Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Эверест»

Захватывающее и эффектное трагическое полотно о реальном неудачном покорении высочайшей горы мира

Добавить в закладки
Вертикальный предел

Трейлер

Весной 1996 года профессиональный альпинист Роб Холл (Джейсон Кларк) набирает группу для восхождения на Эверест. Он обещает своим клиентам максимально возможную безопасность и максимально возможный комфорт, и в группу попадают люди, которые вряд ли бы отправились в обычную экспедицию на высоту, где воздух столь разрежен, что там не могут летать вертолеты. Холл уже не в первый раз устраивает такую «экскурсию», и он уверен в себе и в своей команде гидов и носильщиков. Но когда 10 мая группа начинает финальный штурм «пика мира», разработанный Робом график срывается, и начавшаяся снежная буря превращает и без того тяжелое восхождение в одну из страшнейших трагедий в истории Эвереста.

Кадр из фильма "Эверест"

Предполагалось, что Роба Холла сыграет Кристиан Бейл, но актер предпочел съемки в блокбастере «Исход: Цари и боги»

Фильмы-катастрофы делятся на две группы. Большинство таких лент рассказывает о людях, которые случайно попали в беду. Герои «Титаника», например, были уверены, что им ничто не угрожает на пути в Америку. Таким героям просто сопереживать – каждый может представить себя на их месте.

Кадр из фильма "Эверест"

Совсем другое дело – ленты вроде «Эвереста», где персонажи бросают вызов природе и не выдерживают ее ответный удар. Подобно горе-рыбакам, которых спасатели снимают с отколовшихся льдин, герои «Эвереста» сами виноваты в том, что забрались в «зону смерти», где еще недавно погибал каждый четвертый альпинист (сейчас статистика лучше, но не намного). Как убедить зрителей сочувствовать персонажам, заплатившим деньги за игру в «русскую рулетку» со стихией? Это нелегкая задача, и исландский режиссер Балтазар Кормакур с ней, пожалуй, не справился, хотя и нанял ярких и харизматичных звезд. Не помогли даже давящие слезу сцены, в которых герои общаются – возможно, в последний раз – с родными, которые ждут их дома. Несмотря ни на что, за родных переживаешь сильнее, чем за альпинистов, и Джека и Роуз из персонажей Джейсона Кларка и Киры Найтли не вышло. К счастью, у «Эвереста» хватает достоинств, чтобы смириться с этим недостатком.

Кадр из фильма "Эверест"

Поскольку настоящие альпинистские костюмы для восхождения на Эверест были бы слишком «жаркими» для съемок на малой высоте и в павильонах, актеры во время съемок носили облегченные имитации реального снаряжения

Все плюсы картины проистекают из того, что это подлинная и хорошо известная трагическая история, и создатели фильма не решились ее подправить, чтобы вписаться в голливудский канон. Поэтому все в картине происходит так, как в жизни. Слабые проявляют слабость, глупые ведут себя глупо, чрезмерно амбициозные становятся жертвами своих амбиций, а героизм проявляет альпинист с отнюдь не американским именем Анатолий Букреев.

Кадр из фильма "Эверест"

Если бы Букреева, выдающегося русского покорителя гор с паспортом Казахстана, звали Джонни Смит, то фильм, вероятно, был бы сагой об американском герое, который в пургу на Эвересте нашел и вывел к перевалочному лагерю нескольких менее опытных альпинистов. Но так как прославление русских в голливудский мандат не входит, то Букрееву фильм уделяет так мало времени, как это только было возможно без задвигания мужчины в третьестепенные, почти эпизодические персонажи. Мол, «молодец, конечно, мужик, и медаль за свой подвиг он получил по заслугам, но наш фильм не о том, как проявил себя Букреев, а о тех людях, которые в тот злосчастный день так и остались на горе».

Кадр из фильма "Эверест"

Конечно, обидно за нашего альпиниста. Но, честно говоря, фильм выиграл от того, что Букреев не стал его главным героем. Картины о реальных и вымышленных триумфах в Голливуде на каждом шагу, а вот печальные ленты вроде «Эвереста» выходят нечасто. И еще реже появляются картины, которые не просто изображают реальную трагедию, а наводят на самые разные мысли – от опасности коммерциализации экстремального альпинизма до наивности людской веры в победу над природой. Конечно, не нужно забираться на Эверест, чтобы ощутить слабость человека перед буйством стихии. Но на высоте в 8 км над уровнем моря это ощущение превращается в абсолютную уверенность. Равно как и осознание того, что горы проверяют людей на прочность и показывают каждому, чего он на самом деле стоит.

Кадр из фильма "Эверест"

«Эверест» был бы довольно скучным фильмом, если бы он только ставил перед зрителями глубокие философские вопросы, но лента отлично смотрится и как необычное блокбастерское развлечение. Первая половина фильма – это интереснейшая, почти документальная по своей обстоятельности зарисовка обо всем, что можно увидеть и пережить во время подготовки к восхождению на Эверест. Вторая же половина ленты – это драматичный рассказ о трагедии экспедиций Холла и его друга-конкурента Скотта Фишера, сыгранного Джейком Джилленхолом. Будь эта история высосанной из пальца, в ней, вероятно, было бы больше неожиданных поворотов. Но подлинность повествования компенсирует его недостаточную «триллерность».

Главный же плюс ленты – это убедительные съемки, часть которых проходила на Эвересте, а часть – а Альпах, куда более безопасных, но не менее красивых и заснеженных. Когда смотришь фильм, умом понимаешь, что на экране операторские трюки и спецэффекты. Но глаза настаивают, что герои в самом деле взбираются на высочайшую гору мира, и от приключения персонажей захватывает дух. Когда же выходишь из зала, то начинаешь прикидывать, как скопить деньги на поездку в Непал. Казалось бы, трупы персонажей должны убедить в том, что от гор лучше держаться подальше. Но показанный на экране Эверест так величествен, что его притяжению невозможно противиться.

С 24 сентября в кино.

Текст: Борис Иванов
1 комментарий
А
По сравнению с Вертикальным Беспределом точно шедевр
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?