Что посмотреть Наше все 2025
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFGsy5ha Okko
Подборки фильмов

Новая искренность Голливуда: почему байопики стали главным кинематографическим трендом

Музыкальные, спортивные, документальные биографические фильмы всегда занимали особое место в кинематографе, однако в последние годы они превратились в настоящий тренд. Любой человек, имеющий хоть какую-то важность в истории, теперь становится героем экранизации — будь то президент («Ученик: Восхождение Трампа»), физик-теоретик («Оппенгеймер») или создательница популярного дейтингового приложения («Свайпнуть»). 

Сегодня Текст: Оля Смолина Обсудить
Добавить в закладки
Новая искренность Голливуда: почему байопики стали главным кинематографическим трендом

Фильмы о жизни замечательных людей перестали быть просто развлечением, современные байопики предлагают взглянуть на личные и профессиональные трудности знаменитостей, скрытые за ширмой блестящей карьеры. Зрители нуждаются в тревожных и вдохновляющих историях становления личностей, которых полюбили миллионы. В нашем материале пытаемся разобраться, почему байопики так популярны и как на развитие жанра повлияли соцсети.

От телемыла до «Оскара»: краткая история байопика

Кадр из фильма «Подлинная история банды Келли»

Кадр из фильма «Подлинная история банды Келли»

Биографическая драма — один из самых древних жанров кинематографа, чье появление датируется 1906 годом. Именно тогда вышла «Подлинная история банды Келли» режиссера Чарльза Тейта — первый полнометражный фильм в истории мирового кино, который по случайному стечению обстоятельств оказался еще и байопиком австралийского разбойника Неда Келли. Выбор Тейта казался очевидным — о преступлениях банды Келли слагали целые легенды, у картины была большая целевая аудитория. И тем не менее на широком экране байопик не особо прижился, экранизации знаменитых людей довольно быстро «переехали» на телеэкран. В период «Золотого века» Голливуда биографическая драма считалась второсортным, низкопробным жанром, чем-то вроде мыльной оперы. Такие фильмы, как «Фрейд: Тайная страсть» с Монтгомери Клифтом в роли отца психоанализа, «Жажда жизни» с Кирком Дугласом в роли художника Винсента Ван Гога, «Человек с тысячью лиц» с Джеймсом Кэгни в роли иконы хоррора Лона Чейни, выделялись душным мелодраматическим китчем. Сама идея снять подробный фильм по мотивам жизни человека не внушала доверия — среднестатистический двухчасовой хронометраж на такой подвиг элементарно был не способен. Сюжеты первых байопиков охватывали взлеты и падения знаменитых людей, но едва ли стремились быть честными со зрителем — их личности подвергались повсеместной идеализации, темные пятна биографии, как правило, оставались за кадром. 

Кирк Дуглас в роли Винсента Ван Гога на кадре из фильма «Жажда жизни»

Кирк Дуглас в роли Винсента Ван Гога на кадре из фильма «Жажда жизни»

С приходом «сексуальной революции» и отменой закона Хейса, который подвергал цензуре любые попытки «очернить» образ лидера мнений на большом экране, кинематограф стал более свободным, что естественным образом повлияло на жанровый облик биографических фильмов. В 70-80-х годах байопики заиграли новыми красками: на экраны вышли такие заметные работы, как «Ганди» Ричарда Аттенборо и «Амадей» Милоша Формана — оба фильма в своё время получили «Оскар» за лучший фильм. Однако полноценного жанрового бума они не спровоцировали: биографическое кино по-прежнему воспринималось как нечто ветхозаветное и громоздкое — понятное критикам, но редко находившее эмоциональный отклик у массового зрителя.

Расцвет жанра и смена моральных ориентиров

Настоящие изменения начались лишь в середине нулевых годов, когда в мировой прокат вышли «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ДиКаприо в роли мошенника Фрэнка Эбегнейла-младшего, «Игры разума» с Расселом Кроу в роли математика Джона Нэша, «Контроль» с Сэмом Райли в роли лидера пост-панк-группы Joy Division Йена Кёртиса, «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр в роли певицы Эдит Пиаф и многое другое. Энергичный и трогательный «Рэй», посвященный жизни и творчеству джазового музыканта Рэя Чарльза, на собственном примере доказал, что байопики становятся гораздо лучше, когда не скрывают, а обнажают уязвимости и недостатки своих главных героев. Вышедший в 2005 году «Капоте» и вовсе переизобрел структуру жанра, сосредоточившись не на ключевых моментах жизни знаменитого человека, а на избранной главе его существования, интересной для режиссера и кинематографа. 

Сэм Райли в роли Иэна Кертиса на кадре из фильма «Контроль»

Сэм Райли в роли Иэна Кертиса на кадре из фильма «Контроль»

Освободившись от энциклопедических оков, байопик задышал новыми возможностями, которые дарили право относиться к персонажам с позиции художника. Знаменитости стали не только протагонистами, но и антигероями, их публичная жизнь — демонстративным фарсом, а душевные травмы — достоянием общественности. В конце концов байопики перестали быть поголовно драмами, в жанровом наборе режиссеров появилось некоторое разнообразие. Так, начали выходить биографические мюзиклы («Тик-так, бум!»), комедии («Дурные деньги», «Тоня против всех») и даже пародии («Странный Эл»). В центре сюжета оказывались не только важные для общества и истории личности, но и мошенники («Сделано в Америке», «Изобретая Анну»).

Марго Робби в роли Тони Хардинг на кадре из фильма «Тоня против всех»

Марго Робби в роли Тони Хардинг на кадре из фильма «Тоня против всех»

С начала нулевых годов байопики не сдавали позиций, оставаясь постоянными участниками наградного сезона. Сложно вспомнить год, когда биографические фильмы оставались без почетного приза. В разные годы «Оскар» за лучший фильм получали «Миллионер из трущоб», «Король говорит!», «Операция «Арго»», «12 лет рабства», «Зеленая книга», «Земля кочевников», «Оппенгеймер». Все эти разные по жанру и сюжету картины объединяла подлинность рассказываемой ими истории — вымышленные персонажи прекратили быть точкой самоидентификации зрителей, теперь их место заняли реально существующие герои.

Особую роль в популяризации музыкальных байопиков сыграла «Богемская рапсодия», посвященная жизни и творчеству фронтмена группы Queen Фредди Меркьюри. Репутацию фильма не смогло уничтожить ни скандальное увольнение режиссера Брайана Сингера, ни проблемный монтаж, ни отсутствие вокальных способностей у исполнителя главной роли Рами Малека. Это кино объединило синефилов и меломанов в один большой фанатский лагерь — в конце концов на творчестве Меркьюри выросло не одно поколение людей! — создав невероятный прецедент в мировом прокате: более 900 млн долларов при бюджете в 52 млн. «Богемская рапсодия» стала настоящим народным хитом в эпоху, когда большую кассу собирали в основном мультфильмы Pixar и супергеройские блокбастеры. 

Рами Малек в роли Фредди Меркьюри на кадре из фильма «Богемская рапсодия»

Рами Малек в роли Фредди Меркьюри на кадре из фильма «Богемская рапсодия»

«Музыкальные биографические фильмы невероятно популярны, потому что они сочетают в себе два мощных элемента повествования: музыку, которая вызывает глубокие эмоциональные отклики, и личные переживания некоторых из самых известных мировых артистов. Эти фильмы находят отклик у разных зрителей, вызывая ностальгию у старшего поколения, знакомят молодых людей с легендами, с которыми они, возможно, не выросли», — считает эксперт по поп-культуре Дермот Макнамара.

Невероятная зрительская любовь к «Богемской рапсодии» спровоцировала настоящий «бум» музыкальных байопиков, который продолжается по сей день. Под монтажный нож больших голливудских студий попали жизни Элтона ДжонаРокетмэн»), Эми УайнхаусОбратно во мрак»), Боба ДиланаБоб Дилан: Никому не известный»), Боба МарлиБоб Марли: Одна любовь»), Робби УильямсаБыть лучше: История Робби Уильямса»), Элвиса ПреслиЭлвис»). Исполнители главных ролей соревновались в уровне самоотдачи, а сценаристы — в оригинальности. Зрители щедро поддерживали каждый байопик монетой. И, пока коммерческое кино завоевывало прокат, инди-кинематографисты воспевали андеграундных героев на фестивалях (Kneecap, «Lil Peep: Все для всех»). Шумиха добралась и до российского кинематографа, где всего за несколько лет вышли байопики «Короля и Шута», «Руки Вверх!», Михаила Круга, Анны Герман, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя. 

Харрис Дикинсон в роли Дэвида фон Эриха на кадре из фильма «Стальная хватка»

Харрис Дикинсон в роли Дэвида фон Эриха на кадре из фильма «Стальная хватка»

В начале 20-х спортивные биографические фильмы идеально вписались в тренд на телесность в кино. Из-под крыла культовой студии А24 вышло сразу несколько картин, посвященных преодолению физическому и моральному: «Стальная хватка», «Крушащая машина», «Марти великолепный». Спортивная драма «Кристи» с Сидни Суини в этом году тоже своего рода рекордсмен — один из худших результатов по сборам мирового проката. 

Байопики — наша новая искренность? 

В мире, где все чаще доминирует «красивая картинка», а реальность и несовершенство становятся причиной для стыда, фильмы о знаменитостях превращаются в своего рода новую искренность. Долгое время популярные артисты, ученые, спортсмены и политики находились на общественном пьедестале, их образ был кристален и непогрешим — не только в мировой истории, но и в глазах общественности. В начале века биографические фильмы получили уникальную возможность приоткрыть завесу тайны жизни известных людей, ставших для многих примерами для подражания. В мире, где каждый стремится стать суперзвездой или на худой конец блогером-миллионником, отчаянно не хватает правды, которая могла бы показать обратную сторону мирового признания, богатства и популярности.

Современные байопики стремятся выйти на честный разговор со зрителем, находящимся в слепой погоне за вымышленными идеалами. «Стальная хватка» показывает «темную» сторону безапелляционной победы на спортивном ринге, «Обратно во мрак» — цену за место в топе в мировом музыкальном чарте, «Присцилла» — радости и горести жизни с самым желанным мужчиной Америки, «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной» — моральные испытания, которые готовит мировая слава. 

Одной из главных особенностей биографических фильмов является то, что они всегда балансируют между вымышленным и реальным. Достижения, трудности, победы и неудачи героя воспринимаются зрителем как настоящие, позволяют идентифицировать с самим собой. Всем интересно заглянуть в замочную скважину жизни культурных икон. Байопики используют коллективную память, чтобы показывать знакомые истории под совершенно новым эмоциональным углом. Эти фильмы помогают зрителям заново пережить события давно минувших лет, дарят возможность ретроспективного анализа. Среди череды фантастических блокбастеров, снятых на фоне бесконечного хромакея, байопики и правда ощущаются как возвращение в обычную приземленную жизнь, где живут, страдают, творят и умирают настоящие люди.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2026 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?