Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

А вы точно психолог? Рецензия на сериал «Псих» Федора Бондарчука

Константин Богомолов играет разочарованного жизнью психолога в первом сериале Фёдора Бондарчука.

Добавить в закладки

Трейлер

После таинственного исчезновения жены психотерапевт Олег (Константин Богомолов) сам не свой. Он уже год живёт у матери, потому что боится оставаться один в своей квартире, клиентам просто грубит и откровенно их презирает. В итоге из-за нарушения профессиональной этики Олегу грозит утрата лицензии на практику. Единственный способ остаться на работе – самому пройти курс терапии.

«Псих» – это коллаборация Фёдора Бондарчука, видимо, подуставшего от громких блокбастеров, и его жены Паулины Андреевой, впервые попробовавшей себя в качестве сценаристки некороткометражного формата. За что сразу хочется сказать спасибо авторской паре – они, в отличие от многих представителей творческой интеллигенции, не стали пытаться делать вид, что они что-то там понимают в проблемах «простых людей». А сделали сериал в сеттинге богатого московского центра, про людей, которые панельки видят только по телевизору и наличие «двушки» (или даже «трёшки», там не совсем очевидно) на краю Москвы уже воспринимают как признак бедности.

Режиссер Федор Бондарчук на съемках сериала «Псих»

Режиссер Федор Бондарчук на съемках сериала «Псих»

Авторы вписывают «Психа» в контекст русской классической литературы о «лишних людях», герой Богомолова тут – почти современный Онегин или, скорее даже, Чацкий. Кроме понятной трагедии потери жены у него есть вторая проблема – горе от ума, безумная усталость от мира вокруг и презрение ко всем окружающим. Что, надо сказать, так себе черта для психолога. На этом нехитром противопоставлении – человек, который должен помогать другим, не может помочь себе – и строится, в общем, проблематика сериала: обыгранная в миллионах произведений прежде, но сама по себе всё равно любопытная.

Актер Константин Богомолов в роли психотерапевта Олега на кадре из сериала «Псих»

Актер Константин Богомолов в роли психотерапевта Олега на кадре из сериала «Псих»

Но вот в чём дело: чтобы говорить о психологии, нужно, чтобы и в произведении была некая, знаете, психологичность. Такие темы требуют очень тонкого письма и умелой игры с подтекстами. У Роберта Макки в книге «Диалог» есть забавный тезис: он сравнивает сценаристов как раз с психологами. Пишет, что написание диалога – это как сеанс психотерапии: есть то, что пациент говорит, а есть то, что не произносится вслух, но фиксируется терапевтом в его блокнотике. Так вот, что симптоматично, герой Богомолова в сериале блокнотом не пользуется вообще. Все свои умозаключения он проговаривает вслух, обращает из подтекста в текст, то есть производит максимально антипсихологическое действие. Доходит до того, что в одной из сцен он буквально иллюстрирует самый расхожий и глупый стереотип о психологах: мол, им что ни расскажи, в итоге они интерпретируют это так, что ты – гей.

Актер Константин Богомолов в роли психотерапевта Олега на кадре из сериала «Псих»

Актер Константин Богомолов в роли психотерапевта Олега на кадре из сериала «Псих»

И проблема тут не в том, что Андреева и Бондарчук как будто не очень понимают, как работают психологи. И даже не в том, что в сериале, где каждый второй персонаж так или иначе работает с человеческим сознанием (то есть либо психолог, либо, скажем, сексолог), герои общаются исключительно какими-то плоскими житейскими «мудростями». Просто, напрочь лишая историю подтекста и проговаривая каждое чувство вслух, авторы ненарочно извлекают из текста всю жизнь. Если сначала кажется, что Богомолов играет плохо просто потому, что он не актёр, то вскоре становится ясно: дело-то вообще не в нём. В «Психе» и хорошие артисты звучат неестественно – текст сценария просто не даёт им пространства для игры, оборачивает любое чувство в сухую формулировку.

Не помогает сериалу и его черепаший темп – за те две серии, которые прислали журналистам, магистральный конфликт, связанный с неспособностью героя смириться с потерей жены, почти не двигается. Два часа люди истерично выясняют отношения и жалуются на богатую жизнь, вот и, в общем-то, всё. Что будет дальше – поглядим, но пока что «Псих» производит впечатление такого не слишком изящного портрета центральной Москвы, «Беспринципные» минус кринжовый юмор плюс неловкая драма.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?