Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Со дна вершины»

«Правильная», но топорная российская спортивная драма о подростке, который вновь становится на лыжи после того, как лишается ног.

6
оценка

Старшеклассник Леша Царев (Павел Шевандо) живет в Мурманской области, занимается горными лыжами и готовится к стартам самого высокого уровня. Однажды его друг и конкурент Костя (Константин Белошапка) останавливает канатную дорогу, на которой едет Леша, чтобы отомстить приятелю за то, что тот проводит слишком много времени с одноклассницей, которая им обоим нравится. Чтобы не опоздать на тренировку, Леша залезает на трос, падает и разбивается. Врачам приходится ампутировать парню ноги, чтобы спасти ему жизнь. Осознав, что его жизнь навсегда изменилась, Леша на время впадает в депрессию. Но затем с помощью отца (Владимир Вдовиченков), бывшего тренера и других близких людей Леша учится ходить на протезах и вскоре вновь становится лыжником, теперь уже паралимпийским.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Кадр из фильма «Со дна вершины»

«Кто главный герой нашего времени?» – много лет спрашивало российское кино. Кажется, оно его наконец-то нашло. Наш ответ западным супергероям – это спортсмен, который не только преодолевает спортивные преграды, но и перемахивает через медицинские, политические, романтические препоны. Раньше у нас поэт был больше чем поэт, а теперь спортсмены стали символами нации, и фильмы о них сыплются как из ведра. Конечно, хочется большего героического разнообразия, но кто достоин столь же громкого воспевания? Так что не расстраиваемся и миримся с тем, что есть.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Лыжные сцены ленты снимал оператор-фрирайдер Николай Пиотровский, специализирующийся на документальных съемках во время катания на горных лыжах

Новая российская спортивная драма «Со дна вершины» посвящена возвращению на соревнования после тяжелой травмы. Эта тема только что была затронута в «Льде», но там героине удавалось полностью восстановиться, и ее реабилитация была лишь одной из множества сюжетных составляющих. Положение Леши куда тяжелее, и, соответственно, лента полностью сосредоточена на пути героя от больничной койки до международных соревнований. Даже романтическая линия, заявленная в зачине ленты, фактически пропадает из действия вплоть до концовки. У парня нет времени и сил на строительство отношений, а его пассия, в отличие от героя «Льда», не пытается помочь Леше и со стороны наблюдает за его сражением с инвалидностью.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Как и герой фильма, его реальный прототип Алексей Мошкин снова начал кататься на горных лыжах менее чем через год после того, как лишился ног

Картина вдохновлена реальной историей кемеровского чемпиона Алексея Мошкина, который в 14 лет лишился ног, а уже в 18 лет вышел на паралимпийскую трассу в Альбервилле и заслужил медаль. Правда, Мошкин показался авторам фильма слишком уж героичным и неукротимым – недосягаемым сверхчеловеком, которым нужно восхищаться, но который своей идеальностью подавляет тех, кто мог бы взять с него пример. Поэтому экранный Леша душевно слабее, и внешность у него нарочито не геройская (реального Мошкина мог бы сыграть Том Круз).

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Царев понятен и человечен. Это парень, у которого бывают депрессии и истерики и которому нужна не только практическая, но и моральная поддержка, чтобы встать на протезы, встать на лыжи, начать выступать на соревнованиях. Хотя характер у Леши бойцовский, до реального Мошкина и до реального Алексея Маресьева (помните «Повесть о настоящем человеке»?) ему далеко. Впрочем, фильму это идет в плюс, потому что эмоциональные взлеты и падения Леши придают повествованию драматизм и потому что картина показывает пример для подражания не только для инвалидов, но и для их близких. Кроме того, есть свой героизм в том, чтобы раз за разом преодолевать отчаяние и продолжать бороться. Ведь невозможно насильно вытащить человека из депрессии, если у того нет на это душевных сил.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Как видите, идейно «Со дна вершины» четко выстроено, и оно, в отличие от «Льда», не гонится сразу за несколькими жанровыми зайцами. Это «правильное» кино – но также плоское и топорное, неотесанное. В нем нет постановочного, сценарного или актерского блеска, которые выделяют «Движение вверх» и «Лед». У картины было четыре режиссера и шесть сценаристов, и чувствуется, что фильм вымучивался, а не рождался, и что его авторами двигали скорее идеологические, чем артистические соображения. Поэтому большого удовольствия от просмотра не получаешь.

Зато лента дает заряд позитивного мышления. А еще на экране можно увидеть Мурманскую область и с удовлетворением отметить, что она не сводится к тому, что показано в «Левиафане». Понятно, «огламурить» Кировск и Апатиты авторы фильма бы не смогли, даже если бы попытались. Но северный регион все равно предстает местом, где можно жить и многого добиваться, а не только пить и выживать. Это, пожалуй, самое приятное чувство, которое способно подарить «Со дна вершины».

С 1 марта в кино.

 
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  41


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть