Наверх
Веном Звезда родилась Чёрный клановец Человек на Луне Без меня Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Клубаре Хэллоуин Супербобровы: Народные мстители Репродукция Несокрушимый

История студии «Мельница»

Предновогодний рассказ о российских студиях был бы неполным, не упомяни мы еще одного важного игрока на праздничном прокатном пятачке. Уже четвертый год подряд в Новый год мы входим, окруженные заботой питерской студии «Мельница». Оружие она использует довольно необычное для отечественного производителя – анимацию, а потенциальными «жертвами» выбирает самую беззащитную аудиторию – безотказных родителей с маленькими детьми. Неудивительно, что почти из каждой «новогодней битвы» «Мельница» выходит победителем. Самое время заглянуть в тылы этой рисованной «боевой машины»…

Когда-то советская мультипликация считалось если не передовой, то уж по крайней мере весьма конкурентоспособной даже на мировом уровне, лучших российских мультипликаторов даже отмечали многочисленными призами. С распадом Союза и общей экономической неразберихой в 90-х российская анимация родиться еще не успела, а советская уже почти умерла – в жанре образовался вакуум, который заполняло наследие студий «Союзмультфильм», «Киевнаучфильм» и Творческого объединения «Экран». К счастью, настоящие мастера и поклонники данного непростого вида творчества не опустили руки и не дали анимации исчезнуть совсем. Благодаря нескольким энтузиастам, в том числе и создавшим «Мельницу», российская анимация жива и даже в некотором роде процветает.

Основу «Мельницы» составляют три замечательных деятеля кино – Сергей Сельянов, Александр Боярский и Константин Бронзит. Сергей Сельянов начинал как сценарист и режиссер – свой первый фильм он снял еще в 1980 году, однако в гораздо большей мере он известен как довольно успешный продюсер. Под его руководством компания «СТВ» выпустила полсотни художественных и документальных фильмов, многие из которых были отмечены российскими и зарубежными критиками и фестивалями. Продюсер и сценарист Александр Боярский начинал с того, что в 1992 году организовал звукозаписывающую студию «Миди-Синема», которая со временем стала не только оказывать услуги по озвучанию, но и занялась производством анимационных фильмов и рекламных роликов. Именно на почве любви к анимации Боярский познакомился с режиссером Константином Бронзитом. Бронзит свою карьеру в анимации начинал на знаменитой студии «Пилот», ее создатель Александр Татарский даже называл Константина своим лучшим учеником. Однако в 1995 году Бронзит «Пилот» покинул, работал для ТВ (делал заставки и рекламу, «оживлял» логотипы), а затем и вовсе променял Россию на Францию, где в те годы анимацией интересовались куда больше, чем у нас.

Кадр из мультфильма "Приключения в Изумрудном городе"

Кадр из мультфильма "Приключения в Изумрудном городе"

В 1998 году Сельянов и Боярский объединили свои усилия, когда телеканал НТВ заказал производство анимационного сериала «Приключение в Изумрудном городе». Руководители «СТВ» и «Миди-Синема» арендовали помещение в одном из зданий «Леннаучфильма» на улице Мельничной в Санкт-Петербурге и недолго думая дали своему новому детищу имя «Мельница». У «Приключений» могло быть большое будущее (планировалось экранизировать все 14 книг Лаймена Фрэнка Баума), но, к сожалению, после выхода четырех получасовых эпизодов мультсериала производство его было заморожено. Тяжелый удар по самолюбию, но студия-дебютант не собиралась сдаваться – «Мельница» часть сил вложила в сотрудничество с кинокомпаниями, создавая для них спецэффекты, а другой частью своих специалистов готовила новый, уже независимый анимационный проект.

Кадр из мультфильма "Карлик Нос"

Кадр из мультфильма "Карлик Нос"

В 2003 году свет увидел «Карлик Нос» – первый российский полнометражный анимационный фильм, выпущенный в широкий прокат. Картина полюбилась зрителям и получила множество положительных отзывов, но совершенно невзрачно выступила в прокате, вернув лишь пятую часть вложенных в нее средств. Впрочем, и это не стало конечной остановкой для молодой студии. Константин Бронзит, который в содружестве с «Мельницей» в 2003 году снял два небольших мультфильма, вместе с Александром Боярским уже разрабатывал будущую золотую жилу студии – богатырскую сагу.

Кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Толчком для создания первого «богатырского» фильма стал отрывок сценария, который Боярскому прислал студент из Днепропетровска Максим Свешников. Его слегка осовремененный взгляд на классических героев русских сказок пришелся по вкусу Сельянову, и проект был немедленно пущен в производство. Так в канун Нового 2005 года свет увидел «Алеша Попович и Тугарин Змей». И хотя при затратах на производство почти 4 миллиона долларов фильм заработал в кинотеатрах меньше двух, для студии его выпуск стал настоящим прорывом. Герои фильма – сам Алеша, красавица Любава, конь Юлий, ослик Моисей – стали любимцами ребятишек и первыми по-настоящему популярными героями сопутствующей продукции, атрибутикой первого из богатырей покрылись тысячи и тысячи детских товаров. От такого отказываться было никак нельзя – «Мельница» приступила к реализации второго богатырского фильма.

Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Скоро сказка сказывается, на не скоро дело делается. Пока основные мощности были задействованы очередным богатырем, Константин Бронзит с небольшой командой сделал мультфильм «Уборная история – любовная история», получивший номинацию на «Оскар» в 2009 году, а также в долгое плавание был запущен телевизионный проект «Приключения Лунтика и его друзей», количество серий которого уже перевалило за четыре сотни. «Лунтика» хоть и недолюбливают взрослые, зато без памяти любят дети – он является одним из самых популярных героев современного отечественного телевидения.

Кадр из фильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Кадр из фильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Тем временем в марте 2006 года поспел «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Его прокат оказался гораздо более удачным – стиль и героев зритель уже полюбил, а следовательно, с радостью принес в кассы кинотеатров 3,5 миллиона долларов, вдвое больше, чем за «Поповича». Но мало этого – третья часть стала не просто возможна, она была затребована многочисленными поклонниками. Сельянов и Боярский сопоставили выводы из проката двух фильмов и приняли единственно верное решение: третий фильм серии решено было запустить в самый разгар новогодних праздников. И этот третий удар оказался решающим – стартовавший 28 декабря 2007 года «Илья Муромец и Соловей Разбойник» собрал в прокате 10 миллионов долларов, впятеро больше своего бюджета. И это при том, что кинотеатры по-прежнему не желали рисковать и не ставили мультфильмы на более востребованные зрителем вечерние сеансы. Безусловная победа!

Кадр из фильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

Кадр из фильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

Однако победа победой, а богатыри-то кончились. Приучившая зрителей к ежегодной новинке студия на 2008 год запланировала новую, не связанную с богатырской историю – экранизацию сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Увы, эксперимент успехом не увенчался – кого-то спугнули неудачные предыдущие постановки этого произведения, кто-то оказался недоволен гротескной анимацией. В актив студии «Федота» можно записать лишь как хорошую встряску, а для закрепления успеха бренда «Мельница» решила вернуться все-таки к проверенному стилю – на последующие два года были запланированы продолжение «Богатырей» и «спин-офф» об Иване-царевиче.

Кадр из фильма «Иван Царевич и Серый Волк»

Кадр из фильма «Иван Царевич и Серый Волк»

«Три богатыря и Шамаханская царица» в первую неделю проката соперников разбили, возглавив российский бокс-офис последней недели 2010 года. 4 миллиона долларов в первый уик-энд и почти 20 за весь период проката – не каждый художественный фильм может похвастать подобными успехами. Годом позже «Иван Царевич и Серый Волк» побили и это достижение, собрав в общей сложности 25 миллионов и закрепив позиции «Мельницы» в новогодних битвах – со студией не просто стали считаться, конкуренты уже не рискуют ввязываться в прямое противостояние с отечественной мультипликацией, по крайней мере, не в Новый год. Финальную на сегодняшний день точку поставили «Три богатыря на дальних берегах» – 31,5 миллиона долларов в новогоднем прокате и третье место в кассовом топе отечественного проката, следом за «Сталинградом» и «Иронией судьбы 2». И пусть зрители постарше стали уставать от однообразного юмора и застывших в развитии героев – ребятня от «Богатырей» по-прежнему в восторге.

Кадр из фильма «Три богатыря на дальних берегах»

Кадр из фильма «Три богатыря на дальних берегах»

Что ждет «Мельницу» впереди? Ну, во-первых, в новый 2014 год зрители войдут вместе с сиквелом Царевича – «Иван Царевич и Серый Волк 2». Общая касса ленты вполне может превзойти достижение последнего фильма из богатырской пенталогии. Далее на 2014 год запланирована патриотическая и более серьезная анимационная «Крепость» – история осады Смоленска поляками. Не нужно забывать о телепроектах студии – к «Лунтику» в 2011 году присоединились «Барбоскины», и этот сериал уже тоже перевалил за сотню эпизодов. Выйдут ли новые «Богатыри»? Вопрос. По некоторым сведениям, студия планирует шестой фильм, но гораздо более вероятным выглядит появление на экране давно задуманного фильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Как бы то ни было, без очередного мультфильма мы на Новый год не останемся. Такое вот богатырское правило!

Кадр из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 2»

Кадр из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 2»

Самые кассовые фильмы: «Три богатыря на дальних берегах», «Иван Царевич и Серый Волк», «Три богатыря и Шамаханская царица».

Крупнейшая кассовая неудача: «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  138

Читайте также

показать еще

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть