Жил отважный генерал…

Весьма любопытная почти документальная история еще одного неудачного покорения Афганистана исполнена не слишком удачно – ленту болтает из жанра в жанр, актеры не стали единой командой, а авторы не решились на жесткую финальную точку

Рецензии

Генерал Глен МакМэон – легенда американской армии. После успехов в иракской кампании в 2009 году администрация Барака Обамы и Министерство обороны США переправляют бравого полководца, только что получившего очередной чин, в Афганистан в надежде, что и там он остановит многолетнее противостояние войск коалиции и местных ополченцев. И поначалу МакМэон берется за дела с присущей только ему прытью: лично посещает все зоны конфликтов, встречается с афганским руководством, включая президента Кармаля, беседует с рядовыми морпехами и перекраивает уклад жизни военных баз. Однако вместо того, чтобы следом за выяснением диспозиций нанести сокрушительный удар, генерал оказывается втянут в неудобную для него «войну в чиновничьих коридорах» – лихие атаки заменяются зваными ужинами, на которых вояка должен выпросить себе дополнительный контингент, боевые столкновения превращаются в ответы на едкие вопросы журналистов, а покорение афганских долин становится невозможным из-за того, что генерал вынужден колесить по Европе и встречаться с коллегами по войскам НАТО. В какой-то момент оторванный от войны солдат делает разворот на 180 градусов и обращает обвинительные речи на свое руководство и союзников.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Можно только пожалеть тех, кто сегодня судит о Брэде Питте исключительно по материалам скандальной «желтой прессы», бесконечно мусолящей реальные подробности и глупые выдумки об отношениях актера с Анджелиной Джоли или его актерских работах. Это, конечно, интересно и временами дает некоторое представление о внутреннем мире звезды, но куда любопытнее выглядит та сторона его творчества, которую видят специалисты – Питт оказался блестящим продюсером, чутким к интересным историям, имеющим хватку, вес в профессиональном сообществе и достаточное число знакомств и связей, чтобы из любого проекта сделать «конфетку». Судите сами: только в последние три года под его патронажем вышли картины «12 лет рабства», «Игра на понижение» и «Лунный свет» – ленты, претендовавшие на главные мировые призы и получившие самые высокие кинонаграды. Согласитесь, на новую картину «Военная машина» имеет смысл обратить внимание не только из-за набора актеров – Питт-продюсер гарантирует как минимум то, что постановка получится резонансной.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Работа над картиной проходила в пригородах Абу-Даби и Дубаи, так что съемочной группе постоянно приходилось отслеживать, чтобы в кадр «афганских трущоб» не попадали роскошные небоскребы и элитные кварталы крупнейших городов Объединенных Арабских Эмиратов

Впрочем, стоит сразу отметить, что взрывная сила «Военной машины» была заметно «купирована», ведь фильм о том, почему у Америки ничего не получилось в Афганистане, не вышел в широкий кинотеатральный прокат, а стал эфирной новинкой Netflix, относительно нового, но весьма агрессивного игрока на кинорынке. Кино увидело свет, получило оценки критиков и отзывы зрителей, но откровенно «потерялось» на фоне тех блокбастеров, что выходят в кинотеатрах, – на этом фронте Питт заметно и ожидаемо проигрывает. Это, однако, не значит, что кино не получилось или что оно плохое. Наоборот, кажется, лишь со временем нам удастся оценить всю глубину постановки режиссера Дэвида Мишо.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Реальный генерал Стэнли МакКристал, с которого «срисован» образ главного героя «Военной машины», в результате скандала на самом высоком уровне потерял свой военный чин и был уволен из армии. Сейчас МакКристал читает лекции по лидерству и стратегии по приглашению европейских и американских университетов

А фокус «Военной машины» кроется в том, что кино это является далеко не простым пересказом успехов и поражений скандального генерала Стэнли МакКристала (авторы фильма «постеснялись» использовать реальные имена, дабы не провести остатки дней в бесконечных судебных делах о защите чести и достоинства), скорее «Военная машина» рассказывает о том, как изменился мир, а с ним и война, в новом веке – в эпоху глобализма, однополярности и транснациональных корпораций. Причем, как бы ни хотелось зрителю, исповедующему ту или иную точку зрения на «американскую военщину», разглядеть однобокую трактовку событий, это вряд ли возможно – «Машина» получилась объемной и выпуклой, эта картина не укладывается ни в одну простую схему.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Мишо, опираясь на материал журналиста Майкла Хастингса, долгое время наблюдавшего «незримый бой» генерала изнутри, одинаково едко изобличает и американскую «демократическую экспансию», и полнейшую несостоятельность местных властей Афганистана, он не делает различия между прямолинейностью военных и трусостью чиновников, в фильме сложно занять любую из сторон – по-своему здесь правы все, но ровно так же понятно, что и решить затянувшийся конфликт в одиночку не может ни одна из сторон. Этим «Военная машина» напоминает кубик Рубика в руках дилетанта – собрав одну из граней, такой горе-стратег обнаруживает, что цвета остальных сторон кубика перемешались.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Впрочем, нужно признать, что безупречно реализовать столь сложный материал авторам фильма не удалось – «Военная машина» непростительно часто для ленты с таким потенциалом и стержнем меняет настроение. К сожалению, до самого финала остается непонятным жанр картины – «Машина» то предстает фильмом-расследованием, то погружается в личные и весьма деликатные биографические переживания главного героя, то сваливается в откровенный фарс и комедию, а к финалу становится военной драмой с невинными жертвами и раскаивающимися в своих решениях солдатами. Увы, целостность восприятия от этого очень хромает, создается впечатление, что за монтажным столом сидели диверсанты, делавшие четыре разных фильма, а не один общий.

Кадр из фильма "Военная машина"

Кадр из фильма "Военная машина"

Несколько отвлекает и обилие заметных актеров, появление которых в кадре не всегда оправдано. Всегда радостно увидеть в кино Тильду Суинтон, но нужно ли было стрелять по воробьям из пушки? Неожиданное появление в кадре Рассела Кроу забавляет, но многие ли его узнали в десятисекундном фрагменте? Даже Бен Кингсли, который вряд ли нуждается в подпорках, здесь ютится в тесном ложе Тревора Слеттери из «Железного человека» – снова играет комичного слабака не на своем месте. Да и сам Питт часто переигрывает с мимикой, особенно это заметно, когда его герою нечего сказать – тогда драма становится кривлянием уровня «Тупого и еще тупее», упомянутого в «Военной машине».

Картина Дэвида Мишо вполне может считаться аутентичным слепком эпохи – кино, снятое по материалам, опубликованным в развлекательном журнале, вряд ли может быть однозначным, но таков уж современный мир постмодерна: великие полководцы теряют чины из-за смешных разоблачений. Кино из этого расследования получилось угловатым и кособоким, но полезным к просмотру – эпоха передела территорий войсками ушла, но пока остается непонятным, к лучшему это или всем нам на беду.

 
31.05.2017 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00