Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

7 диких хорроров из «кассетных» 80-х, которые стоит пересмотреть сегодня

80-е – эпоха расцвета хорроров. За это десятилетие на экраны вышли «Реаниматор», «Пятница, 13-е», «Гремлины» и «Полтергейст». Однако хватало и недооцененных шедевров. Рассказываем о 7 картинах, которые вспоминают до обидного редко: от кровавой чёрной комедии про уродливого сиамского близнеца до трэш-хоррора о постапокалиптических крысах-убийцах.

Добавить в закладки
7 диких хорроров из «кассетных» 80-х, которые стоит пересмотреть сегодня

Кадр из фильма «Существо в корзине»

Кадр из фильма «Существо в корзине»

Сейчас трудно представить, что культовым хитом года может стать микробюджетный фильм за 35 тысяч долларов о разделенных сиамских близнецах, один из которых больше напоминает зубастый комок белой субстанции. Однако в 1981 году «Существо в корзине» полюбилось зрителям 42-й улицы Нью-Йорка, где постоянно прокатывали эксплуатационное кино и дешевые хорроры. В сиквелах режиссёр Фрэнк Хененлоттер так и не смог повторно объединить пошлость, чёрный юмор и телесный ужас, зато ему удалось провернуть этот же трюк в дорогом (относительно «Существа в корзине») проекте «Франкеншлюха». По названиям и сюжетным завязкам нетрудно догадаться, что лучше всего автор продавал зрителям эпатаж.

Кадр из фильма «Сожжение»

Кадр из фильма «Сожжение»

«Сожжение» легко теряется на фоне больших хоррор-франшиз вроде «Пятницы, 13-е» и «Хэллоуина» — хотя фильм и вышел в тот же год, что и слэшер про месть Джейсона Вурхиза. В отличие от режиссера Шона С. Каннингэма, постановщик Тони Мэйлэм остался верен корням жанра: в его фильме нашлось место и хичкоковскому саспенсу, и эстетике джалло с острыми лезвиями и латексными перчатками. Вожатый лагеря едва не умирает в результате (буквально!) огнеопасной шутки подростков, а спустя годы выходит на тропу войны. За простым сюжетом не скрывалось ничего, кроме адреналиновой безделушки с жуткими убийствами и банальной детективной линией, и всё же каждый элемент фильма работал настолько слаженно, что даже спустя 40 лет «Сожжение» сложно выкинуть из головы. По крайней мере тем, кто когда-то добрался до этого забытого шедевра.

Кадр из фильма «Серебряная пуля»

Кадр из фильма «Серебряная пуля»

Стивен Кинг в моде и в 80-е, и в 20-е — вот только не все его экранизации остались в истории. Скажем, «Серебряная пуля» явно прошла мимо аудитории, избалованной «Американским оборотнем в Лондоне» и «Воем». Хоррор о мальчишке в инвалидной коляске, который ищет вервольфа в родном городке, кажется, не определился с жанром: то ли это подростковый ужастик, то ли мрачная кинговская история о задворках Америки, а иногда фильм и вовсе превращается в причудливую комедию. Но именно это и сделало «Серебряную пулю» настолько очаровательной картиной: после жутких сцен убийств на экране может развернуться погоня главного героя в реактивном инвалидном кресле за водителем-оборотнем в машине. В этой эклектике было больше жизни, чем в большинстве фильмов о вервольфах.

Джейми Ли Кёртис в роли Хитч на кадре из фильма «Игры на дорогах»

Джейми Ли Кёртис в роли Хитч на кадре из фильма «Игры на дорогах»

80-е — важная эпоха не только для американского, но и для австралийского кино. Местные эксплуатационные фильмы, снятые за копейки, пользовались популярностью у подростков и собирали миллионы в кинотеатрах на открытом воздухе. «Дорожные игры» — хардкорная версия спилберговской «Дуэли» с погонями, психопатом и зловещей дорожной романтикой. Вот только вместо вылизанной дебютантской стилистики фильм Ричарда Франклина заливает экран кровью, потом и машинным маслом. Автор легендарного «Патрика» про убийцу-телепата и эротической комедии «Фантазм» испытывает нервы публики на прочность, а заодно знакомит местную аудиторию с Джейми Ли Кёртис — после «Хэллоуина» актриса стала не только американской, но и австралийской королевой крика.

Барбара Крэмптон на кадре из фильма «Извне»

Барбара Крэмптон на кадре из фильма «Извне»

Режиссер культового «Реаниматора» Стюарт Гордон решил повторить успех нашумевшей ленты и уже через год снова экранизировал Говарда Филлипса Лавкрафта. В центре сюжета — физик Эдвард Преториус и его ассистент Кроуфорд Тиллингаст. Их изобретение позволяет открывать портал в потусторонние миры и взаимодействовать с жуткими созданиями, которые обитают в других измерениях. Но эксперимент идёт не по плану, и монстры начинают терроризировать учёных. Лавкрафтовский страх перед неизведанным, харизматичный Джеффри Комбс в главной роли (именно он играл в «Реаниматоре») и жуткий пластический грим, увы, не помогли фильму в прокате — лента провалилась и запустила полосу неудач в карьере Гордона. Зато спустя годы «Извне» стал тиражироваться на видеокассетах и, как и прошлая работа автора, стал культовым в кругах фанатов жанра: возможно, в этот раз не без помощи потусторонних сил.

Терри О’Куинн в роли Джерри Блейка на кадре из фильма «Отчим»

Терри О’Куинн в роли Джерри Блейка на кадре из фильма «Отчим»

Красавец Джерри Блейк — идеальный мужчина. Он заботлив, любит детей и никогда не позволит себе обидеть возлюбленную. Однако никто не знает, что в голове у Джерри кроются зловещие мысли. Режиссёр параноидальных триллеров «Добрый сынок» и «В постели с врагом» Джозеф Рубин пролетел мимо цайтгайста: в 80-е всем были нужны не сложные злодеи, а жуткие психопаты в масках. Звезда «Остаться в живых» Терри О’Куинн, напротив, постоянно балансировал на грани между Джейсоном Вурхизом и дешевой версией Роберта Уильямса: в каждой сцене, в которой появляется актёр, коварство, злоба и очарование идут рука об руку. Несмотря на неудовлетворительные результаты в прокате, в 1989 году у фильма вышел сиквел — еще более кровавый и адреналиновый, но даже вполовину не такой же инфернальный.

Кадр из фильма «Крысы ночь ужаса»

Кадр из фильма «Крысы ночь ужаса»

После беспрецедентного успеха «Безумного Макса» в прокате итальянские режиссёры и сценаристы поставили на поток производство дешевой постапокалиптики. Правда, европейцы поняли феномен Джорджа Миллера по-своему и просто снимали кино обо всем, что только придет в голову: о мутантах, о пришельцах и амфибиях — лишь бы на экране фигурировал мир после конца света, а герои ходили в рваных лохмотьях. «Крысы: Ночь ужаса» не сильно отличаются от представителей эпохи, но именно по ним можно судить о европейском сай-фае суровых 80-х. Злополучное комбо собрать несложно: достаточно следить за появлением на экране чудовищ, бутафорской крови и лёгкой эротики.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?