Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Тряпичный союз»

Энергичная полубезумная трагикомедия о дружбе стеснительного паренька с заводными молодыми радикалами

Добавить в закладки
Заговор придурков

Трейлер

Замкнутый юноша по имени Ваня (Василий Буткевич) случайно знакомится с тремя странными парнями, которые занимаются паркуром на кладбище. Едва представившись, напористые ребята (Александр Паль, Иван Янковский, Павел Чинарев) навязываются к Ване на пустующую дачу в дальнем Подмосковье, поскольку они сдают квартиру, где обычно живут. Троица называет себя радикальной организацией «Тряпичный союз» и считает, что надо изменить мир, но у каждого из парней свои представления о том, как это сделать. Один хочет взрывать преступных богачей, второй – устраивать художественные акции, а третий – «качаться» до осоловения.

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

Как сценарист Михаил Местецкий приложил руку к спортивно-патриотическому байопику «Легенда № 17», мультсериалу «Белка и Стрелка: Озорная семейка» и скоро выходящей фантастической комедии «СуперБобровы». Но до того, как уйти в мейнстрим, Местецкий был близок к радикальной арт-группе «Общество Радек», костяк которой составили ученики Авдея Тер-Оганьяна – того самого, который в 1998-м сбежал в Прагу, когда на него завели дело из-за акции «Юный безбожник», в ходе которой он рубил топором репродукции икон. В тот год будущему сценаристу исполнилось 18 лет, и общение с «радеками» стало частью его взросления, превращения из подростка в мужчину.

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

Фильм снимался не летом, а в сентябре, во время проливных ледяных дождей. Некоторые участники съемок заработали бронхит

Именно этому, в сущности, посвящен режиссерский дебют Местецкого «Тряпичный союз» – не автобиографическая лента, но кино, навеянное и вдохновленное знакомством с экстремалами от искусства. Сразу напрашивается параллель с блестящей картиной Кэмерона Кроу «Почти знаменит» – историей ускоренного взросления во время тура с рок-группой.

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

Правда, тут как в анекдоте: «Какая страна, такой и теракт». Если полуавтобиографический персонаж «Почти знаменит» тусил с популярными музыкантами, почти что победителями из мира шоу-бизнеса, то полуавтобиографический персонаж «Тряпичного союза» тусит с никому не известными и не интересными неудачниками, которые, собственно говоря, и не пытаются прославиться. Вместо этого они проводят лето на даче в глухой деревне и в скором времени разносят дом вдребезги. Молодецкая сила в сочетании с любительскими бомбами – страшная вещь!

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

Режиссер пытался найти настоящего «качка» на роль самого крепкого из главных героев, но мало кто из них мог выговорить слово «аскеза». Так что роль получил «обычный» актер Павел Чинарев, который специально для съемок превратил себя в атлета

В лучших (или худших) традициях отечественной интеллигенции герои «Союза» не делают дело, а валяют дурака. Они то грезят об огромной организации с сотнями тысяч членов, то пытаются выстроиться в человеческую пирамиду, то душевно играют и поют, то рисуют графически примитивные, но выразительные картинки, то планируют взрыв в голове печально известной статуи Петра I в Москве, то рассуждают об исихазме и столпничестве, то завязывают невнятные отношения с соседской девчонкой (Анастасия Пронина), которую попросту тянет к рослым и мускулистым парням.

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

Все это беспредельно глупо и нелепо, но легко понять, почему троица завораживает Ваню. У парня нет ни друзей, ни идей, ни планов, и бешеный выброс энергии «Союза» затягивает его как водоворот. И не важно, что у «Союза» нет внятной идеологии и плана действий – с его членами все равно интереснее и увлекательнее, чем стоять на улице в костюме надгробия и рекламировать кладбищенские услуги (Ваня занимается этим до знакомства с троицей). Когда же у ребят начинаются серьезные проблемы и маски крутости спадают, как белье с порноактрис, то Ваня оказывается самым взрослым и серьезным из четверки. Впервые в жизни у него появляется шанс почувствовать себя настоящим мужиком – храбрым спасителем и решателем проблем. Это подарок, за который люди его типа благодарны до самой смерти.

Кадр из фильма "Тряпичный союз"

При желании в «Тряпичном союзе» можно разглядеть аллегорический «наезд» на российскую бессмысленную и беспощадную оппозицию власти, но политика в фильме всплывает лишь потому, что без нее в нашей стране никуда (тем более когда речь идет о героях с радикальными устремлениями). Прежде всего, это сугубо интимная, частная история о том, как дружба с гиперэнергичными и ребячливыми эгоистами оставляет яркий след в жизни более «скучных» по духу людей. Которые годы спустя вспоминают молодость с ностальгической улыбкой.

Улыбки, впрочем, в кинозале будут не только на лицах людей, у которых в молодости было аналогичное бесшабашное приключение. В своей первой половине, до начала вышеупомянутых проблем, «Союз» – очень смешная и бодрая полуабсурдистская комедия, одна из лучших лент этого жанра за последние годы. Есть забавные моменты и позднее, когда фильм дрейфует в сторону драмы и даже трагедии, но так и не может решить, к какому жанру хочет принадлежать. Сумбурный сюжет – самая существенная проблема картины, ставящая ее ниже удачнее выстроенного «Почти знаменит». Вообще, фильм Кроу лучше почти во всех отношениях, но вот шуток вроде «У нас эта дача с 37-го года. Раньше тут жили какие-то враги…» там не встретишь. А для кино, где детали играют огромное значение, точное попадание в аудиторию критично. И «Союз» в нашу аудиторию попадает, как айсберг в «Титаник».

С 3 марта в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?