Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Хорроры 2025 года упрямо отказываются складываться в одну категорию — очевидно, что поводов для страха у человечества становится все больше. Лучшие фильмы ужасов говорят сразу обо всем: о тревоге перед смертью, старением и утратой привлекательности, о трудностях в романтических и семейных отношениях и, конечно, о старых травмах, которые невозможно спрятать за пазуху — они рано или поздно непременно дадут о себе знать.
Мы наблюдали, как Оз Перкинс неожиданно уходит в кровавый абсурд, рассуждали о любви и созависимости вместе с Элисон Бри и Дэйвом Франко, замирали перед акулами и вслушивались в мрачную поэзию нового Кроненберга. В этом списке — 15 лучших хорроров и триллеров, фиксирующих главные страхи уходящего года.
События фильма разворачиваются, как нетрудно догадаться, 28 лет спустя после эпидемии вируса бешенства. Выжившие сколотили коммуны и поселились на острове. Двенадцатилетний парнишка Спайк (Элфи Уильямс) в одиночестве отправляется на большую землю, чтобы найти лекарства для больной матери (Джоди Комер). До этого мальчик только однажды выходил на охоту с отцом (Аарон Тейлор-Джонсон). Теперь же он сам за себя: в окружении хищных, кровожадных и быстрых тварей.
О «28 лет спустя» можно говорить как о самом большом Брекзит-хорроре: дескать, изолированные жители острова — англичане, а дикая суша, населённая чудовищами, — это Европа. Фильм можно рассматривать и как эталонный сиквел-апгрейд: Дэнни Бойл и Алекс Гарленд добавляют в лор новые типы заражённых с разными способностями и вводят целые банды выживших — есть даже группа паркурщиков- педофилов. Но, если честно, сценарий «28 лет спустя» — далеко не самая сильная и необычная часть картины: скажем спасибо заигравшемуся аллюзиями Гарленду.
Что поистине поражает, так это режиссура Дэнни Бойла. Даже в статусе живого классика постановщик умудряется экспериментировать: здесь и внедрение bullet-time в экшен (невероятно эффектное), и необъяснимо жуткий монтаж. В какой-то момент в фильм вклеиваются фрагменты документальной хроники с марширующими людьми, а голос на фоне читает стихотворение Киплинга. Как ни странно, это пугает сильнее заражённых и уж тем более злых выживших.
Судья Стефан Мортенсен (Джеффри Раш) всю жизнь вершил судьбы людей, но вселенная, кажется, взялась за него самого: у мужчины происходит инсульт, и теперь он восстанавливается в доме престарелых. Местных стариков годами терроризирует безумец Дэйв (Джон Литгоу) с куклой-марионеткой Дженни Пен на руке, который по ночам забирается в палаты и пытает бедных пенсионеров.
В начале 2025-го трудно было представить, что малобюджетный новозеландский хоррор с Джеффри Рашем и Джоном Литгоу станет одним из главных открытий года, но вот мы здесь. Привычный, казалось бы, жанровый сюжет про переполох в доме престарелых обретает новые смыслы: это не просто история о смерти и ее принятии, но и довольно мрачное кино про хищников и жертв, насилие и молчание. А ещё «Обитель смерти» — удивительно красивый фильм. По выверенности и количеству визуальных приемов — почти «Сияние» Кубрика, только в декорациях не жуткого лиминального отеля, а тесных палат с обрюзгшими умирающими телами.
Обедневшая вдова Ребекка (Ане Даль Торп) с дочерьми приезжает в чужое королевство в надежде на выгодный брак, но внезапная смерть великовозрастного жениха рушит все планы. Единственным шансом выбраться становится замужество одной из девушек. Все надежды возлагаются на застенчивую Эльвиру (Леа Мюрен), грезящую о Принце. Чтобы обеспечить семье будущее, Ребекка отправляет дочь проходить через серию испытаний, и мы видим, как тело Эльвиры становится валютой, с помощью которой семья пытается выкупить себе место за богатым столом.
«Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт — радикальное переосмысление истории о Золушке в жанре боди-хоррора. Постановщица лишает сюжет привычной романтики, и даже Принц, мечта всех дебютанток бала, оказывается сомнительной фигурой, за которую, по-хорошему, не стоило и сражаться. Но Эльвира не видит красных флагов — она пребывает в счастливом забвении, то и дело погружаясь в розовые сны о возможном будущем во дворце. Ради Принца и семейного благополучия Эльвире не жалко ни сил, ни здоровья, ни даже пальцев на ногах (по заветам братьев Гримм все ненужное будет отрублено). Финал оставляет надежду на сиквел — о той самой второй сводной сестре, которая тенью следует за Эльвирой, чтобы в нужный момент напомнить о себе.
Спустя несколько лет Скотт Дерриксон возвращает зрителя в мир Финни (Мэйсон Темз) и Гвен (Мадлен МакГроу). Злодей пал, но травма, которую он нанес выжившим, слишком глубока. Брат и сестра повзрослели, но не освободились от прошлого: неработающие телефоны по-прежнему звонят Финни и жаждут ответа, а видения Гвен становятся все ярче. Догадки и подозрения приводят героев в заснеженный христианский лагерь, где им предстоит расследовать дело об исчезновении мальчиков. Действия Гвен и Финни запускают цепочку кошмарных событий, а Похититель (Итан Хоук), переосмысленный Дерриксоном, его соавтором К. Робертом Каргиллом и автором идеи Джо Хиллом в духе слэшеров 1980-х, внезапно заимствует приемчики у Фредди Крюгера.
Скотт Дерриксон заметно смещает интонацию продолжения: камерный ретро-триллер превращается в более прямолинейный, паранормальный хоррор, насыщенный зрелищными сценами и визуальными аттракционами. При этом сиквел не расширяет вселенную, а, наоборот, погружается глубже в историю одной семьи. «Черный телефон 2» не пытается изобретать велосипед — это созданный с любовью хоррор старой школы, который способен подарить зрителю почти два часа увлекательного (и страшного!) путешествия сквозь кошмарные сны, зернистую пленку и заснеженные дороги.
Компания из пяти друзей отправляется на уик-энд в стильный загородный дом, рассчитывая на приятный отдых без лишних забот, но почти сразу по приезде в здании активируется умная колонка по имени Алена, которая предлагает гостям сыграть в «игру». Отказать искусственному интеллекту невозможно: двери и окна заблокированы. Чтобы выбраться, приятелям придется восстановить цепочку событий, приведших к смерти их общей подруги, и признаться в том, о чем каждый предпочел бы молчать.
Режиссер Олег Витвицки и сценаристка Лерика Витвицки уверенно дебютируют в полнометражном кино — «Голосовой помощник» производит впечатление качественного жанрового фильма, который легко представить в топах международных стриминговых платформ. Несмотря на, казалось бы, ничем не примечательную завязку (на ум приходит сразу десяток похожих историй), «Помощник» на удивление самобытен. Авторы знают, как зацепить внимание ладно прописанными характерами героев, парочкой неожиданных сюжетных поворотов и внимательной работой с ограниченным пространством (стеклянные перегородки и тесные переходы заставляют даже зрителя почувствовать себя в ловушке).
Два брата, Хэл и Билл (Кристиан Конвери в детстве, Тео Джеймс за старших), находят игрушку обезьяны и тем самым навлекают на себя и своих близких проклятие: стоит завести механизм, как примат бьет в барабаны и люди вокруг умирают при трагических обстоятельствах. От вещицы избавляются, но спустя годы обезьянка возвращается.
Раньше сложно было представить в одном тексте слова «Оз Перкинс» и «смешной», но один из известнейших режиссеров мрачных инди-хорроров, кажется, принял это как вызов. Он взял свою излюбленную тему утраты и скорби, но посмотрел на вопрос под другим углом: развил сюжет рассказа Стивена Кинга в кровавый сплэттер в духе «Пункта назначения», где смерти вызывают не ужас, а безудержный хохот. Перкинс доводит знакомую формулу до абсурда: людей здесь топчут табуны взявшихся из ниоткуда диких лошадей, пробивают насквозь шары для боулинга и разрывают на кусочки выстрелы дробовика. Как ни странно, самый жестокий фильм автора оказывается и самым жизнеутверждающим. По Перкинсу, от утраты и трагедий никуда не спрятаться. Так почему бы не расслабиться и не потанцевать в кругу близких? В конце концов перед смертью ещё как надышишься.
Милли (Элисон Бри) и Тим (Дэйв Франко) решают начать жизнь с чистого листа и переезжают из города в глухую провинцию. Милли получает работу мечты в местной школе, а Тим, так и не реализовавшийся как музыкант, следует за ней скорее по инерции, чем по убеждению. Совместная жизнь в новых условиях быстро обнажает усталость и взаимные обиды героев. Во время прогулки по лесу Милли и Тим находят пещеру, где решают переждать непогоду, а после тела героев в буквальном смысле начинают тянуться друг к другу, желая стать единым организмом. Созависимость, раньше существовавшая на уровне эмоций, приобретает гротескно-материальную форму.
Дебют Майкла Шэнка, впервые показанный на «Сандэнсе», рассказывает о кризисе в отношениях через призму боди-хоррора с элементами откровенного черного юмора. Режиссер превращает ограниченный бюджет в преимущество и, вместо того чтобы жаловаться, ищет возможности. Вероятно, именно поэтому многие визуальные решения Шэнка выглядят свежо и оригинально. Элисон Бри и Дэйв Франко — не только экранная, но и реальная супружеская пара — выкладываются до предела, не боясь отыгрывать даже самые безумные идеи режиссера. «Одно целое» доказывает, что современный хоррор способен говорить о близости честнее и точнее, чем многие романтические драмы.
Американка Зефир (Хэсси Харрисон) приезжает оседлать австралийские волны на серфе, но попадает в лапы маньяка Брюса Такера (Джай Кортни). У мужчины необычный почерк: он скармливает своих жертв акулам и снимает происходящее на видеокамеру. Если Зефир не придумает, как сбежать с корабля посреди открытого океана, её, как и других пленниц преступника, ждёт судьба рыбьего корма.
В эпоху, когда каждый хоррор и триллер что-то да комментирует, фильмы вроде «Хищных тварей» становятся особо ценными и редкими экспонатами. Авторов не особо заботит, из-за какой конкретно травмы и почему Брюс стал убийцей. Да и борьба Зефир с безумным Такером лишена гендерного подтекста: это буквально история о том, как бедную девушку поймал злой маньяк. Старое доброе адреналиновое кино с на удивление харизматичным антагонистом: неотёсанным мачо, который обожает акул, плясать голым в халате и, так уж получилось, мучить людей.
Шу (Клэр Моннелли) старается не думать о недавнем самоубийстве матери и потому принимает работу сиделкой подальше от родного гнезда в Дублине. В глухой ирландской деревне Шу находит ветхий дом пожилой подопечной Пейг (Бридь Ни Няхьтинь), которая уверена, что за ней охотятся загадочные существа. То, что поначалу кажется проявлением старческого бреда, начинает пересекаться с личными воспоминаниями Шу и превращается в нечто большее, отражающее коллективную память нескольких поколений.
«Корни» — второй фильм ирландской постановщицы Эшлин Кларк. Фолк-хоррор, снятый на ирландском языке (что само по себе редкость), шепотом и полунамеками рассказывает о травме, которую оставила на девичьем обществе католическая церковь. В отличие от фильма Питера Муллана («Сестры Магдалины») или Тима Милантса («Мелочи жизни»), Кларк действует исподволь, она избегает прямых высказываний о приютах, где долгие годы брошенные на произвол судьбы девушки проходили через незаслуженные испытания и зачастую погибали в руках своих палачей. Кларк предпочитает язык символов и фольклорных образов, которые не только обращаются к истории, но и связывают прошлое с настоящим. «Корни» требуют к себе особого расположения и готовности к кошмарному погружению в глубь ирландских ужасов.
После смерти жены Бекки (Дайан Крюгер) технологический магнат Карш (Венсан Кассель) не может смириться с утратой и запускает стартап GraviTech — сеть «умных» кладбищ, где тела умерших помещают в специальные саваны, позволяющие в реальном времени наблюдать за процессом разложения. Для Карша это не бизнес, а форма продолжения близости, своеобразного диалога с покойной. Когда одно из кладбищ подвергается атаке вандалов, а на останках Бекки обнаруживаются странные изменения, мужчина начинает подозревать заговор. Расследование, в которое втягивается айтишник Мори (Гай Пирс), постепенно уводит повествование от частной скорби к параноидальным теориям, где переплетаются технологии, политика и не только.
«Саван» — предельно личное и потому неудобное кино, снятое Дэвидом Кроненбергом после потери жены. Это не триллер в классическом смысле и не чистый боди-хоррор, а скорее иммерсивное погружение в сознание человека, переживающего горе без вуали из религиозных утешений. Хаотичная структура, рассыпающиеся диалоги и ощущение смысловой перегруженности разделили зрителей на два лагеря. Одни устали спотыкаться об необъяснимые образы и махнули рукой, другие сочли «Саван» идеальным воплощением любимых кроненберговских идей. Для последних нелинейность повествования работает не против фильма, а на него, воспроизводя таким образом саму логику травматического мышления. Кроненберг отказывается от морали, предлагая радикально честный взгляд на любовь, которая способна пережить саму смерть.
Ровно в 2:17 ночи 17 младшеклассников убегают из своих домов в неизвестном направлении, раскинув руки в форме буквы «Т». Родители обвиняют во всём учительницу детей, Джастин (Джулия Гарнер), но у девушки особое мнение на этот счёт. Она уверена, что единственный не исчезнувший мальчик из класса, странноватый паренёк Алекс (Кэри Кристофер), может что-то знать.
Десять лет назад Зак Креггер безуспешно пытался запитчить сценарий своего малобюджетного хоррора «Варвар», но теперь, после знакового релиза, продюсеры сами начали бегать за автором, чтобы дать денег. Оно и неудивительно: «Орудия» — настолько оригинальное кино, насколько это вообще возможно. В основе сюжета рефлексия Креггера о смерти друга Тревора Мура, который выпал с балкона в 2021 году, и опыте жизни с родителями-алкоголиками. Да и сам метод написания сценария у Креггера удивительный: он просто садится и на ходу пишет первое, что приходит в голову, — так, например, родился необычный финал.
Смелых решений в «Орудиях» немало: начиная с необычной для жанра структуры, где сюжет складывается из новелл с точек зрения разных героев, и заканчивая гремучей смесью фэнтези, комедии и детектива. Креггеру, кажется, все равно, в каких рамках работать, поэтому тонально фильм похож на всё сразу и ни на что. Драма про грустных взрослых перетекает в мрачную сказку про чудовище, сказка — в неловкий слэпстик с чудаковатым бездомным Джеймсом (Остин Абрамс), и так до бесконечности.
Четверо друзей едут из точки А в точку Б. Дорога проходит через густой лес, и вроде бы скоро должен быть нужный поворот, но его все нет. Решив, что заблудились, герои поворачивают назад, но обнаруживают вместо выезда тупик. Времени на остановку и размышления нет — из леса неожиданно выбегает толпа агрессивно настроенных незнакомцев, которые хотят всеми правдами и неправдами забраться в машину. Друзья нажимают на газ и отправляются в бесконечное путешествие.
Дебют Александра Уллома «Все заканчивается» не будет пугать вас кровоточащими ранами, бодрыми скримерами или явлением потусторонних сущностей. То, что поначалу кажется хоррором о повороте не туда, со временем оборачивается точной метафорой взросления и болезненного поиска жизненных траекторий, а дорога становится символом будущего без инструкций и гарантий. Режиссер избегает прямолинейных объяснений, но достаточно подробно раскрывает идею с помощью реакции героев на абсурдную угрозу безымянной толпы: кто-то принимает неизбежность, кто-то ищет рациональный выход, а кто-то пытается превратить кошмар наяву в игру. Фильм не лишен недостатков, но среди новинок этого года он как минимум выгодно выделяется оригинальной идеей и точным попаданием в общие тревоги поколения.
Студентке Стефани (Кейтлин Санта Хуана) приходит видение о гибели родных. Постепенно девушка понимает, что угроза вполне реальна: однажды ее бабушка Айрис (Габриель Роз) спаслась во время крушения гигантской башни. Теперь смерть следует по пятам не только за старушкой, но и за всей семьей, ведь они не должны были родиться.
За перезагрузку «Пункта назначения» взялись фанаты франшизы, и это видно с первых минут. Формально нововведений не так много: перед нами всё тот же кровавый хоррор про смерть-злодейку, которая подстраивает случайные инциденты и убивает людей. Но необычные решения освежают серию. В фильме целых две масштабных катастрофы, а действие разворачивается в разных временных промежутках. Авторы откровенно играют со зрителем: добавляют обманки и ложные намеки — в итоге даже верные фанаты не смогут угадать, кто и как умрет и умрет ли вообще. Разумеется, это не новое слово в жанре, но многострадальный «Пункт назначения» давно заслуживал именно такого: просто хорошего апгрейда слегка устаревшей формулы.
Жизнь подростка Энди (Билли Бэррэтт) и его незрячей сестры Пайпер (Сора Вон) рушится в одночасье. Их отец умирает, и детей отдают в новую семью — к Лоре (Салли Хокинс), у которой уже есть усыновленный ребенок Оливер (Джона Рен Филлипс). Она обходительна и мила, но не без странностей: по ночам женщина ходит в сарай возле дома и смотрит записи сатанинских ритуалов. Возможно, из практических соображений.
Братья Филиппу справились с откровенно непростой задачей: после мощного дебюта они сняли достойный второй фильм — одновременно и похожий, и не похожий на «Два, три, демон, приди!». Авторы продолжают копаться в драматических коллизиях и снова обращаются к теме скорби и утраты. Поэтому и злодейка здесь нетипичная, вызывающая сочувствие и сострадание: она жертва ужасных обстоятельств, пусть это и не оправдание.
При всей трагичности сюжета, «Верни ее из мертвых» очень далек от типичных хорроров А24. Есть здесь место и кровавому членовредительскому аттракциону, и даже чёрному юмору — особенно неожиданному гостю в этой истории. Возможно, именно поэтому Филиппу после двух фильмов уже претендуют на лавры самых зрительских инди-хоррормейкеров современности: они не относятся к себе слишком серьезно.
1932 год. Братья-близнецы Смок и Стэк (Майкл Б. Джордан) возвращаются в родной город, чтобы открыть джук-джоинт: место увеселения для темнокожих. На открытии должен сыграть талантливый музыкант Сэмми (Майлз Кэйтон), сын местного священника. Но пареньку предстоит пройти через ад, ведь с сумерками заведение окружает армия белых-вампиров. Они ждут разрешения, чтобы их впустили.
«Грешников» сложно назвать хоррором в привычном понимании: страшного там мало, а сама дуэль с вампирами занимает меньше времени, чем хотелось бы. Но режиссеру Райану Куглеру явно и неинтересно было снимать обычный экшен про сражение темнокожих и вампиров-расистов. Он примешивает к этой истории и драму о становлении черной культуры, и даже мюзикл: когда Сэмми играет, в джук-джоинте появляются певцы из прошлого и будущего — эдакие фантомы, которых притягивает сила искусства, разрушающего границы времени и пространства. Словом, перед нами кино не совсем про угнетение: скорее про апроприацию культуры, капитализм и наследственность эпох. И вопросов здесь больше, чем ответов.
Звучит сложно? Во время просмотра этого не чувствуется. Куглеру хватает мастерства играючи расплескивать бутафорскую кровь и сталкивать лбами людей с монстрами. Несмотря на то что опыта в жанровом кино у режиссёра немного, по уровню жестокости его картина не уступает ни одному известному экшен-хоррору.
15 лучших хорроров и триллеров 2025 года
Сегодня / Текст: Владислав Шуравин, Яна Телова
Рецензия на анимационный фильм «Маленькая Амели» — красочное путешествие по миру трехлетнего ребенка
Сегодня / Текст: Яна Телова
Обзор второго сезона сериала «Фоллаут» — каким получилось возвращение одного из главных телевизионных хитов современности
18 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм «Фэкхем-Холл»: пародия на исторические драмы с Томом Фелтоном
18 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на фильм «Вечность» — старомодный ромком о любви до гроба и после
18 декабря / Текст: Оля Смолина
Бадабум! Почему «Пятый элемент» — блокбастер, победивший время?
18 декабря / Текст: Кирилл Артамонов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).