Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Борис Акопов меняет эпоху, но остается верен 90-м.
Есть на отечественном кинематографическом ландшафте один устойчивый архетип — провинциальная трясина, что засасывает героев, стоит тем даже посмотреть в сторону светлой мечты. «Обнальщик» Бориса Акопова, пожалуй, один из самых свежих примеров того, как подобный подход к созданию криминальных историй можно если не модернизировать, то слегка обновить. Разбираемся, как режиссер «Быка» переселил хмарь 90-х в землю мечтательных 2010-х.
Предприниматель Михаил (Александр Яценко) переезжает с женой Ольгой (Елена Николаева) и сыном Лешей (Фёдор Кудряшов из недавнего «Лермонтова») в небольшой городок на Дальнем Востоке. Отец радуется новому дому на берегу моря и близости Китая, куда Леша вот-вот должен уехать на стажировку в бизнес-инкубатор — парень изучает IT и молодой крипторынок. Впрочем, быстро оказывается, что за обучение ребенка Михаил заплатить не успел (или не смог), с крупной поставкой цветов, которую мужчина ждет из Китая, возникли сложности, а партнера по предпринимательской деятельности в далекой Москве держат в заложниках очень влиятельные и злые люди. Чтобы выбраться из долгов и как-то свести концы с концами, Мише придется связаться с опасной женщиной по кличке Мама (Ольга Тумайкина), которая держит в ежовых рукавицах порт и организованную преступность региона
А Леша вдруг понимает, что помощи от отца ждать не стоит, и применяет познания в цифровых технологиях на практике — начинает помогать мутному типу Давиду (Фархад Мухаметзянов) обналичивать для местных бандитов деньги с помощью толпы несовершеннолетних дропперов и собственной биржи по продаже NFT-токенов. Борис Акопов выбирает ритм практически документального репортажа: первые эпизоды сразу бросают зрителей в криминальное пекло. Давление на героев растет буквально с каждой минутой, проблемы превращаются в снежный ком, а долги растут быстрее, чем курс биткоина. За пару серий персонажи Яценко и Кудряшова успевают разозлить всех самых опасных людей своей новой точки приписки и погрузиться в такую пучину отчаяния, что 90-е покажутся раем.
Стоит отметить точную игру Александра Яценко, который превращает Михаила из потенциального токсичного отца и агрессивного мужа в мужчину, живущего под перманентным прессом проблем, но пытающегося оградить семью и от внешних угроз, и от собственного темного нутра. Федор Кудряшов исполняет роль подростка-технаря, лишенного карикатурности и признаков возвышенной гениальности. Его Леша живой, нервный, активный и трогательный, он вовлекается в криминальные дела не по собственному желанию, а от безысходности и из-за эмоциональной зависимости от отца. Во время совместных сцен Яценко и Кудряшов прекрасно понимают и друг друга, и собственных героев, отчего актерское взаимодействие выходит легким и помогает зрителям проникнуться к паре доверием.
А вот дальше, к сожалению, начинаются недостатки. Типичный для картин о 90-х сюжет, перенесенный в 2013 год, выглядит упрощенно: пытаясь балансировать между семейной и криминальной драмой, «Обнальщик» пока вязнет на каждом из фронтов. Персонажи пусть и человечны, но прописаны весьма пунктирно, а вечный тезис «дети не должны страдать за грехи отцов» выпирает слишком уж нарочито. Определенные углы должна сглаживать рукотворная художественная условность дальневосточной глубинки, где сытые 2010-е все еще выглядят как 90-е, но приморский городок, на фоне которого разворачиваются события сериала, ощущается как картонные декорации.
«Обнальщик» вполне способен подарить зрителям, которым не хватило «Лихих» или «Детей перемен», дополнительные часы легкого криминального саспенса со знакомым моральным посылом. Потенциально «Обнальщик» может выполнить впечатляющий разворот в сторону истории взросления, но пока работа на стыке жанров приносит больше проблем, что дивидендов. У Акопова вышел вполне стандартный проект, помещенный для верности в не самые заезженные временные рамки, — очередное доказательство того, что 90-е пусть и формально закончились, но просто так отпускать своих верных адептов не собираются.
Внуки перемен: обзор первых серий криминального сериала «Обнальщик»
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский
От Белого дома до палатки у моря: 5 раз, когда Джиллиан Андерсон сыграла реальных женщин
Сегодня / Текст: Настасья Горбачевская
Бедный-несчастный: рецензия на сериал «Камбэк» с Александром Петровым
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Рецензия на сериал «Тысяча “нет” и одно “да”»: фестиваль любовных треугольников в Сочи
16 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на сериал «Химкинские ведьмы»: «Зачарованные» у нас дома?
15 ноября / Текст: Оля Смолина
Что посмотреть? Гульназ Давлетшина советует «Заговор проказниц»
15 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).