Наверх
Фильмы 2018 Мстители: Война бесконечности Остров собак Собибор Такси 5 Дэдпул 2 Конченая Хан Соло: Звёздные Войны. Истории Черновик Красный воробей
Повторение – мать мучения!
10 фильмов о петлях времени
И смех, и свадьба.
20 лучших романтических комедий
Побудь в моей шкуре.
12 самых впечатляющих сцен, снятых от первого лица
Грани откровенности.
20 незабываемых откровенных сцен
А не спеши ты нас хоронить.
15 «последних» фильмов, оказавшихся не последними

Рецензия на фильм

Смерть Сталина

Достал коротышка!

Горькая и остроумная политическая сатира с привкусом русофобии о борьбе за власть после смерти Сталина.

7
оценка

Ночью 1 марта 1953 года советский вождь Иосиф Сталин замертво падает от сердечного приступа. Когда утром умирающего вождя находит прислуга, у тела Сталина собираются советские лидеры во главе с Маленковым (Джеффри Тэмбор), Берией (Саймон Расселл Бил) и Хрущевым (Стив Бушеми). Удостоверившись, что дни «хозяина» сочтены, партийцы немедленно начинают интриговать друг против друга и решать, кто возглавит страну. По закону новым вождем должен стать Маленков, но Берия использует свое влияние на спецслужбы, чтобы стать «серым кардиналом» за спиной Маленкова. В свою очередь, Хрущев вовлекает в интригу маршала Жукова, у которого непререкаемый авторитет в войсках.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Вопреки традиции западного кино, Ианнуччи не требовал, чтобы актеры, изображающие русских, имитировали русский акцент. Наоборот, каждый говорил на своем родном акценте английского языка, что символизировало многообразие советских людей

Шотландский юморист Армандо Ианнуччи начинал с обычных ситкомов, но по-настоящему прославился, когда занялся едкой политической сатирой. Сперва он создал сериал «Гуща событий», высмеивающий британских функционеров, а затем вышел на международный уровень с шоу «Вице-президент», которое вот уже шесть сезонов издевается над высокопоставленными политиками США.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Картина была в основном снята в Британии, с небольшими дополнительными съемками в Москве и Киеве

После этих двух сериалов было бы логично «задрать лапку» на деятелей Евросоюза или Китая, но Ианнуччи сделал неожиданный кульбит и снял полнометражный фильм о сталинском окружении. Естественно, «Смерть Сталина» – это тоже жесткая сатира, но на сей раз еще и кровавая. Хотя в начале фильма один из второстепенных персонажей заявляет, что расстрелов не будет, без них, конечно же, не обходится. Какое же кино о сталинской эпохе без массовых бессудных расправ!

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Когда стало известно, что Ианнуччи снял фильм о смерти Сталина, некоторые российские комментаторы заявили, что это акт информационной войны против нашей страны. Действительно, в нынешнем политическом климате кино, которое изображает СССР кошмарным «Мордором», не может не быть вкладом в борьбу за политическую изоляцию России и ее руководства. Но если бы Ианнуччи хотел снять кино конкретно про Путина, он бы так и поступил – за ним бы не заржавело. Основная цель «Смерти Сталина» не в том, чтобы напомнить, как страшна Россия, а в том, чтобы еще яснее и ярче, чем прежде, продемонстрировать главный посыл всех политических проектов Ианнуччи: «Бонзам доверять нельзя».

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Ианнуччи всегда изображает высших чиновников недалекими социопатами, которые толком не могут ничем управлять, но зато знают, как удерживаться в своих креслах и производить впечатление на избирателей. Именно такими предстают «сталинские соколы» в «Смерти». Это колоритное сборище пожилых политиканов, которые одновременно властны и трусливы, безжалостны и коварны. Много лет они клялись в верности вождю, но когда они видят умирающего Сталина, они не бросаются ему помогать. Вместо этого партийцы прямо над телом выясняют отношения и точат друг на друга ножи, которые обнажаются еще до того, как тело Сталина оказывается в мавзолее. У каждого из чинуш лишь две цели – выживание и власть. Они годами шли по трупам, чтобы обеспечить себе и то и другое, и они не собираются останавливаться. Вопрос лишь в том, на чьей стороне будет больше соратников и людей с автоматами. Как говорил Паниковский, «это жалкие, ничтожные личности».

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

А еще они очень смешные. Особенно в первой половине картины, когда они ошарашены и растеряны. Ианнуччи – мастер уморительно показывать сильных мира сего, и он не роняет марку в «Смерти Сталина». Фарс у него получился очень динамичный и остроумный, причем каждый сталинец смешит по-своему. Хрущев предстает осторожным лизоблюдом, который понемногу превращается в хищника. Маленков оказывается туповатым индюком, которого больше всего волнует, как он будет смотреться на портретах. Берия поражает зашкаливающим и бесстыдным садизмом, Молотов – собачьей преданностью вождю, который готовился отправить его за решетку, а Жуков – солдафонской бесцеремонностью. В свою очередь, Василий Сталин «жжет» как спившийся «золотой мальчик», привычный к безнаказанности. Под руководством Ианнуччи и в исполнении ярчайших актеров главные герои «Смерти» столь комичны, что фильм тянет пересмотреть, как только начинаются финальные титры.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Правда, это желание ослабевает, когда вспоминаешь, что «Смерть Сталина» – это трагичный смех сквозь слезы. Партийцы комичны, но жертвы их режима реальны и многочисленны. В основном это безымянные обыватели, чиновники, люди в погонах, но есть в картине и жертвы с именами. Например, Светлана Аллилуева (дочь Сталина) и пианистка Мария Юдина, которая действительно в определенный момент бросила Сталину открытый вызов. Она не боялась вождя, потому что, как верно показано в фильме, была глубоко религиозной женщиной. Правда, в описываемое время ей было за 50, и она выглядела отнюдь не как Ольга Куриленко, сыгравшая Юдину у Ианнуччи. Но это детали, к которым вряд ли стоит придираться в фарсе.

Вообще, в «Смерти Сталина» много отступлений от фактов, и почти все они подчеркнуто тенденциозны и направлены против сталинского режима. Поэтому рассматривать ленту как урок истории или как сбалансированное изображение прошлого ни в коем случае нельзя. Да и странно было бы ждать, что шотландский сатирик скрупулезно разберется в нюансах нашей истории и нашей политики и раскроет нам глаза. В контексте британского кино «Смерть Сталина» проходит не по ведомству байопиков, а по ведомству антиутопий вроде «Бразилии» и «1984» – заостренных фильмов-предупреждений о том, что бывает, когда политики получают всю власть в стране и бесконтрольно ее используют. И даже если рассматривать «Смерть Сталина» как историческое кино и оспаривать его отображение реальных событий, оспорить главный вывод Ианнуччи вряд ли получится. Политика – это в самом деле слишком важное занятие, чтобы полностью доверять его политиканам.

 
Смерть Сталина Борис Иванов 7 10
Комментарии  72

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть