Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Бег по кругу

В рамках деловой секции Восьмого международного кинофестиваля "ЕВРАЗИЯ" прошла встреча с генеральным директором компании Freyermuth&Аssociates Inc. (юридическое сопровождение проектов в сфере кино и шоу-бизнеса) Ортвином Фейермутом и вице-президентом Film Finances Inc. (гарантирование завершения производства кинокартин) Пьером Шпенглером
Добавить в закладки

Многим непосвященным читателям кажется, что кино – это волшебный мир звезд, увлекательных экспедиций, головокружительных трюков, роскошных фестивалей и гламурных вечеринок. Но за ярким фасадом обнаруживается серьезная, работающая по своим законам индустрия, в которой помимо романтики присутствует трезвый рассчет, сотни неписанных правил, подводных камней и невидимых невооружденным глазом процессов. Важнейшую роль в этом сложном механизме играют люди, обеспечивающие финансирование кинопроцесса. В рамках деловой секции Восьмого международного кинофестиваля «ЕВРАЗИЯ» прошла встреча с генеральным директором компании Freyermuth&Аssociates Inc. (юридическое сопровождение проектов в сфере кино и шоу-бизнеса) Ортвином Фейермутом и вице-президентом Film Finances Inc. (гарантирование завершения производства кинокартин) Пьером Шпенглером.

Ортвин Фрейермут

Ортвин Фрейермут, генеральный директор Freyermuth&Аssociates Inc.

Скажу пару слов о себе. В начале карьеры я занимался продюсированием картин, в том числе таких фильмов, как «Подводная лодка» и «Вдребезги» Вольфганга Петерсена и «Путь Карлито» Брайана Де Пальмы. В дальнейшем я основал свою производственную компанию «Капелла», которой управлял в течение 7 лет, потом, будучи по образованию юристом, начал деятельность по юридическому обеспечению кинопроизводства.

Как работает финансирование картин в Америке и европейских странах? Большие студии, типа Universal или Paramount, полностью отвечают за производство фильма (съемочный период и постпродакшн), затем они передают его компании – мировому дистрибьютору. Они берут на себя весь риск по производству, полностью полагаясь на будущий успех фильма. Чтобы избежать или понизить этот риск, они, во-первых, снимают много фильмов, чтобы хорошими иной раз компенсировать неудачные (в финансовом плане). Во-вторых, они наращивают производство сиквелов к уже известным проектам. В независимом мире кино таких больших корпораций, которые оплачивали бы полностью бюджет фильма, попросту нет. Приходится изобретать специальные схемы финансирования.

Сейчас при поиске денег на производство кино имеют значение три компонента. Первый – это местоположение. Очень важно подумать о том, где вы будете снимать, ведь существенная часть денег получается продюсерами постфактум и в процессе производства важна каждая копейка. Важнейший фактор – налоговые льготы, которые предоставляются на государственном или локальном уровне. Такие дотации, выгоды, которые получают от правительства, могут составлять до 30 процентов бюджета. Суммы могут составлять от 10 до 80 миллионов долларов – за крупную картину. Благодаря этому даже независимые картины могут быть крупнобюджетными, в них могут сниматься известные актеры.

Второй компонент – это продажа прав на дистрибуцию. Мы связываемся с компанией, которая специализируется по продажам, и ее агенты направляются в различные страны, где продают права на показ картины по ее завершении. Дистрибуторы выплачивает порядка 10 процентов предоплаты, остальные 90 получаются по завершении картины. Затем мы собираем все эти договоры и обращается к компании Film Finances, которая выступает гарантом того, что фильм будет снят (а если он не будет снят, то производителю прийдется вернуть все деньги). И тогда с этой гарантией, с этой страховкой от компании Film Finances, мы обращаемся в банки – при наличии перечисленных документов и гарантий мы получаем требуемые 80-85 процентов от суммы, необходимой для производства картины. Что важно – эта сумма предоставляет заранее, до начала производства фильма.

И третий компонент, который необходим для производства фильма – поиск частных инвесторов, студий или непрофильных компаний. Эти инвесторы также обращаются к компании Film Finances, чтобы иметь гарантии выхода картины в США и, собственно, возврата вложенных средств. В противном случае эти деньги вернутся благодаря этой гарантии. Вот так обстоят дела с финансированием независимого кино в США.

Пьер Шпенглер

Пьер Шпенглер, вице-президент компании Film Finances Inc.

В свое время я, как и коллега, занимался продюсированием кинокартин, в том числе фильмов о Супермене. Это дало мне опыт и в конечном итоге привело меня в компанию Film Finances. Мы занимаемся тем тем, что предоставляем гарантии на завершение производства: либо продюсер приходит к нам с финансистом, либо сам финансисты обращаются с вопросом: «можете ли вы гарантировать, что такая-то картина с таким-то бюджетом будет снята и завершена в указанные сроки?». Приведу простой пример. Допустим, к нам приносят сценарий и говорят: «У нас есть бюджет в 50 миллионов долларов…». На это я могу ответить, что этот бюджет может целиком уйти на телефонные разговоры. В этом суть компании Film Finances – мы смотрим через плечо режиссера, линейного продюсера, полностью мониторим процесс с той целью, чтобы весь период производства, съемочного процесса уложился в тот бюджет, который указан изначально. Это важно – сами мы не продюсируем фильмы, мы помогаем производителю, следя за тем, чтобы фильм не выходил за рамки принятого бюджета. Также мы следим за страховкой кинокартины, всех аспектов съемочного процесса. Любой специалист компании Film Finances, утвердив и просмотрев бюджет, обратит внимание на наличие страховых полисов, например у актера – если он заболеет, что повлечет за собой остановку производства и финансовые потери, то страховка должна возместить эти потери. Если сгорит съемочная площадка – страховка в итоге все возместит. Вот какой случай у меня был: я продюсировал картину про Санта Клауса и обратился за гарантией в одну из компаний, они проверили все мои страховки, сказали «все хорошо», проверили весь бюджет и сказали «все хорошо», но в итоге дали совет: «Тебе обязательно нужно застраховать жизнь изготовителя муляжей, моделей, всего »специального« реквизита. Этот человек просто незаменим для съемочного процесса, и второго такого ты не найдешь, а если найдешь, то это займет две-три недели, в течение которых будет простаивать производство всей картины. Поэтому нужно обязательно застраховать его жизнь, потому что, если с ним что-то случится, ты понесешь огромный ущерб».

Нужно понимать, что главный компонент общения между продюсером и режиссером с одной стороны и специалистом из Film Finances c другой – это доверие. Не меньшее значение имеет система отчетности, для нас очень важна бухгалтерия. После того, как будет запущено производство, Film Finances будет ежедневно требовать отчеты о производстве, и в них будет следующая информация: сколько минут полезного материала отснято, что именно отснято… В ранние времена, когда снимали на пленку, учитывался еще и ежедневный расход. А в конце каждой недели бухгалтерия готовит уже еженедельные отчеты по затратам – мы подводим черту и подсчитываем в конце каждой недели, вписываемся мы в бюджет либо мы из него уже вылетели.

Благодаря этим отчетам мы всегда понимаем, в каком состоянии мы находимся. Помимо денег, важнейшие параметры здесь – количество отснятых за день страниц сценария и полезный хронометраж. Например, у нас есть сценарий, который состоит из 120 страниц, и мы снимаем где-то 2 страницы в день, и к концу первой недели мы понимаем, что мы сняли 10 страниц с полезным хронометражем в 20 минут. Тут мы уже начинаем бить тревогу, поскольку очевидно, что у нас получается очень длинный фильм. В этом случае в дело вступает «ангел-хранитель» в лице нашей компании, хотя с точки зрения продюсеров мы являемся скорее дьяволом, т.к. говорим продюсеру и режиссеру, что таким образом снимать мы дальше не можем, поскольку у нас идет перерасход и по бюджету, и по хронометражу. И конечно же, все в этом мире основывается на доверии, и чаще всего продюсеры и режиссеры понимают о чем идет речь и говорят: да, мы откорректируем производство. Но бывают упертые продюсеры, которые говорят: нет, это «самые длинные 10 страниц сценария», дальше будет проще, легче и меньше. Такое, конечно же, случается крайне редко, но иногда Film Finances приходится брать продюсирование фильма на себя, приходится увольнять какой-то персонал, вплоть до режиссера картины. Впрочем, обычно все основывается на взаимном доверии.

Но что делать, если становится очевидно, что если из 15 миллионов, которые были заложены в бюджет, прийдется потратить еще два? Существует два способа развития ситуации – это либо снижение затрат на то, что еще предстоит сделать в кинокартине, либо, не самый приятный для нас вариант, мы просто берем свою чековую книжку, выписываем счет и снимаем остаток фильма на свои деньги. Но в таком случае мы имеем право возместить свои расходы из самых первых сборов картины. Так действует система гарантий на завершение производства. Конечно же, это все не бесплатно, мы берем определенный процент, он в разные времена исчислялся разными цифрами, но в основном это от 3 до 6 процентов. Иногда это может быть всего 1,5 процента, но многие из компаний, работавших по таким ставкам, попросту обанкротились.

Вопрос из зала
Специфика производства фильмов в Казахстане такова, что некоторые из режиссеров вынуждены закладывают свои квартиры, автомобили, чтобы начать съемки фильма – так снимались многие фильмы, один из них даже вошел в шорт-лист премии «Оскар» в 2010 году. Можно ли представить себе такой способ финансирования фильмов в США? И стали бы вы сотрудничать с такой компанией?

Ортвин Фрейермут
Да, в США тоже есть такие формы производства – так работают самые независимые кинопродюсеры с бюджетами, не превышающими 100-200 тысяч долларов. К сожалению, такие компании, как моя или как компания Film Finances, не могут предоставить им услуги, потому что нам нужно, чтобы «каждый доллар был на экране», чтобы все было «по-белому» и прозрачно. А эти компании, например, могу снимать свое кино, не приобретая права на съемку в данной локации, имея другие «шероховатости» в правовом поле. Да, такое производство картин имеет право на существование, но это не наш уровень, просто другой способ производства картин. И поэтому – не из-за наших гонораров, но из-за наших методов работы – мы не позволяем себе работать с такими производителями.

Вопрос из зала
Я начинающий актер и хочу поехать учиться в Голливуд. Допустим, у меня возникнет хорошая идея и я напишу сценарий – может ли это заинтересовать вашу компанию? Можете ли вы профинансировать проект режиссера или актера без образования?

Пьер Шпенглер
Скорее всего, нет. Нужно помнить, что мы в принципе не зханимаемся финансированием как таковым. Вообще очень сложно – начинать именно так. Эти стартовые деньги на развитие проекта – это как раз те деньги, ради которых люди продают машины, закладывают дома. Это очень сложно, но над этим надо работать. И очень часто из таких людей в итоге получаются очень талантливые профессионалы.

Вопрос из зала
По каким критериям вы оцениваете потенциальную успешность того или иного фильма? Что это – актреский ансамбль, режиссер или хороший сценарий? Бывают ли случаи, когда вы не знаете, насколько это будет успешно, но рискуете? Кто дает эту экспертную оценку?

Пьер Шпенглер
Существует такое понятие, как художественное суждение, и мы однозначно не станем судить о том, хорош сценарий или не хорош, плохая история или нет. Все дело в доверии. Иногда это впечатление о человеке, иногда это опыт работы с человеком, но по большей части мы будем зависеть от того, какие гарантии и какие дальнейшие финансовые обязательства предоставит нам компания Ортвина. Имея все это в виду, мы уже будем понимать, готовы ли мы гарантировать успех производства данной картины по данному сценарию, по данному КПП, с данной съемочной группой. Еще раз хочу повторить – компания Film Finances не инвестирует, она лишь «гарантирует доставку», то есть изготовление продукта для инвестора.

Вопрос из зала
Расскажите, пожалуйста, о практике льготного налогообложения кинопроизводства в США и других странах.

Ортвин Фрейермут
Налоговые льготы для кинопроизводителей в США появились совсем недавно. Серьезные льготы существуют в Канаде. Естественно, это внутреннее дело каждый страны, но надеюсь, что и в Казахстане это случится, поскольку уже доказано, что на каждый доллар льгот приходится 3 доллара возвратных: получается, что в какой-то город приезжает съемочная группа, они в любом случае тратят там деньги на аренду, на проживание, на питание, на прочие услуги и товары – возникает эффект взаимного обогащения. В США отдельные штаты начали возвращать от 20 до 40 процентов от потраченных на съемки средств. Существуют две модели. Первая – немецкая, в которой правительство фактически возмещает эти расходы. Вторая – американская, когда продюсер получает ваучер, по которому можно произвести вычеты по налогам и продает его с небольшим дисконтом третьей компании, заинтересованной в снижении налогов.

Вопрос из зала
Стоит ли молодому казахстанскому режиссеру, снявшему несколько картин, ехать в Лос-Анджелес со своим сценарием и пытаться продвинуть его в Голливуде? Сколько нужно иметь «своих денег», чтобы найди недостающее финансирование для 10-миллионного проекта?

Ортвин Фейермут
Большое значение имеет то, какую финансовую поддержку вы получите от своей страны. На самом деле, такие люди, как мы, всегда смотрят на опыт – сможет ли человек уложиться в своей бюджет и сроки, которые он же озвучил. Это важно, но при отсутствии национального финансирования, будьте вы талантливым режиссером из Казахстана или из Америки – разницы никакой не будет – случится отказ. Однако, если вы докажете, что у вас за спиной есть мощные связи в Казахстане, что у вас есть студия, которая может работать с сами на льготной или постоплатной основе – разговор будет строиться по-другому. Всегда, когда существует возможность организовать совместное производство, это очень хорошо, это помогает.

Пьер Шпенглер
Отвечая на вопрос о том, сколько нужно иметь собственных денег для фильма с 10-миллионым бюджетом скажу, что нужно 9,5 миллионов. Это не шутка. 10 миллионов долларов – это уже крупный бюджет. Сейчас даже 2 миллиона долларов считаются неплохим бюджетом, а 10 миллионов – это серьезный проект, это наличие как минимум одной звезды, это наличие договоренностей о предпродажах на определенных территориях. Поэтому не нужно мечтать, нужно просто хорошо продюсировать свой проект. Например, зная, что у вас есть определенная поддержка в Казахстане, нужно снимать именно здесь.

Вопрос из зала
Пожалуйста, расскажите о сложностях международной дистрибуции кинокартин.

Пьер Шпенглер
На самом деле, наличие договоренностей об иностранной и внутриамериканской дистрибуции – это залог успеха. Но для этого, во-первых, нужен звездный состав этой картины. Приходится обращаться к фирмам, занимающимся международной дистрибуцией, существует несколько компаний и агентов, которые, в основном, находятся в Лос-Анджелесе и в Лондоне. С ними заключается договор о том, что у вас есть картина (которую вы еще не закончили), в ней заняты такие-то актеры; договор о предварительной продаже, естественно, подписывается только в том случае, если они уверены, что кинокартина способна себя окупить. И они не будут подписаны без всех тех бумаг, о которых мы говорили в самом начале нашей беседы. В итоге все упирается в деловые качества самого продюсера. Иной раз приходится ходить кругами: приходишь к агенту по продажам, он тут же задает вопрос, кто снимается в этой картине, начинаешь обзванивать агентов актеров, которых хотелось бы видеть в фильме, а они начинают спрашивать, кто финансирует эту картину… Получается такой бесконечный замкнутый круг.

Текст: Дмитрий Голубничий
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?