Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRJUcvi6xu Okko Okko
Интервью

«Зритель у Михайлова сложный»: продюсерки Юлия Витязева и Катерина Михайлова о «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птице»

В марте «Жар-птица» Романа Михайлова вышла на большие экраны, а в апреле уже другой проект режиссера показывают в рамках программы «Зотов.Кино»: «Надо снимать фильмы о любви» станет завершающей картиной сновидческого цикла. О том, как снять две картины за одну поездку в Индию и почему Михайлов — надежда российского авторского кино, рассказывают продюсерки Юлия Витязева и Катерина Михайлова.

7 апреля Текст: Ная Гусева 9 Обсудить
Добавить в закладки
«Зритель у Михайлова сложный»: продюсерки Юлия Витязева и Катерина Михайлова о «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птице»

Я знаю, что для вас это далеко не первый фильм, над которым вы вместе работаете, — получается, уже шестой. Фильмы у Романа Михайлова выходят не в той последовательности, в какой снимались, правильно ли это?

Юля: Перепутались только два фильма — «Отпуск в октябре» и «Наследие». «Наследие» вышло раньше, на фестивале «Пример интонации» в июне 2023 года. Хотя «Отпуск в октябре» снимался раньше, он вышел только осенью 2023 года. Все остальное выходило в хронологическом порядке съемок. Так же было с «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птицей», которые мы снимали одновременно в Индии. Сначала был ММКФ, где мы показали «Надо снимать фильмы о любви», а затем ограниченный прокат в июне. Сейчас мы вышли с «Жар-птицей», но планируем перезапустить «Надо снимать фильмы о любви» снова. То есть в целом хронология соблюдена. «Жар-птица» была представлена как фильм-открытие фестиваля «Короче» в августе 2024 года, но к зрителям попала чуть раньше в рамках фестиваля.

«Жар-птица» — это седьмой фильм, а «Надо снимать фильмы о любви» — шестой. Мы собрали его прямо в Индии, буквально накануне вылета. За неделю до отъезда у нас уже была первая сборка, и мы убедились, что фильм получился. После этого спокойно доснимали «Жар-птицу», которую затем долго монтировали. Это был более сложный проект с технической стороны: много работы со звуком, цветокоррекцией, монтажом, чтобы поддерживать «сновидческий» ритм фильма.

Фильм потребовал гораздо больше времени, особенно по части работы звукорежиссера Данила Бельтюкова. Он буквально выверял каждый звук, записанный в Индии: там он ходил на пуджи, записывал звуки ночного Варанаси, побывал на маникарнике, где проходят кремации. Мы ходили на лодке и записывали звуки Ганги. Для него и для наших композиторов Олега Гудачева и Натальи Соловьевой это была не просто работа — это был очень важный проект. Конечно, «Надо снимать фильмы о любви» — это жизнь, пойманная в моменте, и в этом плане работа над ним была понятнее и проще.

Юлия Витязева

Юлия Витязева

Многие считают Романа Михайлова метарежиссером, чьи фильмы наполнены скрытыми смыслами, которые нужно сначала осознать, а потом открыть для себя. Конкретно этот фильм называют наиболее «зрительским» из всех его картин. С вашей продюсерской точки зрения это так?

Юля: Наверное, этот фильм легче воспринимать. Но что такое «зрительское» кино? Ведь зритель бывает разный. Для меня, например, зрительское кино — это сложное кино, которое заставляет рефлексировать. Простые истории меня не цепляют. Но для многих важны именно они: «Я тебя полюбила, ты мне изменил, мы расстались. Как я это переживаю?» Это важные темы.

Зритель у Михайлова сложный, ищущий. В его фильмах всегда есть нарратив, причем довольно простой, но он погружен в субкультуру. И это погружение очень точное: когда человек из этой среды смотрит фильм, он говорит: «Да, это правда. Я верю этому». Роман стремится к честности, хочет показывать реальный мир, а он сложнее, чем нам представляется. Мне кажется, что все его фильмы зрительские. В «Жар-птице» много молодости, жизненности, искренних переживаний, интересная локация — Варанаси, место, которое никого не оставляет равнодушным. А еще главный смысл о том, что только любовь может спасти мир, проходит красной нитью через все его фильмы. Это и визуально красиво: молодые актеры, необычная атмосфера. Все это вместе и удерживает внимание зрителя.

Марк Эйдельштейн на кадре из фильма «Надо снимать фильмы о любви»

Марк Эйдельштейн на кадре из фильма «Надо снимать фильмы о любви»

То есть и «Жар-птицу», и «Надо снимать фильмы о любви» можно смотреть, не читая «Равинагар»?

Юля: Конечно. «Надо снимать фильмы о любви» — это совсем легкая история: люди едут снимать кино, и мы наблюдаем за процессом. Это своего рода киноблог. В наше время многие любят следить за блогерами, заглядывать в их жизнь, смотреть, что происходит «в соседней квартире». Этот фильм позволяет заглянуть в мир людей, снимающих кино. Причем там не все документальное — много постановочного. И зритель пытается разгадать, где постановка, а где документальная правда. Это создает дополнительный интерес.

Но при этом фильм ломает стереотип.

Юля: Это тоже создает интерес, и концовка при этом великолепная. После просмотра остается ощущение спокойствия, любви, что все хорошо. В «Жар-птице» тоже понятный нарратив — поиск матери. Это понятная для всех история, но вокруг нее накручено множество метафизических смыслов. Картинка сначала кажется странной, но если зритель доверится режиссеру и оператору, то он получит катарсис в финале. Многие выходят из зала в слезах, ощущая своего рода очищение.

Прожженные кинематографисты мне пишут, что их сознание буквально перевернулось после просмотра. Это кино работает на всех уровнях, и главное волшебство здесь в том, что у Романа нет манипулятивного воздействия на зрителя. Он действует чем-то иным, и это настоящее искусство.

Катерина Михайлова

Катерина Михайлова

Мы уже обсуждали, что зрители бывают разные: и опытные кинематографисты, и просто зрители. Но, насколько я знаю, у Романа есть довольно большая фан-база, которая следит за его фильмами и сюжетами. Как эта коммуникация и взаимодействие с аудиторией влияют на процесс создания фильмов и их продвижение?

Юля: В создании фильмов это никак не помогает. Рома живет своей жизнью, пишет и снимает, это человек с очень сильной внутренней волей, который мало реагирует на внешние воздействия. Что касается продвижения — нам хотелось бы, чтобы наша фан-база росла. Сейчас их около 6-10 тысяч, это, конечно, мало. Вопрос, с которым я не совсем понимаю, как справиться: как нам привлечь людей, которые вообще ничего не знают о Роме и не видели его фильмы? У нас нет ресурсов, как у больших продакшенов, и мы не можем позволить себе такие вложения. Если нам удастся решить эту задачу так же минималистично, как мы снимаем фильмы, это будет прорыв в продюсерской практике. «Жар-птица» — второй по успешности фильм после «Сказки для старых». Мы надеемся, что благодаря этому успеху платформы будут более благосклонны к нашему кино. Ранее мы сталкивались только с отказами.

Катя: Для меня эти фильмы разные по тональности и восприятию: «Надо снимать фильмы о любви» больше ориентирован на зрителя, а «Жар-птица» — арт-кино, погружающее тебя в разные состояния. Несмотря на это, мы надеялись, что платформы оценят их и возьмут для размещения. Ответ получали примерно одинаковый: для них это сложный арт-объект, который трудно будет донести до зрителя. К сожалению, расширить аудиторию без крупных вложений невозможно. Мы все обсуждали маркетинговый бюджет «Аноры», где производство стоило шесть миллионов, а продвижение — восемнадцать. Большая разница, о которой нужно говорить.

Но у «Аноры» и у фильмов Ромы Михайлова есть Марк Эдельштейн, который, как я предполагаю, помогает с маркетингом.

Юля: Да, вчера, например, Марк выложил рилс с «Жар-птицей», и там уже было огромное количество просмотров, репостов, комментариев. Но сейчас Марк более популярен в Америке, а в России и так был известен. «Оскар» для России не имеет такого значения, как другие награды, например, Каннская ветвь: когда «Анора» взяла ее, мы надеялись, что это принесет нам какие-то плюсы, но оказалось, что нет.

Сейчас меня интересует продвижение на международных рынках. Здесь Марк может сыграть большую роль. В начале года я показала три фильма в Берлине — перед Берлинале в «Русском доме» собрались зрители и кинематографисты из России и Германии. Недавно также показывала фильмы Ромы в Лиссабоне, рассказывала о них, и к последнему показу уже сидеть было негде. Один зритель приехал из другого города — он читает Рому в ЖЖ и приехал на ретроспективу.

Я вижу большой интерес со стороны русскоязычной аудитории, которая уехала из России и не имеет доступа к нашим фильмам. Это может сыграть важную роль. Наш следующий многосерийный фильм, «Путешествие на солнце и обратно», где также снимается Марк, может быть успешным в Америке. Это кино высокого художественного уровня, которое может изменить представление о российском кинематографе. Может быть, что-то изменится и мы сможем показывать его не только в России, но и в других странах. Это может стать тем шагом, который расширит нашу аудиторию. Есть интересная тенденция: как только на Западе говорят «крутой фильм», все начинают интересоваться.

Роман Михайлов на кадре из фильма «Надо снимать фильмы о любви»

Роман Михайлов на кадре из фильма «Надо снимать фильмы о любви»

Да, кажется, мы действительно прислушиваемся к западной аудитории. Это отдельная тема, но тенденция очевидна. Кстати, как меняется киноязык Ромы через все эти фильмы? Если говорить о «Надо снимать фильмы о любви», «Жар-птице» и предстоящем сериале, это уже более выверенный и концентрированный стиль или все же сохраняется самобытность, которая была в первых картинах?

Юля: Самобытность сохраняется, но на уровне идеи. Мы стали более профессиональной командой, которая делает действительно качественное кино. «Путешествие на солнце и обратно» — это вершина того, что мы можем создать, и в плане актерского существования, и в плане нарратива, и в плане художественного пространства, которое мы организовали.

Разница между «Сказкой для старых» и «Жар-птицей» огромная. «Жар-птица» — это арт-объект, важная работа для нашего оператора, который долго мечтал воплотить застывшую фотографию Валентина Савмарина, своего учителя, в видеопространстве. Каждый наш фильм — это новый киноязык, новый подход, новые камеры и новые художественные решения. Мы всегда минималистичны, но при этом очень точны в каждой детали. Мы развиваемся как команда, но самобытность стараемся сохранить.

Мария Мацель на кадре из фильма «Жар-птица»

Мария Мацель на кадре из фильма «Жар-птица»

Катя, ты присоединилась как поддерживающий продюсер. Насколько глубоким для тебя стало погружение в творчество Михайлова? И как ты считаешь, что может привлечь нового зрителя к его проектам?

Катя: Я познакомилась с Юлей на фестивале в Петербурге и уже видела несколько фильмов Ромы, и я находилась под большим впечатлением. Но настоящее сближение произошло в Индии, когда я побывала на Indian Film Bazar в Гоа и прониклась атмосферой Индии. Юлия рассказала, что как раз сейчас они с командой готовят фильмы, и съемки будут зимой в Варанаси. Сомнений не было — надо принять участие в этом волшебном заговоре. На апрельском показе «Жар-птицы» был разговор с аудиторией, который так ждут зрители после показов фильма. После него мне как никогда стало ясно, насколько мощным и чистым является его творчество. Я очень благодарна за этот опыт и за то, что такие художники существуют.

Что касается зрителей, то для авторского кино их уже немало. Чтобы привлечь людей, которые смотрят более мейнстримное кино, нужно использовать стандартные маркетинговые инструменты, а для этого нужны ресурсы. Если крупные платформы или телевидение поддержат нас, это расширит аудиторию, что будет полезно для Ромы и всей команды.

Смотрите «Надо снимать фильмы о любви» в «Зотов.Кино»

Текст: Ная Гусева
9 комментариев
А
Какой прекрасный текст, очень живо и со знанием Юлия рассказывает о кинопроизводстве и о фильмах. Захотелось посмотреть все перечисленные работы
Скрыть 3 ответа
3 ответа
И да, продюсеры, а не продюсерки. Хватит уже тут феминитивы использовать.
Скрыть 3 ответа
3 ответа
С какой стати нам прислушиваться к западной аудитории, если она к нам не прислушивается? Насколько же это Роман Михайлов знаменит, что я о нём ничего не знаю.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?