Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

8 запоминающихся фильмов, действие которых происходит в реальном времени

Провести полтора часа на заброшенном складе? Прогуляться по Берлину с преступниками, встречая рассвет? Или, быть может, сесть на роковой рейс авиалайнера? Вспоминаем фильмы, чьим важным драматургическим инструментом является реальное время.

Добавить в закладки
8 запоминающихся фильмов, действие которых происходит в реальном времени

Харви Кейтель в роли мистера Белого на кадре из фильма «Бешеные псы»

Харви Кейтель в роли мистера Белого на кадре из фильма «Бешеные псы»

В дебютном фильме Квентин Тарантино показал не только драматичную историю о неудачном ограблении. Режиссер поставил величину времени на одну сцену с персонажами, прибывшими на склад после провального налета на ювелирный магазин. Пока команда воров обдумывает дальнейшие действия, на них давит сама темпоральность, разворачивающаяся со зрителем в одном пространстве-времени. Сила «Бешеных псов» — в правиле триединства, которое составляет основу классической драматургии, его дробят лишь редкие флешбэки- предыстории. Мы начинаем эту трагедию на складе и заканчиваем там же. Тарантиновский кинематограф — магия, которая происходит здесь и сейчас.

Джеймс Стюарт в роли Руперта на кадре из фильма «Веревка»

Джеймс Стюарт в роли Руперта на кадре из фильма «Веревка»

Альфред Хичкок по праву заслуживает звание одного из первых испытателей реального времени в кино. Два приятеля (Джон Долл и Фарли Грейнджер) убивают сокурсника и идут на отчаянный эксперимент: прячут тело в сундуке, расположив короб прямо посреди банкета, куда собирается масса гостей. В течение полутора часов, не покидая апартаментов, зритель будет наблюдать за напряженным опытом, который проводят не только юные убийцы, но и сам Хичкок. Оценка и исследование характеров в реальной ситуации, сдобренное однокадровой съемкой (всего в картине десять монтажных склеек), сделало британского мэтра грандиозным естествоиспытателем на полигоне кинематографического языка. Эта экранная пьеса разворачивается на фоне роскошного вида Манхэттена и предлагает зрителю позицию неподвижного наблюдателя-вуайериста.

Кадр из фильма «Потерянный рейс»

Кадр из фильма «Потерянный рейс»

Мрачный триллер Пола Гринграсса прервал табу на болезненную тему 11 сентября. «Потерянный рейс» — рассказ об одном эпизоде жуткого дня, когда террористы рейса 93 собирались направить самолет к одной из целей (то ли Капитолию, то ли Белому дому), но им помешали пассажиры, уронив авиалайнер в поля Пенсильвании. Картина, снятая с гиперреалистическим подходом, раскрывает рутину мрачного дня в истории современной Америки: повседневная суета стюардесс, быт пилотов, настрой пассажиров, которым предстоит последний рейс в жизни, — действие разворачивается в реальном времени, что усиливает шоковое воздействие, когда фанатики-террористы оккупируют салон. Хаос, документальность видения, трясущаяся камера — в подобном конвульсивном эффекте мы проживаем два суровых часа, оставаясь в пределах заданного пространства и времени: несчастное утро 11 сентября, обернувшееся паникой, а затем и масштабной трагедией.

Гэри Купер в роли Уилла на кадре из фильма «Ровно в полдень»

В силу своего эпического размаха вестерны, как правило, дробят хронологию и пространство на куски — жанр требует тотального охвата. Однако культовая картина Фреда Циннемана в данном случае обособлена от традиции и позволяет переживать события в режиме реального времени. Когда шериф Уилл (Гэри Купер) узнает, что спустя час в город прибудет жестокий убийца Фрэнк (Йен МакДональд), одержимый местью за отбытый тюремный срок, то намеревается дождаться преступника и его банду, чтобы схлестнуться с бандитами насмерть. В кадре нередко появляются часы, символизируя скорую встречу, — циферблаты действуют в качестве обратного отсчета. «Ровно в полдень» — великий и неповторимый вестерн, аналогов которому американский кинематограф так и не нашел.

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед закатом»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед закатом»

Джесси и Селин снова отправляются в европейский вояж, чтобы встретиться и незабываемо провести время — с момента их случайного свидания в Вене прошло целых девять лет. «Перед закатом» — вторая часть романтической трилогии Ричарда Линклейтера, дарящая зрителю возможность почувствовать себя туристом, который фланирует вместе с героями фильма. На этот раз в Париже, вдоль реки Сены — пейзажи города влюбленных обрамляют беседы о простых и сложных материях, о несчастье в личной жизни. Вторая работа Линклейтера углубила знакомство с персонажами Итана Хоука и Жюли Дельпи, а течение времени в картине почти осязаемое, минуты заставляют с легкой меланхолией думать о расставании, указывая на скорый авиарейс.

Джордж МакКей в роли Уильяма Скофилда на кадре из фильма «1917»

Джордж МакКей в роли Уильяма Скофилда на кадре из фильма «1917»

Военная драма Сэма Мендеса — захватывающий аттракцион, который богат не только масштабными съемками и визуальными изысками (все хвалили картину за роскошную операторскую хореографию с длинными дублями), но и вплетением времени в нарративную структуру. Фронтовые будни Первой мировой для двух капралов (Джордж МакКэй и Дин-Чарльз Чепмен) отмеряются пульсирующими мгновениями — каждая секунда в беге по передовой с важным приказом в кармане может стать последней. Зритель переживает иммерсивный, почти реальный опыт боевых действий, поскольку история разворачивается в течение двух жутких часов — среди разрывов бомб и в окружении колючей проволоки. Обычно мировые войны требуют глобального охвата и художественной дистанции, однако в «1917» Мендесу хватило двух часов реального времени и перебежек по траншеям, чтобы передать весь хаос происходящего.

Лайа Коста в роли Виктории на кадре из фильма «Виктория»

Лайа Коста в роли Виктории на кадре из фильма «Виктория»

Режиссерский эксперимент Себастьяна Шиппера дал творческие плоды — ему с третьей попытки удалось поставить ленту, снятую одним непрерывным дублем. Это, в свою очередь, обусловило переживание эффекта «реального времени»: зрители два часа слоняются по ночным улицам Берлина вместе с девушкой по имени Виктория (Лайа Коста), которая ввязывается в криминальную заваруху с ограблением банка. От вечеринки в подземном клубе до захватывающих сцен с преследованием — сиюминутность давит, оказывая иммерсивное воздействие. «Виктория» открывает вопрос непредсказуемых ритмов жизни, ставя во главу угла единство как художественный эффект: один дубль, один город, одна ночь, плавно переходящая в утро. Пусть Шиппер во многом и не столько поставил фильм, сколько апробировал метод, зато сделал это поистине ошеломляюще.

Сафрон Берроуз в роли Эммы на кадре из фильма «Тайм-код»

Сафрон Берроуз в роли Эммы на кадре из фильма «Тайм-код»

Экран, разбитый на четыре части, транслирует четыре одновременных истории — так выглядит технический эксперимент Майка Фиггиса, который попытался вывести поликадровое изображение на новый драматический уровень. Этот уникальный зрительский опыт трудно пересказать, но действие (вернее, целых четыре) происходит в киноиндустрии, в разгар проб на независимой студии. «Таймкод» не только схватывает жизнь в текущем моменте — фильм показывает невероятную интенсивность информационных потоков, охватывающих современного зрителя и потребителя информации. Кризис уставшего продюсера, конкуренция за женскую роль, одержимая русским киноавангардом героиня — в течение полутора часов, не покидая пространственно-временных границ, мы вынуждены следить за повседневным рабочим сумбуром. Это уникальный, можно сказать, настоящий артефакт американского кино, сравнимый с экспериментами Энди Уорхола из 60-х.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?