
Некоторые связи между людьми могут иметь разрушительную силу. Собрали для вас подборку из 7 фильмов о созависимых отношениях, где нет простых героев и однозначных ответов — только искренние, болезненные истории о том, как близость может стать одновременно счастьем и ловушкой.
Милли (Элисон Бри) и Тим (Дэйв Франко) переезжают из шумного мегаполиса в провинцию. Она — учительница, получившая выгодное предложение, он — безработный музыкант. Попытка обновить будни новым видом из окна оборачивается кризисом: кажется, герои давно потеряли себя в отношениях, но и жить порознь они не умеют. Однажды во время прогулки в лесу пара находит загадочную пещеру с колоколами и небольшим водоемом. После того как Милли и Тим возвращаются домой, между ними вспыхивает неконтролируемое, почти мистическое влечение, которое невозможно объяснить. Влечение, которое в буквальном смысле принуждает героев стать одним целым.
Режиссерский дебют Майкла Шэнкса — яркий пример того, как с помощью жанрового кино можно рассказать о болезненной, но пугающе понятной созависимости. Фильм умело сочетает комедию и драму, предлагая порассуждать о том, как порой, находясь в длительных отношениях, мы забываем, кем были до них. Дэйв Франко и Элисон Бри, которые также являются парой в реальной жизни, играют с потрясающей самоотдачей, демонстрируя, как любовь иногда может нас ограничивать и почему, прекрасно осознавая все последствия, мы все равно не хотим быть свободными.
Молодая певица Пола (Ингрид Бергман) влюбляется в обаятельного Грегори (Шарль Буайе) и после свадьбы возвращается с ним в дом своей покойной тети. Но вместо того, чтобы счастливо жить в родных стенах, Пола начинает думать, что она сходит с ума: из дома то и дело пропадают вещи, сам по себе гаснет свет, а с чердака и вовсе доносятся странные звуки. Каждый раз Грегори убеждает девушку, что это лишь плод ее больного воображения, но что если Пола права и в доме кто-то есть?
Классический триллер Джорджа Кьюкора — эталонное исследование газлайтинга, вышедшее на экраны задолго до того, как сам термин вошел в обиход. Грегори постепенно и методично подрывает уверенность Полы, испытывая свою власть и ощущая себя всесильным. Но и Пола не в силах вырваться из замкнутого круга — она идеализирует мужа, отчаянно нуждается в защите и боится разрушить романтический образ идеала. Тонкая игра доверия и сомнений превращается в наглядное пособие по газлайтингу, где неуверенность и любовь становятся оружием в руках манипулятора.
Лондон 1950-х. Гениальный, но крайне нечувствительный модельер Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) правит миром высокой моды. Он одержим рутиной, порядком и красотой, в которой нет места для проявления слабостей. Вудкок привык, что его постоянно окружают разные женщины, но все меняется, когда рядом с модельером появляется новая муза Альма (Вики Крипс) — простая официантка, которую он превращает в лицо своего бренда. Альма не собирается быть очередной покорной тенью гения, она начинает бороться за место под солнцем и в его жизни.
«Призрачная нить» — изысканная, гипнотическая драма о нездоровой любви, в которой привязанность и власть сплетаются в болезненный союз. Персонаж Дэниэла Дэй-Льюиса демонстрирует силу, но героиня Вики Крипс оказывается готова оказать сопротивление. Это история о том, что бывает, когда сталкиваются две фигуры, готовые на все, чтобы быть замеченными.
После премьеры своего фильма счастливый Малкольм (Джон Дэвид Вашингтон) возвращается домой с возлюбленной Мари (Зендея), чтобы отметить успех и вместе ждать рецензий критиков, но вместо праздника героев ждет долгая ночь взаимных упреков. Мари недовольно отмечает, что Малкольм использовал ее биографию для создания своей героини, но так и не поблагодарил девушку: ни лично, ни со сцены — и потому она чувствует себя преданной и недооцененной. Разговор быстро превращается в словесную дуэль, где каждый монолог напоминает выстрел, а каждое примирение — затишье перед новой атакой.
«Малкольм и Мари» — изящная черно-белая драма о деструктивных отношениях, где быть услышанным можно лишь в процессе бесконечной ругани. Герои одновременно влюблены и ненавидят друг друга. Зендея и Джон Дэвид Вашингтон создают на экране настоящий театральный поединок, от которого невозможно оторваться.
После жуткой трагедии в семье Дэни (Флоренс Пью) оказывается в эмоциональной ловушке: парень Кристиан (Джек Рейнор) отстраняется, но не уходит, а она цепляется за него, потому что боится остаться одна. Шансом все наладить становится поездка Кристиана и Дэни вместе с друзьями в удаленную шведскую общину, где проводится загадочный летний фестиваль. То, что начинается как этнографическое приключение, вскоре превращается в кошмар, полный древних ритуалов и галлюциногенных откровений.
«Солнцестояние» — пугающе красивый и тревожный хоррор о разрыве, который кажется неминуемым, но пока никто не сказал решающего слова, все застывает в неопределенности. Ари Астер превращает драму о созависимости в языческую притчу: Дэни проходит путь от сломленной жертвы до человека, готового отпустить прошлое и обрести контроль — пусть и в самых радикальных формах. Это кино о разрыве не только с токсичным партнером, но и со своей старой, зависимой идентичностью.
Братья Мэнтл (Джереми Айронс) — блестящие гинекологи и неразлучные близнецы. Эллиот харизматичен, он уверенно выступает на публичных мероприятиях и покоряет своим обаянием женщин, а Беверли — тихий затворник, предпочитающий заниматься наукой. Но все меняется, когда в клинике появляется актриса Клер (Женевьева Бюжо). Беверли впервые влюбляется, и чувство рушит привычную симметрию.
«Связанные насмерть» — боди-хоррор Дэвида Кроненберга, жуткая аллегория созависимости, доведенной до предела. Джереми Айронс гениально играет двух разных мужчин с одной душой: герои-близнецы буквально не могут жить друг без друга, поэтому потеря болезненной связи воспринимается как смерть.
На пятую годовщину свадьбы Эми Данн (Розамунд Пайк) внезапно исчезает. Под подозрение сразу попадает муж Ник (Бен Аффлек), но пока полиция пытается разгадать загадку таинственного исчезновения, за фасадом идеального брака раскрываются страшные тайны. То, что кажется историей о насилии и предательстве, внезапно превращается в нечто гораздо более мрачное — в личное состязание, в котором не может быть победителя.
«Исчезнувшая» — изощренный триллер о глубоко созависимых отношениях, из которых практически невозможно выбраться. Дэвид Финчер мастерски вскрывает психологические травмы героев, доводя напряжение до предела. Финал расставляет все на свои места, подтверждая страшную догадку: ложь и предательство не могут разрушить их союз, потому что в отношениях Эми и Ника есть кое-что важнее любви.