Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

А что, звучит джазово: рецензия на мини-сериал «Бар «Эдди»»

Новый сериал от Netflix, первые две серии которого снял Дэмьен Шазелл, оскароносный автор «Ла-Ла Ленда» и «Одержимости».

Добавить в закладки

Трейлер

После ужасной трагедии некогда известный музыкант Эллиот Удо (Андре Холланд в своей лучшей и по всем фронтам великой роли) переехал из США в Париж, где открыл небольшой клуб The Eddy. Здесь он собрал джаз-бэнд, с которым хочет получить контракт на лейбле, но всё что-то никак не выходит. Ещё надо успевать смотреть за бунтаркой-дочерью, которую ему «сплавила» бывшая жена, и разобраться в отношениях с вокалисткой Майей (Иоанна Кулиг из «Холодной войны»). Но самое сложное испытание у Эллиота впереди: при странных обстоятельствах убивают его партнёра и лучшего друга Фарида (Тахар Раким): теперь полиция грозится закрыть клуб, а странные люди с акцентом угрожают семье Эллиота.

Кадр из мини-сериала «Бар "Эдди"»

Говоря о «Баре “Эдди”», сложно не поймать себя на мысли, что в зрительском и кинокритическом сознании этот сериал будто бы разделился на два разных произведения. Первое состоит из двух открывающих эпизодов, которые снял Дэмьен Шазелл — главный джазмен современного кино, автор «Ла-Ла Ленда» и «Одержимости», человек, который всегда играет в нужном темпе. Их впервые показали на последнем Берлинале, на большом экране, где специфическая фактура 16-мм плёнки читалась ещё более явно, воздействовала ещё сильнее.

Кадр из мини-сериала «Бар "Эдди"»

Эти первые две серии — бенефис мастерства Шазелла. Он сменил академичный космос прежних работ на управляемый кинематографический хаос а-ля Джон Кассаветис: бойкая ручная камера здесь безостановочно снуёт по пространству, цепляя детали, лица, выхватывая из потока обрывки фраз и эмоций. Сериал начинается с головокружительной однокадровой сцены, с ходу бросает зрителя в водоворот (именно так переводится The Eddy) событий, характеров и отношений, музыка здесь когерентна изображению, у них единый драйв, одна джазовая энергетика — на первый взгляд беспорядочная, на деле искусно выверенная.

Кадр из мини-сериала «Бар "Эдди"»

Шазелл тут совсем не похож сам на себя: нет ни слащавого романтизма «Ла-Ла Ленда», ни структурной жанровости «Одержимости». В «Эдди» он исследует другое пространство, иную сторону джазового мира: закоулочный мультикультурный Париж, где нет туристов и едва видно Эйфелеву башню. Если сравнивать географию французской столицы с российской, действие сериала происходит где-то в Выхино, среди серых многоэтажек спальных районов и подозрительных типов, выползающих по ночам из подворотен. Шазелл, впрочем, чувствует тут себя так же уверенно, как и в зефирном Лос-Анджелесе, — а может, даже увереннее: благо, что и сам он детство провёл в Париже. Он наделяет это пространство уникальным визуальным кодом и, что важнее, особой ритмикой, его Париж — и мы, зрители, в этом абсолютно уверены — живёт своей жизнью, даже когда не попадает в объектив камеры.

Кадр из мини-сериала «Бар "Эдди"»

Но Шазелла здесь опять же всего на две серии, он даже не сценарист и не шоураннер. Уже на третьем эпизоде приходится столкнуться с жестокой реальностью: «Эдди» — не сериал Дэмьена Шазелла, как то утверждают кликбейтные новостные заголовки. Это сериал Джека Торна, автора «Молокососов», британских «Бесстыжих» и криминальной франшизы «Это — Англия». Он перебрался из Туманного Альбиона в кружевной Париж, но прихватил с собой все любимые сценарные тропы.

С каждой серией «Эдди» всё меньше интересует джаз и всё больше — криминальная линия, что начинается с действительно шокирующей сцены убийства, а продолжается унылым пустопорожьем: копы во всём винят Эллиота, тот не может им ничего рассказать, боясь за клуб, — в общем, каждую пятницу одно и то же. Этот центральный сюжет параллелится с историями отдельных героев, каждому из которых посвящено по одному эпизоду: если применить напрашивающуюся музыкальную аналогию, сериал как бы разбит на соло-партии. На этот счёт здесь даже есть меташутка — в одной из серий звучит фраза, мол, «кому вообще нравятся соло на ударных?», но в итоге именно история барабанщицы Катарины оказывается самой нарративно значимой.

Кадр из мини-сериала «Бар "Эдди"»

Что, впрочем, не великое достижение — большинство проблем отдельных героев вообще не выходит за пределы их личных серий, о них просто не вспоминают. По идее, в этом даже можно найти концептуальный замысел: дескать, «Эдди», со свойственной джазу структурной экспериментальностью, отрицает стандартные нарративные формулы, стремится зафиксировать не движущееся и развивающееся, но имманентное. По этой же причине и криминальная линия никуда, по сути, не приводит, остаётся без какого-либо разрешения и катарсиса.

Этой концептуальности мешает одно такое большое «но». С уходом Шазелла из сериала выветривается весь джаз, а с ним и всякая возможность оправдать повествовательную непоследовательность музыкальной аллегорией. Приглашённые режиссёры первое время пытаются повторять за Дэмьеном, но вскоре даже их неловкие попытки прекращаются — «Эдди» становится похож примерно на любой другой сериал с похожим сеттингом и криминальной темой. Теряется всякий драйв, фактурная плёнка сменяется скучной подкрашенной «цифрой», а джаз превращается в шансон, сборник хитов «Блатной блатняк» с соответствующей проблематикой: трудная подростковая житуха, уличные барыги, мафиозные дела, в школу не хочу, не жди меня, мама, меня засосала опасная трясина, и жизнь моя вечная игра.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?