Наверх
Фильмы 2018 Великий уравнитель 2 Хищник Проклятие монахини Агент Джонни Инглиш 3.0 Непрощенный Профессионал Тайна дома с часами Человек, который убил Дон Кихота Поиск

Рецензия на фильм «Большие глаза»

Не самый обычный фильм для Тима Бертона — слишком много света, много красок, более массовый юмор и при этом крайне личная история. Трогательно, непривычно, но не более того.

7
оценка

Конец 1950-х. Молодая мать Маргарет сбегает из дома нелюбимого мужа, захватив с собой только две самых главных части своей жизни — маленькую дочь и несколько необычных картин, рисованием которых Маргарет занимается на досуге. Сан-Франциско встречает беглянок не слишком радушно, без нормальной работы, под угрозой расставания с дочерью Маргарет вынуждена начать продавать свои рисунки. Работами, выполненными в необычной технике, интересуется художник-любитель Уолтер Кин, который моментально очаровывает женщину и очень скоро отправляется с ней под венец. Где совместная жизнь, там и совместное имущество — постепенно Уолтер начинает выгодный бизнес по продаже картин своей супруги. Вся беда лишь в том, что картины, где изображены дети с большими глазами, Уолтер выдает за свои. Какое-то время Маргарет готова выносить такое, но со временем её недовольство нарастает, между супругами возникает конфликт…

Кадр из фильма «Большие глаза»

Кадр из фильма «Большие глаза»

Сколько бы нам ни рассказывали, что каждая картина является плодом невыносимых творческих мук режиссёров, что автор пропускает каждого героя через себя, что в каждую сцену постановщик вкладывает частичку своей души, глядя на поток ширпотреба от кинокутюрье, в такое сложно поверить. Настоящие вымученные, пережитые, пропущенные сквозь сито своих переживаний картины — столь же штучный продукт, как и по-настоящему большие литературные произведения на фоне макулатуры, годной лишь на растопку. Больше того, не каждому режиссёру вообще удаётся за свою карьеру высказаться так, чтобы картина воспринималась «нерукотворным памятником». «Большие глаза», несмотря на то что рассказывают они о женщине-художнике, хочется рассматривать именно с этой точки зрения: это фильм Тима Бертона о себе, о своём пути и о своём месте в жизни. И пусть на глыбу это высказывание не тянет, взглянуть в «большие глаза» стоит, в них отразилось многое.

Кадр из фильма «Большие глаза»

Кадр из фильма «Большие глаза»

«Большие глаза» стали для Тима Бертона первым с 1996 года игровым полнометражным фильмом, в котором не снялись Джонни Депп или Хелена Бонэм Картер.

Принято считать, что свою «автобиографию» Тим Бертон уже своеобразно изложил в «Эде Вуде» и «Франкенвини». Позволим себе крамольную мысль, что относиться к этому серьёзно не стоит, скорее это позёрство, вычурный пассаж, желание выдать желаемое за действительное. «Эд Вуд» по большому счету не самая удачная биографическая картина, больше работающая на эксцентрике, чем на подлинном внутреннем драматизме, «Франкенвини» — и вовсе попытка объяснить взрослые комплексы детскими словами и образами. «Большие глаза» — признание тоже иносказательное, но куда более очевидное: Тим Бертон страшно одинок, бесконечно талантлив, трудно понимаем, но необыкновенно хорош в своём деле. Как и картины Маргарет Кин, его ленты отлично продаются, в них с удовольствием всматриваются, их обсуждают, но понять всю глубину, прочувствовать весь внутренний пыл автора могут не все. Куда проще считать автора фриком. Проще и выгоднее.

Кадр из фильма «Большие глаза»

Кадр из фильма «Большие глаза»

Героине «Больших глаз» в жизни приходится непросто. Хоть Бертон и отбросил проблемы Маргарет, побудившие женщину бежать из дома, настоящее и будущее ее не менее тревожны, чем прошлое. Её преследует обман, предательство, её заслуги присваивает другой, а имя исчезает с тех работ, в которые художница вложила свой труд. В какой-то мере это похоже на противостояние Бертона-режиссёра со студийными боссами и продюсерами, начавшееся ещё во времена рисования для Disney и иногда откликающееся до сих пор (нужно, впрочем, держать в уме и некрасивую историю с художником-аниматором Генри Селиком, который стал жертвой амбиций самого Бертона). Отсюда и та живость, с которой Тим описывает печаль и смятение. Это не гротескное заламывание рук, привычное поклонникам режиссёра, это вполне живые человеческие эмоции, пусть и несколько артистичные.

Кадр из фильма «Большие глаза»

Кадр из фильма «Большие глаза»

Бертон планировал снимать фильм на 35-мм плёнку, чтобы придать картине шарм полувековой давности, но ограничения бюджета и закрывшаяся в 2012 году Ванкуверская лаборатория по проявке плёнки не позволили планам осуществиться.

Артистизма, причём местами излишнего, картине придают ведущие актёры: Эми Адамс, сыгравшая таки свою блондинку шестидесятых, почти Монро, и Кристоф Вальц, заметно перегибающий с навязшей уже в зубах комичностью и активной пантомимой, но по-прежнему умеющий держать внимание зрителей. Актёры сложились в удачный дуэт, которому драматизм удаётся гораздо лучше нескольких сцен, призванных смешить. Однако и эта пара теряется за яркими цветами дня и сумраком ночи — обычными спутниками Тима Бертона, явно предпочитающего работу с плёнкой, графикой, бумагой общению с людьми. Потому и герои его превращаются в затворников, вечно недовольный Уолтер и замкнувшаяся в своём мирке Маргарет.

Как байопик «Большие глаза» заметно превосходит «Эда Вуда», здесь есть развитее характеров, есть перелом, есть конфликт и его тяжёлое преодоление. Как погружение в эпоху «Большие глаза» необыкновенно красив и притягателен, в картинку хочется войти вслед за героями. Даже тематически «Большие глаза» как никогда актуальны, битва творца и продавца не утихает во все времена, а сегодня баталии особенно горячи. Что же в фильме не так? А «не так» в фильме всего одна вещь — раскрывшись с необычной стороны, Бертон показал себя иным, непривычным человеком, неожиданным для зрителей, его преданных поклонников. Это не плохо, но это настораживает, вызывает странный спазм. «Большие глаза» пугают, но не монстрами, как в других фильмах Тима, а какой-то беззащитностью. В какой-то момент эта ранимость может даже вызвать прилив нежности и к героям, и к автору, но мы бы предпочли обманываться прежними выдумками Бертона и дальше. В конце концов, вы же не забыли «Кошмар перед Рождеством»? Вот где большие глаза, вот они нам по душе.

С 15 января в кино.

Комментарии  153

Читайте также

показать еще