Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

7 современных неонуар-фильмов, которые познакомят вас с жанром

В российский прокат вышел «Сиротский Бруклин» — ретронуар (а на самом деле, конечно, неонуар) от Эдварда Нортона, скоро в наших кинотеатрах также стартует «Озеро диких гусей» — другой неонуар, эдакий китайский Николас Виндинг Рефн с обязательными неоновыми огнями, молчаливым героем и редкими, но яркими всполохами кинематографического насилия. В честь этого мы решили вспомнить семь наиболее ярких представителей этого жанра в относительной современности — от уже культового Рефна до абсурдистских переосмыслений film noir.

Добавить в закладки
7 современных фильмов в жанре неонуар

Кадр из фильма "Драйв"

После сделанной на родине в Дании гангстерской трилогии «Пушер» и намеренно странноватого байопика «Бронсон» режиссёр Николас Виндинг Рефн ворвался во владения американского кино с мгновенно-культовым «Драйвом» — фильмом, который по степени влияния на современную интернет-культуру может поспорить разве что со «Шреком». Именно этот фильм навсегда (или по крайней мере очень надолго) связал в массовом сознании жанр неонуар с залитыми неоном (логично, «нео» же) улицами ночного Лос-Анджелеса и ретровейв-музыкой Kavinsky и Electric Youth. Но и вне меметичной ценности «Драйв» — в отличие от более поздних работ Рефна — это очень ладно скроенное кино, идеально балансирующее между манерностью и повествовательностью.

Кадр из фильма "Стрингер"

Режиссёрский дебют сценариста Дэна Гилроя и, с большим отрывом, до сих пор его лучшая работа. «Стрингер», отвечающий всем внешним атрибутам лос-анджелесского неонуара, во многом стилистически схож с «Драйвом», но действует практически противоположно по методу. Если фильм Рефна был о неразговорчивом и как будто бы бесцельно движущемся по жизни герое, то Гилрой рассказывает историю нездоровой одержимости, а его персонаж (лучшая роль Джейка Джилленхола, за которую ему должны были отдавать «Оскар», но даже не номинировали) очень болтлив и до страшного целеустремлён. «Стрингер» работает и как образцовое психологическое кино о сложном антигерое, и как важное высказывание о медиа и о том, что люди готовы сделать ради успеха.

Кадр из фильма "Кирпич"

Ещё один дебют, и вновь лучшая работа режиссёра за его карьеру. В «Кирпиче» Райана Джонсона нет ни неоновых огней, ни ночных поездок на автомобилях, и тем не менее это настоящий неонуар в самом буквальном смысле. Джонсон здесь берёт основы жанра film noir, его сюжетные и характерные архетипы — закрытого нелюдимого детектива, эпатажного злодея в архаичном пальто, femme, в конце концов, fatale — и переносит их на современный школьный двор. При этом он почти никак не осмысляет перенос сюжета в другое пространство, отчего редкие включения реальности (мама, наливающая молоко с хлопьями посреди «деловой встречи») выглядят особенно смешно. В отличие от «Драйва» и «Стрингера», «Кирпич» — откровенно постмодернистский неонуар, пожалуй, лучший в своей категории.

Кадр из фильма "Соучастник"

Главная работа в XXI веке короля неонуара Майкла Манна, автора «Схватки», «Вора» и «Своего человека». «Соучастник» — происходящий, что очень для жанра симптоматично, целиком на протяжении одной ночи в ЛА, — рассказывает напряжённую историю о таксисте (Джейми Фокс), который вынужден возить профессионального убийцу (неожиданно инфернальный Том Круз), пока тот делает свои кровавые дела. Это мастерский по всем фронтам фильм, поставивший новую стилистическую планку для всего жанра: без «Соучастника» не было бы ни Рефна, ни Гилроя.

Кадр из фильма "Поцелуй навылет"

Впрочем, пока одни жанр развивают и осмысляют, другие его деконструируют. Мастер ироничного бадди-муви Шейн Блэк в 2005-м снял уморительную комедию о том, как вор с лицом Роберта Дауни-младшего, вынужденный прикинуться актёром, попадает в странный круговорот детективных многоходовочек, интриг и кровавых перестрелок. «Поцелуй навылет» дерзко и бойко издевается над главными нуарными клише, вводя в обычно стойкий жанр элемент абсурда и слэпстика — это, вероятно, самый смешной неонуар и, может, даже самый смешной детектив вообще (тут поспорить могут только «Типа крутые легавые» и «Славные парни» того же Блэка).

Кадр из фильма "Врожденный порок"

Самый неприметный фильм великого Пола Томаса Андерсона — что абсолютно незаслуженно. «Врождённый порок» — колоритная ретро-одиссея по самым странным, страшным и смешным закоулкам Калифорнии с выдающимся Хоакином Фениксом за рулём, снятая по книге не менее выдающегося литератора- постмодерниста Томаса Пинчона. Отвергая все законы кинодетектива, «Врождённый порок» орудует несколькими «делами» сразу, но ни одно не стремится довести до конца. Его герой — нелепый, слабый, вечно с косяком в руках — постоянно отвлекается, и вскоре все хитросплетения интриг здесь сваливаются в одну наркотическую, абсурдистскую кучу.

Кадр из фильма "Город грехов"

Пока другие неонуары оправдывают свою «нео»-сущность переводом действия в современность или стилистическим отхождением от классического film noir сороковых- пятидесятых, картина Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера действует совсем иначе. Она берёт не только тропы и характеры классического нуара, но и как будто бы его визуальное решение — обязательное ч/б, высокий контраст, прерываемое полосками жалюзи освещение — и выкручивает каждый аспект до абсурдных значений. «Город грехов» — такой ультимативный нуар, ультрануар, если хотите, который не стесняется быть смехотворным, идиотским и странным, при этом не теряя совершенно серьёзное лицо.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?