Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Антисекс»

Первое актерское агентство появилось в России 15 лет назад. Однако поля, на которых бьются эти "бойцы невидимого фронта", до сих пор остаются белыми пятнами на карте киноиндустрии. Уже осенью на экраны должна выйти молодежная трагикомедия с заманчивым названием "Антисекс". Одним из героев картины стал профессиональный актерский агент.

Добавить в закладки
Явки и ставки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Ю
Юнна Чупринина Автор film.ru с 2006 г. 4 публикации

Уже осенью на экраны должна выйти молодежная трагикомедия с заманчивым названием «Антисекс» (2007). Оставим за скобками художественные особенности этой ленты, примечательно другое – одним из героев картины стал профессиональный актерский агент. Между прочим, впервые в отечественном кинематографе. Несмотря на то что у множества отечественных артистов есть сегодня личные агенты, а на рынке работает уже несколько десятков крупных компаний, профессия эта до сих пор воспринимается "на новенького". Между тем в Голливуде принято считать, что только от агента и зависит актерский успех. И вот уже почти сто лет излюбленным занятием тамошних неудачников остается обсуждение, чей хуже.

На правах жилетки

Упомянутый выше "Антисекс" – режиссерский дебют Ларисы Исаевой, владелицы актерского агентства "Макс". По собственному ее признанию, картина эта во многом автобиографична. Что неудивительно: именно "Макс", организованный еще в 92-м году, стал первым российским актерским агентством. Исаева любит вспоминать, как поначалу знакомые крутили пальцем у виска: "Что ты делаешь? Кому это надо? Актерами и так занимаются – ассистенты, специально созданные отделы на киностудиях". Она отбивалась: все, дескать, не то, ассистенты работают с конкретными режиссерами, студийные картотеки – не более чем случайный набор фотографий. К тому же в начале 90-х невостребованные картотеки выцветали, а штатные студийные актеры сидели без работы, довольствуясь копейками – чисто символическими "простойными". В советские времена гонорары всех российских артистов были регламентированы тарифной сеткой. Самая низкая ставка составляла 10 рублей (позже – 12), самая высокая – 50 (позже – 72). Работу в детской картине оплачивали по схеме "минус один". Специальный документ фиксировал количество съемочных дней. Уже к началу 90-х эта упорядоченность осталась в прошлом.

Лариса Исаева, режиссер-дебютант фильма "Антисекс"

Свои главные цели "Макс" видел в том, чтобы защищать права артистов, обеспечивать им приемлемые гонорары, достойные условия на площадке. А по большому счету – служить актеру "жилеткой" в трудную минуту жизни. Первыми в нее "уткнулись" Александр Балуев и Татьяна Лютаева. Любой, кто пожелал бы снимать этих актеров, обязан был подписать с агентством договор, составленный таким образом, чтобы максимально защитить артиста от возможных рисков. В мутное время начала 90-х, с его разгулом бандитских денег и перманентным "замораживанием" производства, это было не лишним. Актер агентства получал все оговоренные деньги и непременно до завершения съемочного периода. "На площадке меня первое время встречали просто в штыки, – рассказывает Исаева. – "Ты кто еще такая? Зачем ты нам нужна?". Я говорила: "Считайте, что я – это актер. Мне нужно знать, какие у моего клиента условия работы, как обстоит дело с выплатами". В 96-м, когда я впервые вела переговоры с голливудской компанией, задала самый животрепещущий на тот момент "русский" вопрос: будут ли артиста кормить на площадке? На том конце провода засмеялись. А позже я узнала, что кино в Голливуде снимают между едой: артистов кормят каждые четыре часа".

В отсутствие присутствия

"Ищем актера на роль папы, не снимавшегося ранее в рекламе. Папа современный, активный, умный, надежный, на него можно положиться. Не качок, 30-35 лет. Оплата 700 евро". Будьте уверены: это объявление, размещенное на сайте одного из актерских агентств, не осталось без потенциального "родителя". Первые конкуренты у "Макса" появились только в 96-м, а еще через пару лет агентства полезли как грибы, в год открывалось сразу несколько. От действительно профессиональных до самодеятельных, предлагающих лишь расширенные картотеки с фотографиями (профи, любителей, карликов, циркачей, двойников) и дополнительные услуги, например съемку портфолио. Заплати 150 рублей – и спокойно жди, когда пригласят на главную роль.

В своеобразные агентства реорганизовались актерские отделы "Мосфильма" и киностудии им. Горького. Собственные кастинговые подразделения появились в кинокомпаниях и продюсерских центрах (например, в "Амедиа"). Заработали интернет-каталоги, самым известным из которых до сих пор остается "Фильмбокс". А вот "Макс" к своему пятнадцатилетию подошел, несколько раз сбросив кожу: трудно сегодня найти известного артиста, который когда-либо не состоял в этом престижном агентстве (сегодня из безоговорочно "топовых" фигур работают только с Чулпан Хаматовой). На рынке работают агентства "мАрт", агентство Романа Власова, не так давно киноотделение – "Арт-Партнер Синема" – открыл и известный театральный антрепренер Леонид Роберман. В его подопечных – Сергей Безруков, Сергей Маковецкий, Евдокия Германова, Евгения Добровольская. Числящийся тут же Григорий Сиятвинда признался "Итогам": "Агентство избавляет меня от денежных разговоров. Это ведь нелегко – торговаться за собственное лицо. Да и всяческие урегулирования графиков уже не моя проблема". Со своей стороны, Роберман подчеркивает, что, кроме привычных услуг, в основных задачах настоящего агента еще и выстраивание карьеры своего клиента. Некоторое время назад ему удалось уговорить Владимира Вдовиченкова согласиться на необычную роль: артист опасался экспериментировать с собственным амплуа.

Сергей Маковецкий, Алексей Журавлев, Григорий Сиятвинда в фильме "Жмурки"

Однако ничуть не меньше реально работающих агентств и тех, что, блеснув глянцевыми улыбками своих знаменитых клиентов, в мгновение исчезали. Почему, скажем, это случилось с питерским "Братом" Михаила Пореченкова, объединившим покойного ныне Андрея Краско, Андрея Федорцова, Сергея Селина? Последний, к слову, необходимость создания агентства объяснял наиболее темпераментно: "Мое лицо на кружке или на футболке – это еще я мог пережить, не имея с этого навара. Но когда я увидел себя на плакате, а рядом была обнаженная женщина, то извините. Обидно – у меня не было ни женщины той, ни денег за то, что меня на плакат поместили, теперь им придется заплатить за подобную авантюру с моим участием".

Закрытие "Брата" разъяснил "Итогам" сам Михаил Пореченков: "Шесть лет назад отечественное производство было не готово к появлению подобного агентства. Ввиду полного отсутствия всякого киноприсутствия нам было попросту нечем заниматься. Я лично ни в каких агентствах не состою: сам договариваюсь, и получается довольно ловко. Но убежден, что за актерскими агентствами – будущее, кто-то должен обеспечивать правовую защиту артиста. Если кинопроизводство и гонорары возрастут, в какой-то момент мы неизбежно придем к западной ситуации".

Слово "гонорар" тут не случайное, и актеры не такие уж рвачи. Просто агентство живет прежде всего именно на 10-процентные отчисления от гонорара – как у нас, так и на Западе. Таким образом, агентство шкурно заинтересовано в суммах, которые оно в состоянии "выбить" для своих клиентов.

Оцененные

Принято считать, что более или менее твердые расценки существуют сегодня только для массовки. Ее артисты получают от 300 до 500 рублей за съемочный день (ими, впрочем, занимаются не агенты, а специальные бригадиры, приглашенные продюсерами). Начинающий актер в среднем может рассчитывать на гонорар от 150-200 долларов за смену. Единого "звездного" тарифа, естественно, не существует. Так, в начале съемок сериала "Бедная Настя" за одну из центральных ролей известный актер запросил 300 тысяч долларов. Ему было отказано, что, впрочем, не мешает прессе щекотать наши нервы, сообщая об очередном заоблачном гонораре. И Исаева, и Роберман старались уверить "Итоги", что все сплетни о великих тыщах не более чем необходимый звездный антураж, создаваемый подчас самими актерами. Не зря девиз одного из агентств гласит: "Мы знаем, что у вас есть деньги на икру – мы поможем вам заработать на хлеб".

Как признались "Итогам" в одном из крупных агентств, самый большой гонорар за съемочный день – 5 тысяч долларов. Но день этот был один, и артист выступал в картине в статусе "приглашенной звезды". Принято считать, что в Европе примерно такие же ставки, как и в России, – за полноценную роль актер может заработать 60 тысяч. В Голливуде, ясное дело, порядок цен совсем иной. Российская звезда зарабатывает немногим больше, чем заокеанский артист второго плана. А вот минимальные ставки действительно несравнимы: согласно требованиям американских профсоюзов, не менее 680 долларов в день или 2,5 тысячи в неделю.

"На сегодняшний день самый крупный мой голливудский гонорар – 140 тысяч долларов за обычные, по тамошним меркам, 3,5 съемочных месяца, – рассказал "Итогам" артист Олег Тактаров, – плюс процент с проката – первым пришел чек на 38 тысяч, затем на 30, 20, 15. В России я начинал с полутора тысяч, сегодня мой съемочный день стоит уже три тысячи. Согласно договору серьезная роль в российском фильме с 50 съемочными днями должна стоить 100 тысяч долларов. Однако они запросто могут превратиться в 30. Снимался я тут в картине «Сдвиг» (2006). По сценарию роль должна была напоминать работу Кевина Костнера в "Телохранителе" /Bodyguard, The/ (1992). А в результате "вошел" в кадр в двух фрагментах начала и драке в финале. Естественно, по сокращенной программе мне и заплатили".

Первый агентский зарубежный контракт подписал все тот же "Макс": Александр Балуев снялся в картине Мими Ледер "Миротворец" /Peacemaker, The/ (1997), а через год – у того же режиссера – в «Столкновении с бездной» /Deep Impact/ (1998). Всего же более чем за 10 лет агентство Исаевой заключило около пятидесяти зарубежных контрактов. Основную конкуренцию ему в этом деле составляло американо-российское, а затем и чисто российское агентство "Юнион", созданное Ириной Апексимовой. Однако сегодня у большинства артистов, помышляющих о Голливуде, агенты заокеанские. Единственное, что роднит их с российскими коллегами, – требование пресловутых 10 процентов.

Какие люди в Голливуде

Все дело в том, что наши агентства по-прежнему продолжают совмещать две функции: личного менеджера актера и собственно актерского агентства, которое работает с директорами по кастингу. Другими словами, являются для артиста и мамкой, и нянькой, и свахой, и адвокатом. Подбирают не только роль для артиста, но и артиста для роли, скажем, в сериале. А иногда даже ведущего телевизионной программы. Так, именно благодаря актерскому агентству на экране появились ведущие Лика Кремер и Михаил Зеленский.

В Голливуде же сложилось четкое разделение: существуют кастинг-агентства, работающие с кастинг-директорами картин, есть личный агент актера, обеспечивающий его контракты и занятость, есть личный менеджер, сдувающий с него пылинки и записывающий его на прием к дантисту. Ну а в совсем заоблачных сферах встречаются еще личные массажисты и диетологи.

У актера Олега Тактарова в Лос-Анджелесе свой агент и свой менеджер. "В принципе, менеджер нужен только для того, чтобы найти агентство, в дальнейшем – лишь для заработков в рекламе и книгоиздании. А вот чем престижнее агентство, тем больше артист зарабатывает, иногда речь идет о сотнях тысячах долларов. До успеха «Человека-паука» /Spider-Man/ (2002) актер Тоби Магуайр состоял в "Герше", специализирующемся на сериалах. А после бокс-офиса этой картины сразу перешел в другое агентство, более крупное. Или другой пример. Актер Вин Дизель отлично сыграл в картине «Черная дыра» /Pitch Black/ (2000) не больше чем за 150 тысяч долларов. А за следующий фильм его агент потребовал уже 10 миллионов". Столь заманчивую картину портит лишь необходимая "расплата". Голливудские звезды выплачивают всей разноголосой армии агентов-юристов-менеджеров до 40-45 процентов от гонорара, артисты пожиже – 10-15 процентов.

Доживет ли российское кинопроизводство до голливудских стандартов? На первый взгляд все вроде бы должны об этом только мечтать. Ведь многие и по сей день могут подписаться под словами актера Марата Башарова: если в отечестве карьера зависит "от таланта, везения, фантазии, то в Голливуде – только от агента". Встречаются, однако, и те, кто уверен: агент не кто иной, как кровопийца-посредник. Ничего ведь, казалось бы, не делает, а процент получает. В последнем заявлении есть толика правды. К известным артистам у нас до сих пор принято обращаться напрямую: средние ставки их известны, и решение они могут принять самостоятельно. Получается, что свой процент агентство получает лишь за грамотное составление контракта и условия съемок. Не многовато ли?

"России никогда не дойти до американских стандартов, – уверен Олег Тактаров. – Менталитет не тот. У нас в стране все всегда держалось на личных контактах. Да и вряд ли появится профсоюз, который сумеет обеспечивать актеров нормальной жизнью во время простоев, окажется способен объединить их в единый цех. У нас все выживают поодиночке, а американский актерский профсоюз был создан в 50-х годах, когда артисты, занятые в сериале "Я люблю Люси" /I Love Lucy/ (1951), забастовали, пытаясь отстоять собственные авторские права. Можете себе представить забастовку артистов российского кинематографа?" Тут, впрочем, можно возразить, вспомнив, что аналитики, напротив, предсказывают зарождение в стране серьезного профсоюзного движения: чем, мол, актеры хуже, скажем, шахтеров? Еще одно "но", стоящее на пути достижения голливудских стандартов, – отсутствие в России полноценной индустрии звезд. Артистов, способных в одиночку обеспечить кассу завалящей картине, действительно что-то не видно. Говорят, при дальнейшем увеличении кинопроизводства и они, по всем прогнозам, рано или поздно появятся. Гонорары неизбежно поползут вверх, и насытившийся артист согласится облегчить головную боль посредством собственного кармана. Надо сказать, что уже сегодня наблюдается такая закономерность: чем артист моложе, тем чаще можно встретить его в той или иной актерской базе.

Так что, кто знает, может, и у нас когда-нибудь искать работу самостоятельно покажется неприличным.

Текст: Юнна Чупринина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?