Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

«Брат» и ещё 5 культовых российских фильмов 90-х

В России в «лихие 90-е» убивали людей, а кто-то действительно бегал голым. Но вместе с бытовыми трудностями это было время невиданной прежде творческой свободы. Отечественные режиссёры решались на самые по-хорошему отвязные эксперименты, а кроме того, не боялись говорить о том, что видели вокруг. Сегодня деятелям кино часто в упрёк ставят вечный эскапизм — они бегут то в прошлое, то в выдуманные миры. Рассказываем о 6 российских фильмах, которые были сняты в 90-е, но посмотреть их стоит и сегодня, и не только из ностальгических чувств.

Добавить в закладки
«Брат» и ещё 5 культовых российских фильмов 90-х

Сергей Бодров-мл. в роли Данилы Багрова на кадре из фильма «Брат»

Сергей Бодров-мл. в роли Данилы Багрова на кадре из фильма «Брат»

Данила Багров (Сергей Бодров-мл.) возвращается с войны в родной провинциальный город. Всем, кто спрашивает у него, как там было, он улыбаясь отвечает, что отсиделся в штабе писарем. Мать говорит, что в Петербурге отлично устроился его старший брат Витя (Виктор Сухоруков). Данила легко находит родственника и даже получает стопку стодолларовых купюр на первое время, но выясняется, что Витя работает наёмным убийцей и не прочь привлечь младшего к опасному делу. Вчерашний дембель слоняется по обшарпанному Петербургу, ищет заветную кассету с записью песни «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус», пытается встретить любовь, помогает униженным и оскорблённым и ловко разбирается с большими шишками криминального мира.

«Брат» — главный отечественный фильм 90-х, мало кто в нашей его стране не видел. А имя режиссёра Алексея Балабанова чаще всё-таки ассоциируется с этой криминальной картиной, а не с пугающим «Грузом 200», который вынес неутешительный приговор разваливающемуся Советскому Союзу. Исполнитель главной роли Сергей Бодров-мл. в одно мгновение стал любимцем публики и народным супергероем. Про Данилу Багрова мы почти ничего не знаем: ни мать, ни старший брат любви к нему не питают, отец был рецидивистом и умер в тюрьме. Можно догадаться по навыкам владения оружием и хладнокровным движениям, что молодой человек воевал в Чечне, но вслух этого никто не произносит.

Сила фильма в правде, хоть культовую фразу Багров произнесёт только в продолжении. Пожалуй, ни одна картина 90-х так точно не ухватила дух времени: разруха, беззаконие, полупустой город. Полон фильм и незабываемого колорита: бандиты в пиджаках, их шестёрки в спортивных штанах, девицы в косухах, старые трамвайчики, магазины компакт-дисков в подвалах и бездомные у костра. Спасти слабых жителей (бомжа с кладбища, секс-работницу и юную наркоманку) может только тот, кто движется к цели напрямик — с оружием в руках.

Андрей Жигалов в роли Коли на кадре из фильма «Облако-рай»

Андрей Жигалов в роли Коли на кадре из фильма «Облако-рай»

Воскресное утро в неназванном провинциальном городе. Парень в кепке по имени Колька (Андрей Жигалов) без дела шатается по родному двору. Пристанет то к соседу, то к мирно сидящим на лавочке бабушкам, то к матери любимой девушки. Тема для бесед одна: по радио обещали дождь, а погода солнечная. Вопрос жизненно важный. Коля успел утомить единственного друга Федю (Сергей Баталов) и его жену Валю (Ирина Розанова). Гостю в выходной день не предлагают даже пива. Чтобы хоть как-то сменить тему и развеять скуку, Колька вдруг объявляет, что вечером уезжает на Дальний Восток. Там у него друг, который предлагает прибыльную работу. Сенсационная новость быстро облетает соседей. И вот они все вместе собирают Кольку в дорогу. Только ехать ему некуда, а признаваться в этом страшно.

«Облако-рай» — наиболее известная работа режиссёра Николая Досталя. Фильм завоевал «Серебряного леопарда» на киносмотре в Локарно в 1991 году. На исходе ХХ века европейские фестивали с особые интересом относились и к перестроечному российскому кино, и к картинам, которые только что «сняли с полки». «Облако-рай» в сжатой и комичной форме живописует невыносимую тоску отечественной глухомани. Сначала Колька не может докричаться ни до кого из знакомых, а ведь ему не хватает понятного всем внимания. Из нескольких повторяющихся разговоров складывается замкнутый круг: говорить в этих краях не о чем, разве что о погоде. Но стоит только ляпнуть про Дальний Восток, как на главного героя сваливается невероятная слава. И за фасадом анекдотической ситуации прячется страшная боль людей, которые «где родились, там и пригодились». Возможно, за всю жизнь они не видели даже соседнего села. И всё бы ничего, если бы это не было нашей действительностью.

Байярту в роли Гомбо на кадре из фильма «Урга: Территория любви»

Байярту в роли Гомбо на кадре из фильма «Урга: Территория любви»

Бесконечные прекрасные просторы степей Внутренней Монголии, что на севере Китая. У молодой пары Гомбо (Байярту) и Пагмы (Бадема) уже есть трое детей, по местным законам заводить ещё одного нельзя. Как же теперь супругам предаваться радостям любви? Жена отправляет мужа в город за презервативами, супруг о них слышит впервые. В дорогу он отправляется не один, а с простоватым, но обаятельным русским шофёром Сергеем (Владимир Гостюхин). Грузовик застрял посреди поля. Вместо презервативов в городе Гомбо покупает велосипед, бейсболку и телевизор.

Картина Никиты Михалкова о столкновении разных культур завоевала на Венецианском фестивале 1991 года главную награду — «Золотого льва». Роли монгольских скотоводов исполняют непрофессиональные актёры (решение авангардное и опережающее время). В год развала СССР и резкой смены парадигм на родине Михалков отправился в далёкий Китай, чтобы снять трогательный и вроде бы необязательный фильм о том, как современная цивилизация поглощает на своём пути коренные народы, обычаи и традиционный уклад жизни. Большой русский режиссёр с теплотой относится и к загадочным монголам, и к шофёру-соотечественнику и показывает, что для настоящей дружбы не нужен даже общий язык. Особенно если есть музыка: на спине у Сергея выбиты ноты вальса «На сопках Маньчжурии».

Олег Меньшиков в роли Андрея на кадре из фильма «Дюба-Дюба»

Олег Меньшиков в роли Андрея на кадре из фильма «Дюба-Дюба»

Андрей (Олег Меньшиков) жил в небольшом городе и любил девушку Таню (Анжела Белянская). Теперь он учится на сценарном факультете ВГИКа и вместе с другом и соавтором Витей (Григорий Константинопольский, это теперь он режиссёр) готовится улететь в американскую киношколу на стажировку. Но тут Андрей узнаёт, что Таня сидит в тюрьме за употребление и хранение наркотиков, и решает совершить перед отъездом подвиг. А в эпоху распада СССР единственным верным средством спасения девушки является организация побега. Для этого молодому человеку нужно добыть крупную сумму. Он совершает серию преступлений и связывается с бандитами. Вот только Таню рыцарь не спрашивает, а хочет ли она, чтобы её спасали.

Продюсером второго полного метра режиссёра Александра Хвана выступил Рустам Ибрагимбеков, сценарист «Белого солнца пустыни» и «Утомлённых солнцем». Фильм с загадочным названием «Дюба-дюба» (песенку на такой мотив напевает один из героев) участвовал в основном конкурсе Канн 1993 года. Эта одна из первых работ ярчайшего дуэта сценаристов 90-х — Петра Луцика и Алексея Саморядова. Оба трагически погибли: Саморядов в 1994-м, Луцик в 2000-м. Классического для них героя-одиночку играет Олег Меньшиков, но притчевость сменяет криминальная фактура, правда, очень яркая. Чего только стоит сцена пыток доморощенного подпольного миллионера! Мучает его Андрей в страшной маске старухи, которую одолжил у однокурсника. Из таких запоминающихся эпизодов и состоит этот несовершенный (что очень характерно для начала 90-х), словно бы собранный впопыхах фильм.

Екатерина Гусева в роли Дины на кадре из фильма «Змеиный источник»

Екатерина Гусева в роли Дины на кадре из фильма «Змеиный источник»

Снова в центре внимания провинциальный город: происходит серия убийств. Маньяк душит девушек, милиция поймать его никак не может. В неспокойное место из-за импозантного женатого доктора Алёши (Сергей Маховиков) на практику приезжает студентка педагогического института Дина (дебютная роль Екатерины Гусевой). По прибытии выясняется, что супруга врача ещё и беременна. Дину это нисколько не останавливает. А убийства продолжаются, и маньяк упорно оставляет следы, указывающие на практикантку: либо она находит преступника, либо становится очередной жертвой.

Это сейчас Николай Лебедев известен как режиссёр громких и высокобюджетных отечественных блокбастеров «Движение вверх» и «Экипаж», а начинал он карьеру с маленького зловещего триллера о маньяке. Достойный образец жанра для конца 90-х (да и сейчас тоже) — уже большое достижение. Лебедев переносит действие стандартного западного триллера на провинциальную почву: в маленьких городах хватает хтони, главное здание для местных — школа, заправляет всем директриса советской закалки. Но властная женщина теряет авторитет, после того как в округе появляется душегуб. Теперь серийный убийца наводит ужас на горожан.

Кадр из фильма «Серебряные головы»

Кадр из фильма «Серебряные головы»

Безумного вида учёные приступают к секретному эксперименту по взаимослиянию клеток человека и дерева. Цель: получение нового вида людей — прочных и стойких к любым нежелательным воздействиям внешней среды долгожителей. Проводятся исследования на отдалённом лесном полигоне. Учёные уверены, что на этом квадрате земли никто не живёт. Рядом стоит разве что сторожка лесника и его семьи. На самом же деле некоторые странные существа, участвовавшие в предыдущих опытах, выжили и теперь бродят по полигону.

Евгений Юфит и Владимир Маслов (режиссёры «Серебряных голов») — отцы некрореализма. Это андеграундное направление кино зародилось в Ленинграде 80-х, а своего расцвета достигло в 90-х. Для него характерны внимание к разного рода перверсиям, полная независимость от официальных структур и институций, интерес к смерти и немотивированному насилию, а также отстранённый взгляд на происходящие в кадре события. Интереснее же всего некрореалистам был человек перед лицом смерти. «Серебряные головы» спродюсированы Сергеем Сельяновым. Удивительно, как один кинематографист параллельно поддерживал Алексея Балабанова, Александра Рогожкина и андеграундных кинематографистов.

Вскоре после премьеры Маслов (а он здесь также исполнитель одной из главных ролей) умер. Юфит же после «Серебряных голов» снимет всего два фильма. Возможно, эта их совместная работа — вершина некрореализма. В ней находится место абсурдному чёрному юмору, лишённому цвета VHS-изображению (не чёрно-белое, а сепия) среднего качества и полному уходу от актуальной повестки. В 90-х было снято множество диких фильмов, но даже на их фоне «Серебряные головы» выделяются.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?