Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Рецензия на фильм «Ледокол»

Основанная на реальных событиях тягомотная трагикомедия о советских полярниках, застрявших в антарктических льдах.

6
оценка

Антарктида 1985 года. Сняв полярников с исследовательской станции, советский ледокол «Михаил Громов» пробивается сквозь льды и едва не натыкается на огромный айсберг. Один из полярников оказывается за бортом, и спасти его не удается. Так как капитан Петров (Петр Федоров) рисковал судном и экипажем во время смертельно опасной спасательной операции, Москва снимает его с командования и назначает нового капитана – Севченко (Сергей Пускепалис). Вскоре после этого «Михаил Громов» застревает во льдах, и команде остается лишь ждать спасения и считать сокращающиеся запасы топлива, еды и питьевой воды.

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

«От создателей фильма “Метро”» – так завлекает зрителей постер новой картины режиссера Николая ХомерикиСказка про темноту»). Очевидно, публика должна подумать, что ее ждет захватывающий фильм-катастрофа с советскими полярниками вместо московских пассажиров. Действительно, лента получилась катастрофической. Но не в хорошем смысле этого слова.

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

За свою историю ледокол «Михаил Сомов» трижды попадал в ледяной плен – в 1977, в 1985 и в 1991 годах

Реальную историю антарктического плена ледокола «Михаил Сомов» (в фильме его переименовали в «Михаила Громова») можно рассказывать двумя способами. Можно вести повествование в героическом ключе, а можно выбирать неприглядные стороны этого плавания и заострять внимание на них. Поскольку наше кино привыкло «мочить» советскую эпоху, а не прославлять ее, то «Ледокол» выбрал второй вариант, пусть и с небольшой примесью первого.

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

Иными словами, это не героическая история, а повесть о не особенно компетентных людях, которые поперлись в Антарктиду, застряли во льдах, долго не могли добиться операции спасения (в СССР тогда была правительственная пересменка, и большим начальникам было не до того), а потом чудом выбрались на свободу. Правда, определенный героизм они при этом проявили, но это были все больше отчаянные, порой глупые поступки, а не осмысленный, мудрый героизм настоящих полярных профессионалов. В фильме ни словом не упоминается, например, о том, что моряки во время ледяного сидения проводили научные исследования, которые должны были помочь следующим поколениям полярников. Зато в красках изображается реально случившийся на корабле бунт, который опускают все «героические» статьи о «Громове».

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

Хотя «Михаил Сомов» – дизельное судно, роль «Михаила Громова» в картине сыграл атомный ледокол «Ленин»

Поскольку «Ледокол» не претендует на дотошный документализм и основывает свое изображение моряков и чиновников на подлинных прискорбных событиях (пусть и не столь известных, как героическая сторона истории «Михаила Сомова»), то упрекать его в перевирании подвига вряд ли стоит. Хомерики и его команда имеют право на такое видение прошлого. Было у них художественное право и на то, чтобы сделать ключевым героем картины молодого капитана Сухорукова (в фильме – капитан Петров), который в реальности покинул судно, как только его отстранили от командования и заменили опытным полярником Родченко (в фильме – Севченко). Но нельзя простить того, что в результате получилось не захватывающее, а тягомотное кино, не способное выжать драматизм из драматичных событий.

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

«Ледокол» легко разделить на три части: насыщенный спецэффектами зачин, чуть менее насыщенная концовка и основное «тело» картины, которое на вечернем сеансе вполне может усыпить. История кино показывает, что не так уж трудно создать занимательное зрелище о нескольких десятках мужчин, запертых в огромной консервной банке. Но персонажи «Ледокола» ни враждуют так, чтобы это завораживало, ни объединяют знания и усилия, чтобы хитроумно спасти судно. В основном они скучают, страдают ерундой и вяло собачатся. Даже вышеупомянутый бунт оказывается таким «мягким», что драматическая температура фильма почти не поднимается.

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

Вроде бы героический Петров почти всю картину проводит в сюжетном анабиозе, неприятный Севченко рявкает приказы с упоением сержанта из «Цельнометаллической оболочки», а из прочих персонажей запоминаются лишь подвинутый на Викторе Цое комичный вертолетчик в исполнении Александра Паля и комичный же боцман, сыгранный Виталием Хаевым. Парадоксально, но в этом якобы триллере в память врезаются преимущественно комедийные моменты. Может, надо было не мучиться с неудобным жанром, а просто снять фарс о недотепах в Антарктиде?

Кадр из фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол"

Чтобы поддержать драматические штаны постановки, Хомерики несколько раз показывает жен главных героев (Анна Михалкова и Ольга Филимонова), одна из которых готовится родить, а другая разводится, но не знает, правильно ли поступает. Эти сцены, однако, получились не столько сентиментальными, сколько нелепыми, и фильм они никак не украшают. Зато они подчеркивают важную для «Ледокола» мысль, что советским чиновникам не было дела до советских граждан.

В общем, в плане спецэффектов (там, где они есть) картина удалась, а вот с драйвом и увлекательностью у «Ледокола» неважно. И это отнюдь не героическое полотно, воспевающее советских полярников и советскую эпоху.

С 20 октября в кино.

Опрос Film.ru

?
Комментарии  100

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть