Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Линкольн»

Фильм, над которым Спилберг работал десять лет.

Яркий рассказ о том, как Линкольн (Дэй-Льюис) всеми средствами склоняет на свою сторону палату представителей Конгресса, чтобы провести Тринадцатую поправку к Конституции, фактически запрещающую рабство.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"

Дайте режиссеру снять фильм о президенте – и в итоге президент обязательно будет нести в себе какие-то черты личности режиссера. Оливер Стоун сделал из Никсона и Джона Ф. Кеннеди темпераментных параноиков и высмеял Джорджа Буша-младшего в «Буше». В неоднозначном фильме Стивена Спилберга 16-й и самый почитаемый президент США предстает прирожденным шоуменом и рассудочным мыслителем. У этого Авраама Линкольна немало общего со Спилбергом.

Взяв за основу одобренную Обамой биографическую книгу Дорис Кернс Гудвин под названием "Команда соперников", драматург Тони Кушнер создал сценарий о политической жизни Линкольна толщиной в 550 страниц. Режиссер, сузив свою задачу, взял в работу последние 80 страниц этого опуса. Отбросить освященную давними традициями формулу байопика, чтобы показать своего героя в кульминационный момент его жизни – одно из самых гениальных решений в карьере Спилберга.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"


Хэл Холбрук, исполняющий роль основателя Республиканской партии Фрэнсиса Престона Блэра, трижды играл самого Линкольна: в мини-сериале 1974 года "Линкольн", мини-сериале 1985 года "Север и Юг" и в скетче на "Шоу Эда Салливана".

Итак, в фильме нет босоногого детства в штате Кентукки, нет подъема к вершинам власти и величия, нет Геттисбергского обращения. О ходе Гражданской войны мы узнаем только из отрывочных донесений. Дела семейные показаны лишь во второстепенных сюжетных линиях: старший сын Роберт (Джозеф Гордон-Левитт) готов пойти на ссору с отцом, чтобы записаться добровольцем в армию, а тот стремится уберечь его, при этом принося в жертву бесчисленное множество чужих сыновей; психически нестабильная жена Мэри (Салли Филд) выматывает ему душу жалобами на головные боли и разбитое сердце, при этом одаривая политических противников мужа грозными взглядами исподлобья.

Фильм целиком и полностью посвящен последним горячим месяцам второго президентства Линкольна, а точнее – его попыткам провести через палату представителей Конгресса Тринадцатую поправку, запрещающую рабство. Подобная тематика, возможно, покажется вам сухой и многословной, но на деле все очень захватывающе… и многословно. Зная, что на кон поставлена сама душа нации, Линкольн, как бы невероятно это ни звучало, решается оттянуть окончание войны ради того, чтобы поправка была принята.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"

В сложном сценарии Кушнера присутствует холодное понимание того факта, что, если бы принятие поправки было задержано до возвращения Юга в Союз, она никогда не прошла быи рабство не было бы уничтожено. Что ж, тогда мы имеем дело с гимном демократии в его наиболее значимом виде – с биографией политического момента. Спилберг требует от нас полной концентрации, однако смотреть его фильм легко: он убедителен, очень красив и изобилует яркими личностями.

В каждой фразе, каждом кадре "Линкольна" присутствует мысль. Изображение и звук безупречно дополняют друг друга: кажется, что сама камера разговаривает, а слова оживают у нас на глазах. Много говорилось о чрезмерной рассудочности Спилберга-режиссера, однако искусное кадрирование и роскошные темно-кофейные цвета опровергают эти утверждения: свет, проходя через клубы табачного дыма и тучи пыли, словно становится чем-то осязаемым. А огромная массовка играет, не жалея сил и энергии.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"


Дэй-Льюис принял решение, каким именно голосом будет озвучивать Линкольна, на основании рассказов современников, которые утверждали, что у президента был тенор и это весьма способствовало его репутации великого оратора, поскольку в эпоху до появления усилителей высокие голоса звучали более внятно и отчетливо.

Для достижения своей цели Линкольн использует любые имеющие в его арсенале средства: аргументы, убеждения, угрозы, подкуп, заранее подготовленный набор соленых прибауток, а в сенсационной сцене досаждающего ему правительства за окутанным клубами дыма столом заседаний – и титаническую силу воли. "Я наделен колоссальной властью!" – ударив по столу, гневно выкрикивает Дэниэл Дэй-Льюис, когда страсти накаляются. Всеми правдами и неправдами он склоняет на свою сторону колеблющихся членов Палаты представителей, в которой в 1865 году политические убеждения демократов и республиканцев были прямой противоположностью нынешним.

Вместо того чтобы еще раз отполировать легенду, высеченную на горе Рашмор, Спилберг сдирает с поверхности лак и обнажает скрытый под ней грубый прагматизм. Чтобы добиться своего, идеалисту приходится выкручивать руки и пресмыкаться перед нужными людьми. Оказывается, при необходимости Честный Эйб мог быть и лживым ублюдком.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"


Спилберг был настолько внимателен к деталям, что тиканье наручных часов Линкольна записывалось с настоящих часов президента, хранящихся в Президентской библиотеке и Музее Линкольна в городе Спрингфилд, штат Иллинойс.

"Линкольн" зачастую очень смешон. Сцена, когда трех скользких агентов во главе с усачом-сквернословом Джеймсом Спейдером отправляют обхаживать (или запугивать) колеблющихся – это почти фарс. А больше всех веселится Томми Ли Джонс, с каменным лицом играющий Таддеуса Стивенса, великого аболициониста, которого убеждают на время отказаться от своего принципа "все или ничего". Говорят, что "войдя в раж", Стивенс был способен разнести своих дрожащих оппонентов в клочья; аналогичным умением, по свидетельствам трясущихся от страха интервьюеров, владеет и мистер Джонс.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"


Уже многие десятилетия ходят упорные слухи о том, что в 1863 году в Белом доме с помощью устройства для графического отображения звуков, называемого фонавтограф, была сделана запись голоса Линкольна. Обнаружить ее так и не удалось, и для специалистов в области Гражданской войны эта запись остается чем-то вроде Святого Грааля.

Если говорить об ассоциациях, которые вызывает фильм, то на ум сразу приходят братья Коэн. Вот американская до мозга костей сцена, в которой упрямцы с нелепой растительностью на физиономиях обмениваются оскорблениями: барочный компендиум твеновских чудачеств, шекспировского ораторского мастерства, библейских заповедей и цветистого пиара того времени, венчаемый примером самого хлесткого употребления фразы "ничтожное существо" в истории кинематографа. Кушнер подталкивает режиссера к сатире, ибо кто такие политики, если не актеры, и что есть Палата представителей, если не театр? Однако в серьезности подхода Спилберга не возникает ни малейших сомнений. В стремлении хотя бы мельком взглянуть на мир за пределами залитого светом фонарей Вашингтона, Линкольн верхом на коне объезжает развалины Питерсберга, заваленного мертвыми телами… творя добро, иногда приходится прибегать к ужасным злодеяниям.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"

Наверное, очень символично, что шизоидное сердце американской истории сыграл наполовину англичанин, наполовину ирландец Дэй-Льюис. Побывав следопытом Соколиным глазом в «Последнем из могикан», жестоким, завернутым во флаг громилой Биллом Мясником в «Бандах Нью-Йорка» и бездушным магнатом Дэниелом Плэйнвью в «Нефти», теперь он стал великим освободителем Линкольном.

Кадр из фильма "Линкольн"

Кадр из фильма "Линкольн"


Непредсказуемый и, благодаря мастерской работе Спилберга и Кушнера, интеллектуальный "Линкольн" – истинная веха в истории киноиндустрии. А Дэй-Льюис настолько убедителен, что хочется снять перед ним цилиндр.

Актер, не имеющий себе равных в части подготовки к ролям и изучения своих персонажей, вытягивает вперед шею и напрягает все мышцы, чтобы передать походку Линкольна, которую современники именовали деревянной. Дэй-Льюис неуклюж, словно Робокоп, его гнусавый голос постоянно кажется недовольным, и привыкнуть к этому нелегко. Его герой задумчив и дипломатичен, его неуверенные улыбки мимолетны, он одевается, как гробовщик, и имеет привычку, уронив цилиндр, цитировать Эвклида и "Гамлета". Спилберг окутывает его тенями и венчает серебристым нимбом: к сожалению, заключительные пять минут фильма – совершенно лишние. Создается впечатление, что единственное их назначение – второпях вернуть Линкольну образ святого перед мелодраматической концовкой, потому что эти кадры и есть короткий этюд на тему той самой режиссерской рассудочности: с отточенной концентрацией покачнувшегося канатоходца Дэй-Льюис удерживает дразнящее равновесие между живым человеком и мраморной статуей. Когда мы впервые видим его Линкольна, президент сидит в позе, столь знакомой по будущему мемориалу, спиной к зрителю и лицом к оркестру, слушая, как чернокожие солдаты, демонстративно обращаясь к нему, скандируют слова из его же Геттисбергского обращения. Смысл происходящего кристально ясен: обещания нужно выполнять.

Комментарии  227

Читайте также

показать еще



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть