Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Кадр из фильма

Кадр из фильма

По второму разу «Дом из песка и тумана» смотрится даже лучше – начало, которое в первый раз казалось затянутым и занудным, теперь многое объясняет. Фильм можно смотреть в любом возрасте, и тинэйджерам, но при одном условии – если кое-что повидал, если есть пережитое и больше нет иллюзий насчет человеческих отношений.

Фильм киевского еврея Вадима Перельмана, в детстве вывезенного в Америку, называют антиамериканским. Но это все-таки из того же мелкого самолюбия, о котором все снято. Потому что история с тем же успехом, что с иранской семьей и выселенной американкой, могла произойти у нас – например, с какой-нибудь месхетинкой и кубанскими казаками, только тогда казаки ее гнали бы прочь поганой метлой. Мало того, история вовсе не обязательно современная – ее можно представить где-нибудь в послевоенном Киеве в любой коммуналке, куда из эвакуации хозяйка возвращается, а там, допустим, демобилизованный приезжий с семьей живет, явочным порядком. Мало того, в сущности, это вообще не история имущественного конфликта. Дом на берегу океана – в конце концов, метафора. Перельман в принципе наметил анамнез любого конфликта, историю болезни. Каждый из нас хоть раз в жизни вступал с кем-нибудь в непримиримое противоречие. Кому не повезло, еще вступит. И в этом плане фильм очень законный: вот так оно все и бывает. Потому касается каждого.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Бедную тетку в тяжелой депрессии, брошенную мужем и замкнувшуюся, вдруг выселили из дома, который 35 лет строил ее отец, за неуплату налога с доходов. А у нее нет и не было никакого доходного дела, выселять не имели права. Но мэрия подсуетилась и успела за пару дней продать с аукциона за сущие гроши незаконно отнятый дом. А купил его тоже на последние гроши иранский эмигрант, бывший шахский полковник с семьей, в Америке зарабатывающий то на стройке, то в магазине. Он хотел быстро перепродать дом и наварить на образование сына да на раздачу долгов за свадьбу дочери. Когда все разъяснилось, полковнику было решительно наплевать на законную хозяйку. С высокой колокольни. Он же вроде бы ни при чем, что она ночует в машине и на грани самоубийства – если бы, слава богу, ей не подвернулся помощник шерифа, который стал помогать. Ну, тут и началось. «Нагнетание атмосферы». «Провокации на границе». «Гонка вооружений». «Последний бой до победного конца». Чем дальше, тем больше это все давит на эмоции – в том числе зрителей, потому что касается все конкретней.

Общая законность драмы идет именно от конкретных обстоятельств – от того, что экранизирован обстоятельный роман-бестселлер Андре Дюбю-третьего, где все мелочи выписаны, от точного по психологии монтажа, от безупречного актерского ансамбля. Играют, как на подбор – Дженнифер Коннелли, Шохре Агдашлу, Рон Элдард, хотя, конечно, Бен Кингсли оттягивает внимание на себя. Но, в общем, чем конкретней обстоятельства, тем больше возможность проследить все нюансы открытого конфликта, борьбы, войны, чтобы никаких тонкостей не упустить и чтобы любой посмотревший сделал для себя выводы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Навязывать выводы неохота. С другой стороны, если бы «Дом из песка и тумана» исчерпывался лишь законностью, лишь историей болезни, он был бы поверхностным, риторическим. А есть подозрение, что Перельман как нормальный талантливый дебютант снял больше, чем полагал, снял кое-что, о чем сам и не думал. Получилось достаточно четко достаточно интересное – повод к войне в принципе неважен. Связана ли она с застарелой ненавистью или с последним шансом, война – это просто чья-то агрессия. У Перельмана – мужская. Молодой здоровый мужик, он снял если не феминистское, то очень анти-мужское кино.

Ведь даже вроде отчаянная, роковая проблема неподеленного дома миром решается с пол-пинка. Да не зарубись полковник, поговори с хозяйкой, предложи ей часть прибыли или хотя бы плати за ее мотель, угол какой-нибудь организуй, чтобы было тетке, где ночевать – и наваривал бы на перепродаже, хоть вчетверо, хоть впятеро. Но он, блин, единственный «хозяин». Жизни. Есть только он и его мелкое самолюбие, что видно опять-таки с пол-пинка. Как жене вмазал, так бы и сына выпорол – про старшую дочку в итоге вообще не вспомнил. Семья для самолюбования, костюм для самолюбования, фотки в рамочках тоже, и врать всем подряд, от родственников до покупателей, и доносить на глупого помощника шерифа – самое оно, если потом можно собой полюбоваться. Потому что всего главнее – ночью, в пижаме, но все-таки добежать до уличного столба и повесить назад объявление о продаже. «По-моему вышло».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Ну, «по-своему» и доигрался. Именно такой финал настолько неизбежен, что даже «восточная ментальность» ни при чем. Таких тут, в средней полосе – из десяти одиннадцать. И не надо путать полковника с Беном Кингсли, который действительно восхищает. «Оскар» он получит вряд ли – по нетворческим причинам – но достоен безусловно. Перельману же пожелать можно лишь одного – после пафосной экранизации Стивена Кинга со Спилбергом, которой он сейчас занят, сделать свой ответ бабам. Снять такое же законное кино про бабскую агрессию.



Комментарии  149



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть