Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Патерсон»

Двухчасовое любование медленно текущим провинциальным пейзажем выдает в авторе большого любителя поэзии, но для зрителя такая картина может оказаться нелегким испытанием

Добавить в закладки

Водитель автобуса по имени Патерсон ведет неспешную жизнь в компании жены Лауры и ее любимой собаки. Шесть дней в неделю он встает рано утром, отправляется на работу, весь день сидит за баранкой, слушая разговоры пассажиров, затем пропускает кружку пива в местном баре и отправляется домой, где ветреная супруга то рисует, то разучивает песни, то экспериментирует на кухне с кексами. Другой бы сошел с ума, погрузившись в рутину, но Патерсона его ритм жизни настраивает на поэтический лад, всюду он видит рифмы и смыслы. Намеренно отказавшись от современных технических помощников, Патерсон не печатает свои стихи на компьютере и не наговаривает на диктофон в своем мобильном – каждая поэтическая строчка заносится им в небольшой бумажный блокнот, тщательно охраняемый от посторонних. Но однажды поэт оставляет свое главное сокровище на столе в гостиной и уходит с женой в кино…

Кадр из фильма "Патерсон"

По словам Джармуша, первые наброски сценария «Патерсона» он сделал еще 20 лет назад, однако долго не мог подобрать стихи, которые придали бы ленте нужное настроение

Если чьи-то фильмы и не стыдно сравнивать с поэзией, так это картины Джима Джармуша. Медитативные и глубокомысленные, серьезные и смешные, обыденные, но всеобъемлющие картины этого режиссера недаром считаются современной классикой – их внутренняя музыка способна растеребить многие души. Многие, но далеко не все, и в этом главная проблема творчества Джармуша – при кажущейся простоте массовый зритель их принимает плохо, а большая часть поклонников кино и вовсе сторонится такого кино. Что ж, поэзию тоже понимают и принимают не все, так стоит ли искать объединения и примирения?

Кадр из фильма "Патерсон"

Джармуш и не ищет. Его новый фильм «Патерсон» – одновременно издевка над теми «толстокожими» зрителями, которые нуждаются в классических сюжетных схемах с завязкой, катарсисом и четко проговариваемым финальным выводом, и филигранное подмигивание «своим», мол, мы-то с вами понимаем, нас-то объединяют нити куда более эфемерные. Такие фокусы, впрочем, Джармуш проворачивает давно: его «Выживут только любовники» лишь 13-летним девочкам покажутся «вампирской сагой», а «Мертвец» лишь для самых недалеких представляется исключительно вестерном. Но в «Патерсоне» режиссер напрямую обращается к совсем узкому кругу лиц, к тем, кто действительно понимает, чувствует и ценит поэзию.

Кадр из фильма "Патерсон"

Фильм и вправду получился поэтическим, рифма в нем бьет на протяжении всей картины: Патерсон-герой и Патерсон-город, гитара-арлекин и черно-белое оформление комнаты, езда на автобусе и путь из дома на работу, банальные проблемы коллеги и пафосные рыдания посетителя бара, даже близнецами фильм напичкан так плотно, как стих плохого поэта рифмами «кровь-любовь». Однако поэтика «Патерсона» – дело очень непростое для понимания и ощущения, для просмотра этого фильма, как никогда, возможно, нужно особое настроение. Нет, в фильме нет душераздирающих сцен, никто не погибает и не страдает от несправедливости мира, но просмотр «Патерсона» рекомендуется исключительно в комплекте с чтением томика Бродского и прослушиванием группы Radiohead – в фильме полно грусти и меланхолии.

Кадр из фильма "Патерсон"

Депрессивной, впрочем, ленту назвать тоже нельзя, финал даже несколько обнадеживает, поддерживает загрустившего было зрителя, одаривает новой порцией льющихся из-под пера Патерсона-водителя строк. Жизнь продолжается, несмотря ни на что, завтра утром будильник снова прозвонит, автобус выйдет на маршрут, а пассажиры станут перемывать косточки очередной соседке или звезде, не замечая, как улыбается невольно подслушивающий их шофер. И в этом весь Джармуш, герои его фильмов всегда возникают на экране словно из ниоткуда, а после двух часов неспешного диалога со зрителем исчезают в неизвестном направлении. Точно как слова неизвестной вам доселе поэмы, звонкие, наполненные смыслом, но убегающие из памяти, как вода сквозь пальцы.

Кадр из фильма "Патерсон"

Специально для роли Адам Драйвер получил лицензию водителя автобуса. Пока съемочная группа решала, где им нанять профессионала и каким образом снимать актера за рулем, Драйвер просто пошел и записался на курсы

Критики приняли новую работу признанного мастера американского независимого кино с воодушевлением: премьера в Каннах, призы и награды, комплименты в адрес Адама Драйвера, сменившего колоритное одеяние Мастера Рена из «Звездных войн» на тусклую спецовку рядового работяги, признание заслуг Джармуша за долгие годы его карьеры. Пыл этот, впрочем, охладел довольно быстро – на «Оскар» картина не выдвинута ни в одной номинации, наверное, академики не столь поэтичны, как окружающие Патерсона друзья, знакомые и просто случайные прохожие.

Наверное, действительно «Патерсону» суждено стать тем фильмом, который вместе с чашкой горячего чая и пледом будет ублажать загрустивших в отсутствие вдохновения доморощенных поэтов – упакованная в формат «неделя за два часа», эта картина может крутиться на бесконечном повторе и оставаться небанальной. Но, увы, для огромного числа зрителей «эти ваши стихи» про спички, водопады и вырванное из груди сердце не стоят истраченных на них чернил. И грустно, что Джармуш совсем не хочет говорить с этими «остальными». Мастер давно дистанцировался от обыденности и погрузился в свой собственный мирок, где «все еще ХХ век», где ценится прошлое, где мир населен идеальными водителями автобусов. И зрители ему там по большому счету не нужны.

С 16 февраля в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?