Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Берлинале-2023: рецензия на фильм BlackBerry — дерзкий байопик о компании по производству смартфонов

Смешной и печальный фильм об отношениях творчества и бизнеса. 

Добавить в закладки

Технологический гений Майк Лазаридис (Джей Барушель) руководит небольшой компанией по производству разного рода чипов. Впрочем, особенного финансового успеха у нее нет. Майк и его приятель Даг (Мэтт Джонсон) пытаются продать большим компаниям новую разработку — продвинутый карманный телефон, который также будет сочетать функции пейджера и компьютера. Но ничего не выходит: ребята умеют изобретать и строить, но совершенно лишены маркетингового таланта. Им берется помочь жесткий и беспринципный Джим Балсилли (Гленн Хауэртон из «В Филадельфии всегда солнечно», самое гениальное кастинговое решение в фильме). Он как раз в технике ничего не смыслит, зато очень хорошо умеет залезать покупателям под кожу. Его даже с прошлой работы поперли за излишнюю инициативность. 

Кадр из фильма «BlackBerry»

Кадр из фильма «BlackBerry»

История компании BlackBerry настолько идеально подходит формату биографического фильма, что даже странно, как долго кинематографисты к ней подбирались. Судите сами: это одновременно история успеха и история провала в одной, в ней как будто специально собраны все самые яркие архетипы подобных сюжетов. Тут и нервозные гении, и корпоративные крысы, и наивные мечтатели, и жесткие управленцы, которые уничтожают все веселье и превращают некогда процветающую команду друзей в бездушную машину по печатанию денег. Но что самое прекрасное, Blackberry показывает, что эти архетипы не статичны. Одни и те же люди могут быть совершенно разными персонажами в зависимости от отрезка их жизни. Майк Лазаридис в начале фильма — типичный герой духоподъемного байопика: талантливый, готовый крушить границы возможного. Лазаридис в финале — злодей того же жанра: холодный коммерсант, находящийся в ужасе от того, что его вот-вот сметет волной прогресса (в лице Apple, разумеется). 

И фильм Мэтта Джонсона подробно показывает эту трансформацию — на уровне не только содержания, но и формы. Первая половина фильма выглядит несколько суматошливой. Камера носится по кабинетам, ищет лица и случайные детали, она субъективная и живая, как в «Игре на понижение» МакКея или сериале «Офис». Хотя это скорее не заимствование у других авторов, а вполне себе органичный для режиссера Джонсона стиль: он сам раньше снимал полуэкспериментальные мокьюментари и только сейчас добрался до кино с большими актерами. Ему хорошо удается даже в очевидно заскриптованном фильме создать ощущение хаоса. Офисное пространство BlackBerry (а точнее, в то время еще Research in Motion) превращается в эдакий первобытный бульон таланта и идей, из которого неизвестно что именно выйдет. Этого не знают даже сами инженеры — потому что прототипы собирают на ходу и буквально из чего придется. 

Кадр из фильма «BlackBerry»

Кадр из фильма «BlackBerry»

Мокьюментарный стиль остается на протяжении всего фильма, но со временем хаотичный дух исчезает. Офисы из подобия компьютерного клуба превращаются в скучные серые коробки, уходят взволнованные крики и дружеские перепалки, пропадают даже вечера просмотров фильмов. Вместо сумбурных комедийных сцен появляется более конкретный сюжет с финансовыми махинациями. Мэтт Джонсон, показывая падение компании, проводит эксперимент и над самим собой — смотрит, сможет ли он отказаться от свободного стиля и загнать себя в более тесные жанровые рамки. В отличие от BlackBerry, которая с приходом больших денег стремительно потеряла лицо, у Джонсона как раз все получается: даже в довольно душащих границах корпоративного байопика он не теряет остроумия и сценарного изящества. Его фильм, помимо прочего, — мастер-класс по рефренам. Фразы, брошенные героями в одном контексте, затем повторяются совершенно в ином — и вдруг значат что-то совершенно противоположное, дополнительно подчеркивая, насколько все изменилось. А изначально забавные детали со временем обрастают печальными коннотациями. Скажем, в самом начале показано, как Лазаридис чутко слышит жужжание некачественной электроники и не может его терпеть — берется лично чинить устройство прямо в чужом офисе. В конце он собственную компанию доводит до того, что жужжание теперь повсюду. 

Вообще, для фильма о технологических пионерах у BlackBerry очень интересные отношения с прогрессом. Мэтт Джонсон с большим интересом показывает изобретения героев, но в итоге их амбиции приводят лишь к корпоративной серости и, кажется, ни к чему другому и не могли бы. Цена развития здесь — скука. Деньги отнимают личность, не дают заниматься любимым делом или просто спокойно посмотреть хоккей (важный для фильма символ, ведь почти все персонажи — канадцы). А единственным по-настоящему живым персонажем остается тот самый приятель Даг, который не принимает новую реальность, отвергает прогресс компании, а в ключевой момент просто разворачивается и уходит. Кажется очень символичным, что играет его сам Джонсон. Будь фильм снят каким-то другим, более успешным постановщиком, наверняка бы выглядел очередной лицемерной сказкой от богатых о том, что богатство — зло. Но в руках аутсайдера Джонсона история превращается почти что в манифест эдакой здоровой стагнации. Мол, иногда, чтобы быть счастливым, надо понимать свои ограничения и не лезть, куда не просят. 

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?