Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

«Будь моим Кириллом» и еще 5 русских романтических комедий для свиданий и расставаний

Отношения с жанром ромкома в нашем кинопроме сложились совершенно особенные: традиции уходят корнями в более привычные советскому зрителю комедии лирические, на которые сегодня проще всего нацепить значок драмеди (хотя, в общем-то, незачем). Рассказываем про новинку этой недели — фильм «Будь моим Кириллом» — и еще пять русских романтических комедий, в которых скрещиваются привычные нам интонации с грустными нотками и зарубежные сюжетные трафареты.

Добавить в закладки
«Будь моим Кириллом» и еще 5 русских романтических комедий для свиданий и расставаний

Анастасия Евграфова в роли Саши на кадре из фильма «Будь моим Кириллом»

Анастасия Евграфова в роли Саши на кадре из фильма «Будь моим Кириллом»

«Будь моим Кириллом» — как раз тот случай, где фильм пытается пройти по канату между штампами хорошего настроения и той самой бытовой лирикой: получается у него, увы, не всегда удачно, но при этом довольно обаятельно и живо. Сценаристка Анна Макаренкова и постановщица Алла Елисеева заводят разговор о наболевшем и ситуации, в общем-то, категорически понятной: речь идет снова в некотором роде о стыке советского и современного. Саше (Анастасия Евграфова) 32, у нее своя уютная кулинарная школа, съемная на пару с подругой (и одновременно коллегой) квартира и кот, а родственники все не унимаются и мучают девушку расспросами о женихе. Им удается Сашу утомить настолько, что ей приходится сотворить себе бойфренда, а вернее, выдать за него своего тренера по бегу Кирилла (Иван Мулин из «Перевала Дятлова») — само собой, без его ведома.

Усталость от привычки, вошедшей в ментальность, вторгаться в чужую жизнь и личное пространство, беспардонность родственников и все прочие слишком живучие стереотипы, связанные с незамужними женщинами за тридцать, вполне себе весомый повод для разговора: как водится, со стороны экрана соринки в глазах виднее. Но, выбрав тему животрепещущую, Макаренкова и Елисеева стараются говорить о ней чересчур легко, не сгущая красок — некоторые жанровые тропы и не слишком удачные шутки несколько «удешевляют» фильм, сводя его к классической истории мальчика и девочки. Но все же «Будь моим Кириллом» — кино порой очень трогательное и очаровательное как раз в этой своей наивности и непосредственности. Отдельное место на экране занимает шаурма и прочая не всегда полезная гастрономия, а сама Саша признается: «Главная любовь в жизнь — это еда», и кто мы такие, чтобы с ней спорить?

Надежда Лумпова в роли Славы на кадре из фильма «Чего хочет Слава?»

Надежда Лумпова в роли Славы на кадре из фильма «Чего хочет Слава?»

Если Саша к тридцати никак не может выйти замуж, чего от нее ждут все вокруг, то Слава (Надежда Лумпова), наоборот, собралась разводиться. Снова Москва: нарядная предновогодняя столица внутри Третьего транспортного кольца с Покровкой, катком в Саду им. Баумана и трамваями на Селезнёвской. В этом благополучном мирке Слава так и осталась большим ребенком с головой в облаках и зоопарком дома, в то время как ее муж Валя (Артем Сучков) ввысь не стремится, а, напротив, старается заземлиться и в рабочих проектах, и в отношениях.

Романтическая комедия оборачивается тропом coming-of-age — взрослеть никогда не поздно и всегда больно, что в 14, что ближе к 30. Как и в других фильмах Оксаны Бычковой, главная заслуга постановщицы в голосах и лицах: это редкий талант (особенно в отечественном кино) ловить в капкан экранной плоскости людей живых, не надуманных, искренних и влюбляющих своей неидеальностью. Бычкову (в фильмографии которой не только «Чего хочет Слава?», но и «Питер FM», и «Плюс один») можно назвать прямой наследницей традиций советских лирических комедий: «Слава» — фильм не только действительно смешной, но еще и оставляющий за собой шлейфом смешанные чувства светлой печали и ностальгии по будущему, которое уже не случится.

Ксения Раппопорт в роли Маши на кадре из фильма «Два дня»

Ксения Раппопорт в роли Маши на кадре из фильма «Два дня»

Если вам когда-нибудь придется объяснять, что же такое романтическая комедия по-русски, то, вероятнее всего, за вас наилучшим образом это сделает картина постановщицы Авдотьи Смирновой и сценаристки Анны Пармас «Два дня». Чиновник Петр Дроздов приезжает из Москвы в усадьбу позабытого русского классика, и там его ожидает встреча с русской сельской интеллигенцией в лице Марии Ильиничны. Противоположности притягиваются не только на западных экранах, но и в пейзажах уездной России с козой и курами.

Авдотье Смирновой удалось снять ромком с действительно хорошим юмором и с мощным флером романтики родного культурного кода. Все местами нелепые ситуации, в которые попадают новоявленные влюбленные, прошибают такой силой искренности и душевности, что невозможно не купиться на уловки жанра. Ну а венчает «Два дня» неожиданный, но сумасшедший по своей силе дуэт Федора Бондарчука и Ксении Раппопорт — сценарий фильма, кстати, был написан специально для них, по словам Бондарчука, он лично просил Авдотью придумать историю любви для него с Ксенией.

Артур Смольянинов в роли Серафима на кадре из фильма «Мой парень - ангел»

Артур Смольянинов в роли Серафима на кадре из фильма «Мой парень - ангел»

Фильм еще одной отечественной постановщицы Веры Сторожевой занимает особую нишу и среди ромкомов — это новогодняя романтическая комедия об одном бесконечном 31 декабря. Студентка Саша (Анна Старшенбаум) успевает расстаться с бойфрендом, выпасть из окна, спасая кота, сдать экзамен, отправиться то в торговый центр за подарками, то к папе в аэропорт, а где-то между этим встретить парня-ангела Серафима («в Россию отправляют самых стойких») и без памяти в него влюбиться.

Волшебный зачин взят из повести Марка Арена «Рождественский ангел», но сюжет расцвел текстом сценаристки Натальи Назаровой: предпраздничная суета и румяная от холода Москва, дух студенчества, обаяние совпадений и то самое ожидание чуда, за которое так любимы новогодние фильмы. Еще и знакомые лица на экране, которые периодически появляются в самых неожиданных камео: Артур Смольянинов, Никита Ефремов, Анна Старшенбаум, Сергей Пускепалис, а также Гоша Куценко, Андрей Леонов и даже Ирина Хакамада.

Ингрид Олеринская в роли Кристины на кадре из фильма «Неадекватные люди»

Ингрид Олеринская в роли Кристины на кадре из фильма «Неадекватные люди»

Совсем недавно в некотором роде культовая комедия нулевых Романа Каримова обзавелась продолжением: режиссер вернулся к Виталию и Кристине через десять лет после того, как оставил их на переднем сиденье машины. И если продолжение сменило интонацию на куда более серьезную (проблемы стали тоже лет на десять старше), то оригинал, в свою очередь, совершенно неподвластен времени: «Неадекватные люди» именно тот фильм, который хочется пересматривать, когда на душе скребут кошки.

Дружба неуемной школьницы и соседа за тридцать сегодня могла бы быть воспринята как история довольно спорная и этически сомнительная, но Каримов их поначалу платоническую влюбленность развивает настолько целомудренно и неспешно, что никаких сомнений в благих помыслах не остается. К тому же это еще и смешное кино, где помимо игры актеров Ильи Любимова и Ингрид Олеринской на полную работает и юмор диалогов, на редкость удачных и музыкально написанных.

Евгения Громова в роли Риты на кадре из фильма «Городские птички»

Евгения Громова в роли Риты на кадре из фильма «Городские птички»

Совершенно очаровательный дебют постановщицы Юлии Белой практически прошел мимо зрителя, не выходя в широкий прокат, но тем не менее картина была отмечена на фестивале «Движение». Экскурсию по хипстерской Москве конца 2010-х проведут три довольно разные девушки: если рассуждать архетипами, то их можно условно обозначить как хулиганку, умницу и романтичную особу. Тем не менее Белая заводит своих девочек куда дальше штампов жанра, делая их живыми, немного неряшливыми и жутко симпатичными москвичками (не без помощи артисток Евгении Афонской, Евгении Громовой и Анны Воркуевой).

Фильму кое-где не хватает опоры на прочные конструкции опыта, но этот недочет с лихвой покрывается куражом молодости. В некотором роде «Городские птички» так или иначе воспринимаются как кино поколенческое: о тех самых миллениалах, которые никак не хотят взрослеть, живут в причесанной Москве с кофемашиной на кухне и работают в модных хостелах в центре города. Впрочем, несмотря на актуальность, и «Птички» тоже комедия скорее лирическая, чем романтическая, для которой дружба важнее романов — видимо, это в крови у российских кинематографистов и кинематографисток.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?