Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

10 лучших фильмов первой половины 2023 года

На дворе август, а значит, лето скоро пройдёт и за плечами чуть больше половины киногода — можно подводить промежуточные итоги. Рассказываем про самые важные фильмы, успевшие выйти за последние шесть месяцев.

Добавить в закладки
10 лучших фильмов первой половины 2023 года

Марго Робби в роли Нелли Лерой на кадре из фильма «Вавилон»

Марго Робби в роли Нелли Лерой на кадре из фильма «Вавилон»

В идеальном мире «Вавилон» перевёл бы Дэмьена Шазелла в разряд живых классиков и позволил больше никогда не беспокоиться о поиске финансирования для следующих фильмов. Но в реальности последняя картина автора «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» была принята с большим скрипом, обругана за избыточность и осталась практически без наград.

«Вавилон» — opus magnum Шазелла, то, с чем он должен войти в историю мирового кино. Трёхчасовая кинолента о Голливуде 1920-х с первой же минуты поражает визуальным изобилием, в котором или захлёбываешься и, как следствие, отторгаешь картину, или привыкаешь и плаваешь как рыба в воде. Но есть риск, что после выхода из зала окружающий мир будет ещё несколько дней казаться блёклым и ненастоящим.

Фильм о том, из какого сора и насколько не ведая стыда растёт кинематограф, будто обречён на то, чтобы стать вещью в себе, безделушкой «для своих», замкнуться уроборосом. Но тем ценнее разворот к публике, Шазелл считает себя прежде всего тоже зрителем, а не великим творцом, тоже ведомым, а не ведущим. Конечно, в этом есть доля лукавства, но иногда обманываться гораздо приятнее и даже полезнее, чем закапываться в поиски ускользающей истины.

Марго Робби в роли Барби на кадре из фильма «Барби»

Марго Робби в роли Барби на кадре из фильма «Барби»

«Барби» Греты Гервиг превосходит все даже самые завышенные ожидания, четвёртая картина кинематографистки — один из самых смешных и остроумных фильмов последних лет, наследующий одновременно и крупному студийному кино, и кэмпу ранних работ Джона Уотерса, и, разумеется, мамблкору. Там, где любой другой автор снял бы пошловатую агитку, Гервиг заливает всё метаиронией. Она без малейшего стеснения перескакивает от шаблона к шаблону, понемногу их разрывая, то тут, то там вставляет музыкальные номера, переоткрывает Райана Гослинга как великого комедийного актёра — и это только самые очевидные достоинства.

Преимущества «Барби» хочется перечислять бесконечно: уникальный случай — картина появилась в нужное время в нужном месте. Все последующие попытки создать по лекалам Гервиг нечто подобное будут обречены на провал. Впрочем, справедливости ради, ни о сиквелах, ни о каких-либо подражаниях речи пока не идёт, но сборы в 1 миллиард долларов практически не оставляют студийным боссам выбора.

Крис Пайн в роли Эдгина на кадре из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Крис Пайн в роли Эдгина на кадре из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Первые экранизации D&D производили впечатление отборного трэша, снятого если не для фанатов, то для заокеанских коллег BadComedian’a. И тем удивительнее, что первое из звеньев перезапущенной франшизы становится лучшим фэнтези-фильмом 2023 года. Режиссёрский дуэт Дейли и Голдштейна совершает невозможное — экранизирует настольную игру так, что за результатом одинаково интересно наблюдать как фанатам, уже погружённым во вселенную, так и людям, впервые слышащим о D&D. Легко и непринуждённо окуная зрителя в совершенно новый мир, разбрасываясь волшебством кинематографа так, словно запасы не ограничены, авторы с ходу ныряют куда-то на территорию если не Питера Джексона, то братьев Руссо уж точно.

К сожалению, некоторая залежалость картины, готовой уже в 2021-м, но выпущенной только в 2023-м, и отсутствие громкой рекламной кампании не позволили собрать достойной кассы, и вполне вероятно, что первое звено франшизы так и останется единственным. Но ни подтверждения, ни опровержения планов создать продолжение пока озвучено не было, так что фанаты продолжают надеяться, а продюсеры пытаются свести дебет с кредитом.

Киллиан Мерфи в роли Роберта Оппенгеймера на кадре из фильма «Оппенгеймер»

Киллиан Мерфи в роли Роберта Оппенгеймера на кадре из фильма «Оппенгеймер»

Не столько байопик, сколько драма о том, куда приводят мечты, новый фильм Кристофера Нолана поднимает и без того признанного режиссёра на следующий уровень. Излишне тяжеловесный, с кучей будто бы необязательных деталей, «Оппенгеймер» давит зрителя бескомпромиссностью замысла, завораживает стекленеющим взглядом Киллиана Мёрфи, стирает в порошок финальными аккордами. Фильм, вопреки мемно-рекламной кампании меньше всего рассказывающий непосредственно об атомной бомбе, неуловимо напоминает по строению ядерный гриб.

Выплёскивая в атмосферу развязку фальшивой интриги примерно на середине хронометража, после этого фильм начинает неудержимо разрастаться вширь, поглощая любовь к ближнему, веру в человечество, надежды на будущее. Отринув столь любимые переусложнённые концепты («Довод», «Начало»), Нолан будто возвращается во времена «Тёмного рыцаря», только его новый Джокер на этот раз добр, даже наивен и имеет реального прототипа. «Американский Прометей» получает ровно ту экранизацию, которой заслуживает итогами своей деятельности.

Кадр из анимационного фильма «Человек-паук: Паутина вселенных»

Кадр из анимационного фильма «Человек-паук: Паутина вселенных»

Если первая часть, «Через вселенные», была в 2018 году сенсацией, то вторая будто бы и не пытается претендовать на подобный успех, след в след ступая по уже однажды пройденной тропе. Та же рисовка, те же сюжетные шаблоны, а главное, даже не клиффхэнгер, а плавный переход к третьей части, работать над которой начали, даже не дожидаясь выхода в прокат второй. И даже при такой творческой осторожности авторов и продюсеров «Паутина вселенных» завораживает. В первую очередь фантастически красивой анимацией и выверенным ритмом, не провисающим ни на секунду действием. Уже понятно, что это основной претендент на «Оскар»-2024 в соответствующей категории. Аккуратно повторяя рецепт успеха первой части, создатели ничего не портят и дарят зрителю почти два с половиной часа качественной супергеройской анимации, явления, как ни крути, всё же редкого, а потому выдающегося.

Тейяна Тейлор в роли Инез на кадре из фильма «Тысяча и один»

Тейяна Тейлор в роли Инез на кадре из фильма «Тысяча и один»

«Тысяча и один» — полнометражный дебют А.В. Рокуэлл и по совместительству победитель «Сандэнса» 2023 года. Разворачивающаяся на протяжении почти 15 лет драма, сродни большой литературе, охватывает целый спектр тем: материнство, расизм, джентрификация, но в конце концов сводится к портрету женщины и портрету города. Не сказать, чтобы это была инструкция по выживанию, скорее панорама (отсутствия) возможностей в Нью-Йорке конца 1990-х — начала 2000-х.

Рокуэлл заявляет о себе как о наследнице Спайка Ли и Мартина Скорсезе, не она первая и не она последняя, но, что отличает режиссерку от прочих, кажется, у неё всё получается, и Рокуэлл действительно готова перехватить эстафету у главных бытописателей главного города Америки.

Вивиан Опара в роли Яс на кадре из фильма «Улица ржи»

Вивиан Опара в роли Яс на кадре из фильма «Улица ржи»

«Улица ржи» — главный ромком первой половины 2023-го уж точно, а может быть, и всего года. С момента премьеры на «Сандэнсе» дебют Рейн Аллен-Миллер постоянно сравнивают со знаменитой трилогией Линклейтера, и небезосновательно, но что-то в ленте есть и от Уэса Андерсона, что-то от Спайка Ли, а что-то наверняка и самобытное, но пока неразличимое, возможно, со следующей картиной станет яснее.

Яс (Вивиан Опара) и Дом (Дэвид Джонссон Фрей) встречаются на выставке фоторабот общего знакомого и пусть не с первого взгляда, но влюбляются друг в друга. Вся следующая неделя у обоих проходит так, как только и может она проходить у двух по уши влюблённых друг в друга лондонцев — с ворохом приключений, символической местью бывшим, обязательной ссорой и таким же обязательным примирением. Меньше чем за полтора часа Аллен-Миллер успевает протащить зрителя по таким эмоциональным американским горкам, на какие у многих мэтров и трёх часов оказывается недостаточно.

Уиллем Дефо в роли Немо на кадре из фильма «Внутри»

Уиллем Дефо в роли Немо на кадре из фильма «Внутри»

«Внутри» без зазрения можно называть фильмом одного актёра, Уиллема Дефо. Неудачливый грабитель в его исполнении заперт в «умном доме», квартире с запаянным всем, чем только можно.

С течением времени то, что поначалу кажется «Изгоем» на новый лад, трансформируется чуть ли не в трактат о современном искусстве, по стенам начинают скользить тени Блейка и Сведенборга. И даже если всё это обман и за намёками пустота, испещренного морщинами лица Дефо у фильма не отнять, а оно, как говорят некоторые критики, само по себе произведение искусства, вглядываться в которое можно бесконечно.

«Внутри» — идеальный пример того, как самая элементарная концепция при ответственном исполнении может обернуться бесчисленным числом трактовок и при этом не стать поводом для зевоты. В любом случае поводов для надежд первый игровой фильм Василиса Кацуписа даёт гораздо больше, чем для огорчений.

Сидни Суини в роли Реалити Уиннер на кадре из фильма «Реалити»

Сидни Суини в роли Реалити Уиннер на кадре из фильма «Реалити»

История Реалити Уиннер (Сидни Суини) не получила такой широкой огласки, как дела Эдварда Сноудена или Джулиана Ассанжа, ведь её преступление перед американским государством было гораздо меньшей тяжести, но суть та же — умышленный слив секретных данных.

Когда протокол допроса Уиннер оказался в Сети, его прочитала Тина Саттер — постановщица, художница, женщина широкого спектра творческих способностей. Сначала она оформила документ в пьесу, затем поставила спектакль в одном из экспериментальных нью-йоркских театров, а спустя какое-то время решила, что хочет снять фильм, и никто не смог сказать ей «нет».

Саттер превратила 100-минутную диктофонную запись допроса в 80-минутный фильм, очевидно, избавившись от технических пауз в аудиофайле. «Реалити» — реконструкция, вероятно, худших полутора часов в жизни Уиннер и самый динамичный фильм из тех, где герои 90% времени стоят друг напротив друга и разговаривают. Впечатляющий жанровый эксперимент впивается в мозг занозой. Побуквенное следование реальному протоколу не позволяет Саттер мазнуть хотя бы по одному из героев черной или белой краской и оставляет зрителя без ответов, зато с кучей вопросов о том, что такое хорошо, а что такое плохо и как правильно жить эту жизнь.

Мэтт Джонсон в роли Дага на кадре из фильма «Кто убил Blackberry»

Мэтт Джонсон в роли Дага на кадре из фильма «Кто убил Blackberry»

Выдержанный в ироничном ключе байопик о создателях главного смартфона эры «до iphone» кажется идеальным упражнением в жанре. Будучи одновременно историей и успеха, и провала, собственных героев фильм тоже тащит от полюса к полюсу, превращение талантливых неудачников в удачливых дурачков происходит настолько плавно, что замечаешь трансформацию, только когда всё уже случилось. Точно так же и манера съёмки практически из «Офиса» под конец смещается чуть ли не к «Наследникам». То, что у любого другого автора выродилось бы в рассказ о том, что богатство самый верный путь к предательству себя, у Мэтта Джонсона парадоксальным образом выруливает в историю о том, что отдыхать лучше, чем работать, а с деньгами это гораздо проще и удобнее. Тяжело не согласиться, тем более что всем «проигравшим» персонажам всё равно можно только позавидовать.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?