Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Что будет с кинотеатрами после пандемии коронавируса?

Размышляем на тему того, как сильно глобальная пандемия и экономический кризис ударят по культуре просмотра кино на большом экране.

Добавить в закладки
Что будет с кинотеатрами после пандемии коронавируса?

Вчера Министерство культуры России порекомендовало всем кинотеатрам на время прекратить работу — из-за пандемии коронавируса. Это решение, впрочем, давно уже назревало: в Санкт-Петербурге ещё неделю назад закрылись залы всех крупнейших сетей, в Москве приостановили работу, например, Москино. Да и тем, кто остался, банально нечего показывать — все крупнейшие премьеры, вроде «Мулан» и нового «Бонда», перенесли, Universal и Disney слили в Сеть «Человека-невидимку», «Эмму» и «Вперёд», не дожидаясь положенных трёх месяцев между кинотеатральным релизом и выходом на DVD.

Мы вслед за большей частью мира переходим к полноценной социальной изоляции — больше не выйти ни в кино, ни на концерт, ни в театр, ни на другие крупные культурные мероприятия. Это всё правильно и хорошо: к пандемии действительно стоит готовиться и предотвращать, насколько возможно. Но нас, как синефилов, сейчас волнует другое — а выберутся ли кинотеатры из этого кризиса? Не слишком ли большой урон пандемия нанесёт культуре просмотра фильмов на большом экране? Той самой культуре, что в последнее время и так достаётся от стриминговых сервисов, расцвета кабельного ТВ и прочих продуктов технологического прогресса.

Ответ пока что неочевиден. Судя по большому расследованию Variety, вся кино- и ТВ- индустрия сейчас терпит огромные убытки: людей на самых низких должностях массово увольняют, проекты откладывают, никто точно не знает, как и сколько платить людям, чьи съёмки сейчас находятся в подвешенном состоянии. Вероятно, когда общемировая паника сойдёт на нет, некоторые временно отменённые фильмы и пилоты сериалов не будут запускать по новой – если не решат, что они того действительно стоят. Это в перспективе заметно уменьшит количество контента – последние несколько лет существовавшего в явно обескураживающем избытке, – а также положит конец «золотой эпохе ТВ».

Что касается кинотеатров, основная проблема даже не в том, что сейчас их закрыли: это они, допустим, переживут. Но в том, что, когда пандемия кончится – а она обязательно, как и все пандемии, кончится, – им на помощь не придут большие блокбастеры, обычно обеспечивающие большую часть театрального проката. Все крупные студии на всякий случай отодвинули премьеры не на месяц и не на два, а гораздо дальше (особенно перестраховался «Форсаж», угнавший аж на год вперёд). И первое время после перезапуска кинотеатров их населят исключительно низко- и среднебюджетные проекты. Те самые, что в последние годы массово убегают на стриминги из-за невозможности конкурировать с бесконечными тентполами Disney.

Для кино начнётся время проверки на прочность. Наши кинотеатры уже разучились прокатывать что-либо кроме блокбастеров, и им придётся очень быстро адаптироваться к новым условиям. Возможно, некоторые не смогут и закроются насовсем, а стриминги – имея ещё меньше конкуренции – окончательно аккумулируют все среднебюджетные проекты. А может – что менее вероятно, но во что гораздо сильнее хочется верить, – люди, соскучившиеся по походу в кино именно как по некому полусакральному действу, пойдут смотреть то, что в обычное время они бы наверняка пропустили. И мы наконец хотя бы на время избавимся от гегемонии блокбастеров на наших экранах.

Карантин, пандемия, закрытые кинотеатры

Это вряд ли случится – скорее зритель, наоборот, увидев возможность выхода фильмов сразу в Сети, совсем перестанет посещать кино за пределами особо больших «попкорновых» картин. Но мне, как и многим схоже мыслящим людям, этого бы очень не хотелось. Я понимаю плюсы VOD-проката и согласен, например, с критиком Крисом Стакманном, когда он радуется тому, что теперь на «Тролли. Мировой тур» не обязательно идти в кино. Но – опять же как и Крис – я воспринимаю кинотеатральный просмотр не просто как возможность увидеть фильм, но как культурный опыт совершенно другого уровня, нежели просмотр кино дома на диване.

Другого в отношении иммерсивности и какого-то действительно сакрального значения, как единственную возможность увидеть картину такой, как её задумывал режиссёр. И поэтому я вас, конечно, ни к чему не призываю – у меня на то нет никакой власти, – но прошу всех, кто неравнодушен к кинотеатральному прокату, поддержать свои локальные кинотеатры, когда пандемия пройдёт. Не ждать выхода очередного маленького фильма в Сети, а посмотреть его на большом экране, может, сагитировать на это друзей – глядишь, и ранее нейтральные люди почувствуют особенную мистику этого процесса. Вместе победим.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?