действительно смешная и в меру сентиментальная.

Добавить в закладки

«Все прошло хорошо» можно назвать первой неожиданностью Каннского фестиваля 2021 года: Франсуа Озон уже лет 5 как взял темп один фильм в год — большая часть его картин попадает на главные смотры. Это постоянство, с одной стороны, побуждает радоваться продуктивности режиссера, с другой — заставляет держаться настороже. Его предыдущее «Лето’85» было не более чем цветастой, приятной летней безделушкой вроде сувениров, что продаются в киосках на берегу. Оттого казалось, что столь быстрое возвращение окажется очередной беседой на один вечер, но Озону удалось заставить нас не только устыдиться своего снобизма, но и хохотать на весь зал во время фильма об эвтаназии.

Софи Марсо в роли Эммануэль на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Софи Марсо в роли Эммануэль на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Рутинные ритуалы Эмманюэль (проникновенная и обворожительная Софи Марсо) прерваны тревожным звонком: отец в больнице. Суета, сборы, палата, сестра, сочувственные взгляды и почти недвижимое тело очень пожилого человека. Даже идя на поправку, заново научившись сидеть и держать стакан в руке, старик мечтает только о том, чтобы в этом стакане оказался яд и он мог спокойно умереть. На плечи дочерей ложится абсолютно невыносимая ноша — организация эвтаназии для отца в Швейцарии (где это законно, в отличие от Франции). Отыграть назад уже не выйдет — с папой спорить бесполезно.

Сразу хочется вспомнить и недавнего «Черного дрозда» со Сьюзен Сарандон, и «Море внутри» с Хавьером Бардемом, но только лишь на секунду, чтобы скорее отбросить эти ассоциации: кроме акта добровольного ухода из жизни, у этих фильмов нет, пожалуй, ничего общего с картиной Озона. Своей историей с режиссером поделилась сценаристка Эмманюэль Бернейм, с которой Озон уже работал: ее личная утрата и автобиографический роман обрели кинематографическую плоть его стараниями.

Софи Марсо в роли Эммануэль на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Софи Марсо в роли Эммануэль на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Любой сюжет решает оптика и поступь автора по страницам текста: церемониальность события разбивается о нелепость быта, а душераздирающие ситуации заставляют чаще смеяться, чем плакать. Не то чтобы Озон пытался декларировать с экрана, что умирать весело, вовсе нет. Уход в мир иной мучителен не только для без пяти минут покойника, но и для близких, через чье плечо Озон и смотрит на кончину. Но в любой болезни и скорбном увядании есть множество местечковых и несуразных моментов, из которых, в общем-то, и складывается жизнь. Здесь будут и прощания, и последние желания вроде ужина в том самом ресторане с тем самым официантом, и концерт внука, но градус трагизма вкручен на минимум. Пожалуй, эта легкость служит тому, чтобы подчеркнуть добровольность акта: смерть от большой любви к жизни — бывает и так.

Андре Дюссолье на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Андре Дюссолье на кадре из фильма «Все прошло хорошо»

Вся эта конструкция, противоречивая на сценарном чертеже, скорее всего, развалилась бы, не будь на главную роль приглашен Андре Дюссолье. С каждым днем (а начался всего лишь третий) фестиваль все больше поражает игрой актеров: в вечер открытия каждый второй был готов наградить Адама Драйвера за роль в «Аннетт», а уже на следующий день Дюссолье умножает пройденное на два. Актер скован физически — это и паралич, и перекошенная губа, но, как часто и бывает, ограничения идут кинематографу на пользу: от едкой беспомощности Дюссолье глаз невозможно оторвать. Вся амплитуда отношений (известное дело — от любви до ненависти), встречи и прощания проносятся в одном лишь взгляде — и если большую часть хронометража хочется смеяться, то в этих сценах бежит мороз по коже даже в июльский полдень.

Удалось Озону избежать и еще одной ловушки — вязкой паутины из флешбэков. Само собой, отец — не ангел: гомосексуал, скрывавший свою суть, успешный делец и любитель искусства, он сломал жизнь жене-партнеру (краткое, но весомое появление Шарлотты Рэмплинг) и искалечил моральное здоровье дочери, которая ела слишком много кексов. Но аура былого на экране мелькает едва-едва, лишь в паре сцен, которые не претендуют на вторую линию сюжетной хронологии.

Гадать о судьбе картины не приходится: прокатчики A-ONE покажут фильм в России, и, каковы бы ни были перспективы «Все прошло хорошо» относительно «Веток» и прочих наград, это то кино, которое стоит ждать и стоит смотреть. В каждой шутке лишь доля шутки, а в каждой смерти есть доля жизни.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?