
27 июня «28 дней спустя» режиссера Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда исполняется 23 года. Тем временем международный прокат захватывает «28 лет спустя» — внезапное продолжение зомби-дилогии, которая, как ожидается, станет началом для новой серии фильмов. В честь сразу двух знаменательных событий вспоминаем, как начинался путь культового хоррора об эпидемии «вируса ярости».
Все пути ведут в пиццерию
Невероятно, но факт: первый питчинг «28 дней спустя» произошел в обычной лондонской пиццерии, расположенной на Шарлотт-стрит, где однажды вечером встретились писатель Алекс Гарленд и будущий продюсер фильма Эндрю МакДональд.
«Я сказал: «Послушай, у меня есть идея для новой картины. Она о бегающих зомби, в ней есть дневной свет, а действие происходит в Лондоне. <…> Он ответил: «О, звучит прикольно». <…> А затем я пошел домой и написал сценарий», — вспоминает Гарленд.
Шотландский режиссер Дэнни Бойл, который уже работал с Гарлендом над экранизацией «Пляжа» и сотрудничал с МакДональдом в фильмах «На игле» и «Неглубокая могила», без тени сомнений присоединился к проекту в качестве режиссера. Его не смутило ни то, что «Пляж» в свое время обернулся громким кассовым провалом, ни то, что «28 лет спустя» — первый проект Гарленда в качестве сценариста.
Алекс Гарленд знает толк в хороших хоррорах
Впрочем, сам Гарленд в своих силах также не сомневался — сюжет его новаторского постапокалиптического зомби-триллера черпал лучшее из культовых представителей жанра. Своей концепцией «28 дней спустя» во многом обязан черно-белому хоррору «Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро, который, в свою очередь, был основан на одноименной книге Джона Руссо.
В списке референсов «28 дней спустя» можно также найти менее ожидаемые тайтлы, например научно-фантастический роман Джона Уиндема «День триффидов» 1951 года выпуска. Отдельного упоминания заслуживает серия компьютерных игр Resident Evil, которая фактически сформировала представление Гарленда о том, как должны двигаться зомби в фильме.
«Играя в Resident Evil, я понял, что сами зомби не такие уж страшные, они не представляют угрозы, когда двигаются слишком медленно, — рассказал Гарленд в интервью Inverse в 2024 году. — Игрок не боится зомби, он опасается, что ему не хватит пуль, чтобы с ними справиться. Тогда я подумал: а что если бы зомби двигались быстро, скажем, как собаки?»
Тот, кто хорошо знаком с творчеством Алекса Гарленда («Аннигиляция», «Падение империи»), знает, что он бы никогда не оставил сценарий без социального комментария. «28 дней спустя» в этом плане не исключение. Смертельный вирус, распространяющийся в фильме, — метафора культуры гнева и насилия, которая захватила современное общество. Неудивительно, что по сюжету после укуса зомби люди становились не просто голодными, а невероятно агрессивными и злыми.
Самый страшный секрет Дэнни Бойла
Технически «28 дней спустя» сложно считать полноценным фильмом, поскольку он был снят в весьма своеобразных технических условиях. Для работы над хоррором на съемочную площадку был приглашен оператор фильма Томаса Винтерберга «Торжество» Энтони Дод Мэнтл — Дэнни Бойл хотел, чтобы «28 лет спустя» соответствовал техническим стандартам движения «Догма 95».
При этом большая часть картины была снята не на профессиональную камеру, а на обычный Canon XL1 — домашнюю видеокамеру за четыре тысячи долларов, которая сохраняла весь материал на кассетах MiniDV. Бойл считал, что низкое качество изображения поможет ему передать всю суровость мира, оказавшегося на грани глобальной катастрофы.
Такое техническое решение также позволило съемочной команде существенно сэкономить время работы — традиционные 35-мм камеры потребовали бы куда больше сил и затрат. Свобода в передвижениях помогла Мэнтлу снять множество острых углов и хаотичных кадров, которые идеально отражали атмосферу фильма.
Еще одно «хитрое» решение Бойла — сэкономить на сне и визуальных эффектах. Знаменитые планы опустевшего Лондона, показанные в самом начале фильма, снимались в четыре утра в абсолютно сонном городе. Перекрытие центральных улиц Лондона даже в такое на первый взгляд мало популярное время вызвало гнев местных жителей, которые пытались вернуться домой или, наоборот, выезжали на работу.
Неочевидные трудности производства
Впрочем, это далеко не единственная трудность, с которой столкнулась команда «28 дней спустя». Например, сцена со взрывом на заправке Canary Wharf привлекла внимание местной пожарной службы, которая оперативно выехала на происшествие — и это с учетом того, что Бойл изначально согласовал день съемки с местными чиновниками. Уладить возникшее недопонимание удалось лишь через несколько часов. Сам взрыв обошелся студии в 250 тысяч фунтов стерлингов — ничтожная сумма в сравнении с бюджетами современных голливудских блокбастеров.
Самый счастливый момент фильма — сцену пикника на лесной поляне — пришлось снимать в крайне подавленном настроении, поскольку этот день пришелся на день теракта во Всемирном торговом центре Нью-Йорка 11 сентября 2001 года. В конечном итоге Бойл сдался и предложил временно остановить работу.
Четыре альтернативных финала
Многие знают о том, что официальная концовка фильма, в которой Джим и остальные герои спасаются, скрываясь в коттедже, — лишь один из четырех возможных финалов, придуманных для «28 дней спустя».
В оригинальном скрипте Джим умирает от огнестрельного ранения, а Селена и Ханна отправляются во внешний мир — никто, даже сам Гарленд, не знает, что их ждет дальше. К счастью, этот вариант был быстро отвергнут продюсерами после провала на тестовых скринингах. Фильму было необходимо более оптимистичное завершение.
В другой версии финала Джиму снится авария на велосипеде, из-за которой он впадает в кому в самом начале, но потом персонаж все равно умирает.
Затем появился так называемый «радикальный альтернативный финал», который так и не был отснят, но присутствовал в раскадровках хоррора. В этой версии Джиму делают переливание крови в секретной лаборатории на военной блокаде.
Все ради благого дела
Куда менее известный факт о создании «28 дней спустя»: ряд сцен в начале фильма снимался в настоящей английской больнице, опять же ради эффекта максимальной достоверности и реалистичности. Медицинское учреждение, которое распахнуло двери для съемок «28 дней спустя», работало по будням, но не принимало пациентов в выходные дни. Таким образом, Бойлу удалось арендовать помещение на время, когда внутри не было ни души.
Творческое решение режиссера оказалось полезным не только для фильма, но и для здравоохранительной системы Великобритании — в конце концов арендная плата за съемки пошла напрямую в трастовый фонд больницы. Лучше культового хоррора может быть только культовый хоррор, который продвигает добрые дела.