
Продолжаем рубрику, в рамках которой каждую неделю авторы FILM.ru рассказывают о фильмах, которым по разным причинам не досталось зрительского внимания, но которые непременно стоит посмотреть.
Авторка портала Гульназ Давлетшина предлагает вспомнить об Эдриенн Шелли и ее главном детище. Помимо актерства молодая женщина также пробовала себя в режиссуре и сняла несколько короткометражных и полнометражных картин. Ключевой и, к сожалению, финальной точкой в карьере Эдриенн стала «Официантка» — инди-жемчужина о сотруднице закусочной, которая копит деньги на побег от мужа-тирана. Шелли выступила режиссеркой, сценаристкой и исполнительницей одной из ролей.
Кто такая Эдриенн Шелли?
Эдриенн Шелли прославилась как звезда картин Хэла Хартли. Именно независимый режиссер обратил внимание на начинающую актрису и предложил роль в своем дебютном фильме «Невероятная правда». Шелли мгновенно стала музой Хартли: за первым сотрудничеством последовала лента «Доверие», после которой Эдриенн проснулась знаменитостью в мире инди-кино. Карьера молодой актрисы, увы, не пошла стремительно вверх. Пожалуй, никто, помимо Хартли, не смог по-настоящему раскрыть талант Шелли.
Последовала череда посредственных работ, в которых прибегали к откровенной объективизации Эдриенн. По словам мужа актрисы, Эдриенн подвергалась давлению на рабочем месте, была вынуждена позировать обнаженной для постера и порой даже боялась выходить из собственного трейлера, чтобы избежать оскорблений и домогательства. Шелли не обошло стороной и столкновение с печально известным Харви Вайнштейном: компания Miramax выступила дистрибьютором «Невероятной правды», и продюсер выразил желание добавить в фильм откровенные сцены с Эдриенн. Вайнштейн был возмущен отказом режиссера вносить изменения в проект. Неприятная ситуация заставила артистку испытать страх и разочарование в самом начале карьеры.
По мере развития карьеры Эдриенн Шелли мечтала реализовать себя в режиссуре. После съемок в фильме «Татуировка Терезы», где актриса опять-таки воспринималась как сексуальный объект, Шелли выпустила короткометражную ленту «Городская легенда». Через два года состоялся ее полнометражный дебют «Неожиданный Манхэттен», за ним — «Я возьму тебя туда…». А после небольшого перерыва вышла «Официантка» — нежный фильм, который мог быть трамплином к мировому успеху, но оказался лебединой песней Эдриенн Шелли.
Чуткое кино с печальной судьбой
Премьера «Официантки» состоялась на «Сандэнсе» в 2007 году. Просмотр был омрачен отсутствием постановщицы: 1 ноября 2006 года сорокалетнюю Эдриенн Шелли обнаружили повешенной в собственном офисе. Муж погибшей, Энди Острой, не мог согласиться с версией самоубийства: Эдриенн была счастлива в личной жизни, растила двухлетнюю дочь и лелеяла надежду, что «Официантка» выйдет в свет. В ходе дальнейшего расследования арестовали строителя Диего Пиллко: изначально молодой человек сказал, что напал на актрису после того, как та пожаловалась на шум строительных работ, но уже в суде преступник отказался от первоначальной версии и признался, что Эдриенн поймала его на воровстве и пыталась вызвать полицию.
Шелли умерла, так и не узнав, что ее третий режиссерский проект отобрали в программу «Спектр» фестиваля «Сандэнс». Будь судьба более благосклонна к талантливой авторке, «Официантка» стала бы началом нового пути. Хотя фильм и пронизан светом, теплом и ощущением жизнелюбия, к финалу изнутри давит щемящее чувство меланхолии — даже если причин для грусти на первый взгляд нет. Воспринимать «Официантку» в отрыве от трагичных фактов попросту невозможно.
Пироги и готовка как сеанс терапии в американской глуши
С шоколадной крошкой и заварным кремом, персиковый, яблочный, вишневый, бананово-шоколадный… «Официантка» начинается нарезкой кадров всевозможных пирогов, вынуждая голодных зрителей поставить фильм на паузу и побаловать себя сладким. Дженна (Кери Рассел), работница закусочной где-то на юге США, медленно смешивает начинку для очередного десерта и погружается в собственные думы. На кухне никого, солнечные лучи просачиваются сквозь крошечное окно, облако муки повисло в воздухе. Дженна упивается мгновениями тишины, когда можно заняться любимым делом в окружении стопок мисок и разбросанных приборов. Идиллию прерывают голоса подруг, тоже официанток: пора избавиться от неопределенности и сделать тест на беременность.
Троица замерла в ожидании, и вскоре возникшие две полоски не приносят радости. Дженна намеревалась сбежать от мужа, а ребенок может помешать осуществлению планов. Эрл (Джереми Систо), супруг девушки, — классический абьюзер, контролирующий каждый шаг жены и способный поднять на нее руку. Ошарашенная результатом теста Дженна приходит в себя единственным известным ей способом — придумыванием рецепта. Героиня мысленно кидает на тесто сыр бри, яйца, сырокопченую ветчину и дает пирогу название «Нежеланный ребенок от Эрла» (или более подходящий вариант для меню закусочной — «Капризный малыш»).
Готовка — фундамент сюжета, изюминка фильма и часть идентичности Дженны, для которой счастье неизменно связано с долгими часами, проведенными на кухне. Эдриенн Шелли вставляет крупные планы выпечки и не жалеет времени на перечисление ингредиентов. Для официантки изобретение рецептов и смешивание компонентов — своего рода терапия, с помощью которой можно пережить те или иные трудности. Особого внимания заслуживают причудливые названия: пирог «Убийство из ревности», например, состоит из ежевики, малины и шоколадной крошки, а «Малыш орет в ночи и калечит мне жизнь» — это чизкейк с пеканом и мускатным орехом.
Магия женской дружбы в придорожной закусочной
Еще один источник радости в монотонных буднях — общение с подругами, работающими в той же закусочной. Одну из сотрудниц воплотила сама Эдриенн Шелли — немного наивную и добросердечную Дон. Третья героиня — бойкая Беки в исполнении Шерил Хайнс.
Режиссерка создает на экране трепетную девичью связь: официантки секретничают в уборной, помогают Дон прихорашиваться перед свиданием, поддерживают Дженну в тяжелый период, ссорятся и мирятся, провожают рабочий день на лавочке возле кафе. Дон и Беки порой кажутся излишне эмоциональными и даже гротескными, но сложно не заметить то, с какой любовью прописаны южанки. Это вовсе не идеальные, сотни раз разочарованные в жизни, но все еще полные надежд девушки. Мы сосредоточены на страданиях Дженны, но обрывки из биографий Беки и Дон дают понять, что девушки тоже не живут в сказке. Беки ухаживает за больным мужем и чувствует себя живой лишь благодаря тайному роману на стороне, а Дон соглашается на отношения с навязчивым мужчиной не столько от большой любви, сколько из страха одиночества. При этом «Официантке» не присущ налет трагизма: экран искрится от задора, а сюжет наполнен оптимизмом и верой — жить в американской глуши может быть тем еще испытанием, но если есть кусок пирога и дружеское плечо рядом, то, кажется, все можно преодолеть.
«Официантка» притворяется ромкомом, но оказывается манифестом о трудностях материнства и важности любви к себе
Во время написания сценария Эдриенн Шелли была беременна, и позже ее дочь Софи появилась в «Официантке». Авторку крайне волновала тема материнства: Эдриенн исследует страх, волнение и ужас от предстоящих перемен в жизни Дженны. Героиня Кери Рассел не жаждет ни поздравлений, ни подарков: быть мамой не входит в ее планы. «Я не хочу ребенка. Я просто хочу печь пироги» — исчерпывающая фраза официантки, оказавшейся в ловушке — брака, непредвиденных обстоятельств, собственного тела. Матери в кино чаще всего идеализируется. Шелли же отказывается от образа святой: Дженне предстоит пройти путь от смирения и принятия к катарсису и счастью. Материнство в «Официантке» — не долгожданный праздник, а новый этап жизни, который, как и любые перемены, полон турбулентности.
Печаль и отчаяние отходят на второй план после знакомства с доктором Поматтером (Нэйтан Филлион). Очаровательный и застенчивый гинеколог выглядит полной противоположностью Эрла: вместо упреков и пассивной (а также активной) агрессии Дженна наконец получает заслуженную дозу заботы и внимания. Поматтер тоже в браке, запретный роман рождается в больничных палатах и врачебном кабинете. В мечтах влюбленных возникают мысли о побеге в закат. Но Эдриенн Шелли не снимает ромком о волшебной силе чувств. Дженну должен спасти не принц в белом халате, а она сама. Отношения с доктором помогают почувствовать себя желанной, достойной нежности и подарков (изумительной формы для выпечки!). Осталось лишь отыскать внутри безусловную любовь к самой себе и смелость, чтобы дать отпор мужу-тирану.
Наследие Эдриенн Шелли
Стоит взглянуть правде в глаза — имя Эдриенн Шелли мало кому известно, и данный текст едва ли изменит ситуацию. Уроженке Нью-Йорка не суждено было развить режиссерский почерк (а он сформировался уже к «Официантке») и дальше говорить о волнующих темах — материнстве, сестринстве, домашнем насилии. Но наследие кинематографистки вопреки всему продолжает жить. После смерти жены вдовец Острой основал фонд Эдриенн Шелли, который поддерживает кинематографисток. Одной из тех, кто получил грант, стала Синтия Уэйд — лауреатка премии «Оскар» за короткометражный документальный фильм «Право на наследие». Существует также премия Эдриенн Шелли — награда, которая вручается Обществом женщин-кинокритиков (Women Film Critics Circle) фильму, «наиболее яростно выступающему против насилия в отношении женщин». В 2015 году состоялась премьера бродвейского мюзикла «Официантка», а в 2021-м вышел трогательный документальный фильм «Эдриенн», который познакомил Шелли с более широкой публикой.
Внимание: напоследок — небольшой спойлер. Самым грустным моментом «Официантки» оказывается финал. Дело не в гранях хеппи-энда, а в том, что забыть о закадровой трагедии достаточно сложно. В конце Дженна с ребенком (напомним, малышку сыграла дочь режиссерки) уходит домой после рабочего дня, а Беки и Дон провожают семью взглядом. Софи, будучи на руках Кэри Рассел, смотрит в сторону закусочной, где стоит Эдриенн Шелли: мама и дочь улыбаются и машут друг другу на прощание. Пока, пока, пока!