Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFHX4oha
Главный фестиваль американского независимого кино, «Санденс», завершился в начале февраля — по традиции именно он во многом определяет индустриальные тренды на год вперед. Смотр стал последним для Солт-Лейк-Сити, принимавшего его последние два десятилетия: уже в 2027 году фестиваль переедет в Боулдер. Тамара Ходова и Катя Карслиди посмотрели фильмы из основного конкурса, международной программы и секции премьер и выбрали десять картин, за судьбой которых стоит следить особенно внимательно.
Японка Хару (Ринко Кикути) и её мексиканский муж Луис (Алехандро Эдда) живут в Токио, любят друг друга и занимаются бальными танцами. Вдруг, неожиданно для всех, Луис умирает прямо на танцполе. Хару остаётся одна, не в силах побороть тоску по супругу. Из пучины депрессии её вытаскивают любимые бальные танцы и невероятно горячий преподаватель, который постепенно начинает заменять умершего мужа в мыслях Хару. Героиня отправляется в танцевальное путешествие по улицам Токио, где «Грязные танцы» сменяются страстным танго, а затем и мюзиклом.
Травма и переживание потери — без преувеличения самые любимые темы современных режиссёров, и кто сказал, что это обязательно должно быть грустно и драматично? Вместо того чтобы сидеть у терапевта, лучше потрясти попой на танцполе — убеждён молодой режиссёр Джозеф Кубота Владыка. У него получился лёгкий, забавный и яркий фильм про нелёгкие вопросы бытия, и этот рискованный ход оправдался с лихвой. Владыка уехал домой с призом за лучшую режиссуру.
Загадочная девушка (Мишель Мао) страдает не менее загадочным недугом — ей видится собственное недалёкое будущее. Героиня уверена, что это опухоль мозга, и она умирает. Но в самый отчаянный момент ей встречается говорливая американка (Хейли Лу Ричардсон), твёрдо намеренная помочь новой подруге. Она приводит молчаливую девушку к своему бывшему жениху и по совместительству сотруднику неврологического центра (Чин Ха). Вместе они гуляют по ночному Гонконгу и пытаются разобраться, что же на самом деле происходит с воспоминаниями героини.
На первый взгляд новый фильм Когонады — запутанная метафизическая история, но всё встаёт на свои места, стоит лишь вспомнить ключевые темы режиссёра: память, время и то, как их воспринимает человек. Zi — полная противоположность большому голливудскому кино, на котором недавно так обжёгся автор (его «Большое смелое красивое путешествие» провалилось в прокате). Это скромный, камерный фильм с микробюджетом, где всё держится не столько на сюжете, сколько на ощущениях. Когонаду явно тянет к ностальгии, и не поддаться этому чувству вместе с ним почти невозможно.
Кто такая Билли Джин Кинг? Легендарная теннисистка, первая ракетка мира, победительница 39 турниров Большого шлема… Но даже это не самое главное. Благодаря Билли Джин в США появились первые женские профессиональные туры по теннису, на которых спортсменкам платили столько же, сколько и мужчинам. Она боролась за женщин не только в теннисе, но и в большом спорте и в обществе в целом, благодаря чему стала пионеркой феминистского движения. А ещё Кинг выиграла историческую «битву полов» против шовиниста Бобби Риггса и доказала всему миру, что женщины ничем не хуже мужчин. Об этом даже сняли фильм с Эммой Стоун и Стивом Кареллом («Битва полов»).
В своей динамичной документалке Лиз Гарбус и Элизабет Волфф рисуют ультимативный портрет героини, большей, чем жизнь. Привычные для жанра архивные съёмки перемежаются откровенными интервью с самой Кинг, которая впервые рассказывает на камеру о своей жизни от начала до конца, касаясь и самых непростых тем — сексуальности, брака и расстройства пищевого поведения. Фильм даёт уникальную возможность поучиться у человека, который всю жизнь посвятил борьбе за равенство и лучшее будущее для молодых поколений.
На маленьком шотландском острове живут брат с сестрой — Исла и Сэнди. Народная легенда гласит, что они потомки чаек, а любой чужак, высадившийся на берег, не предвещает ничего хорошего. Поэтому целыми днями герои охраняют родные земли от незваных гостей, охотятся на птиц и не имеют ни малейшего представления о внешнем мире. Их идиллия рушится, когда на остров прибывает чиновник с большой земли (Донал Глисон), намеренный выселить жителей.
Дебютная работа Луиса Пакстона — отличный образец наивного (в лучшем смысле слова) кино. Здесь «Маяк» Роберта Эггерса встречается с «Охотой на диких людей» Тайки Вайтити. Режиссер остроумно смешивает суровые шотландские пейзажи, анимацию, фольклор и черный юмор. В результате получается оригинальная оболочка для, в общем-то, старых как мир вопросов о самоидентификации, сепарации и травмах, когда даже самым одомашненным чайкам все-таки приходится покинуть родительское гнездо в поисках самостоятельной жизни.
Неопытный, но полный энтузиазма Эллиот (Купер Хоффман) устраивается ассистентом к провокационной художнице Эрике Трейси (Оливия Уайлд), которая очень быстро берёт его в оборот. Правда, в совсем другом качестве. 23-летний юнец становится сексуальным рабом и музой опытной женщины, забывает о своей девушке (Charli XCX), да и вообще обо всем на свете, пока его жизнь не начинает разрушаться под давлением желания.
Культовый режиссёр Грегг Араки возвращается на большие экраны после двенадцати лет молчания (если не считать сериалов). Особенно символично, что премьера его нового фильма прошла на последнем «Санденсе» в Парк-Сити, куда он впервые приехал ещё в 1992 году с «Оголённым проводом». I Want Your Sex — доказательство того, что Араки с годами не растерял свой бунтарский дух и по-прежнему делает фильмы, потому что ему это по кайфу. Его новая работа полна юмора, абсурда, эксцентричных нарядов, неона и сентиментальных рассуждений о природе любви. Ведь как ни крути, несмотря на самые безумные сюжеты, режиссер остается большим романтиком.
Во время воскресной пробежки в парке с отцом (Ченнинг Татум) восьмилетняя Джозефина (Мэйсон Ривз) становится свидетельницей сексуализированного насилия. Нападавшего быстро ловят, но после инцидента девочка уже не может вернуть утраченное чувство безопасности. Отец пытается решить проблему отправив Джозефину на курсы самообороны, тогда как мать (Джемма Чен) выбирает честный разговор о травме. Пока родители спорят, Джозефина формирует новый, несвоевременно взрослый взгляд на мир, готовясь к судебному заседанию, от которого зависит, посадят ли насильника в тюрьму.
Второй полнометражный фильм Бет де Араухо взял «Санденс» штурмом: ещё в середине фестиваля критики почти единогласно называли «Джозефину» его главным событием, а в итоге картина получила и гран-при конкурса, и приз зрительских симпатий. Это редкий пример прямолинейного, откровенного и по-настоящему дискомфортного, но необходимого кино, которое задевает каждый нерв. Де Араухо разворачивает болезненную тему на экране и вынуждает нас столкнуться с ней лицом к лицу. Маленькая драма атомной эмоциональной силы и почти оскаровского масштаба — именно ради такого кино зрители и приезжают на «Санденс».
В подпольной художественной среде Тегерана две подруги, Пари (Махшад Бахрам) и Ханна (Хана Мана), создают собственный театр при галерее — пространство, куда тянется свободолюбивое комьюнити. Ханна, превозмогая трудности, готовится к переезду в Париж, чтобы без ограничений заниматься танцем и сценой, а Пари, как бы ни была болезненна предстоящая разлука, поддерживает её решение. Но однажды их мир рушится: среди зрителей оказывается гос.служащий под прикрытием, после чего Пари забирают под стражу и друзьям нужно срочно найти 3000 долларов, чтобы вытащить её из тюрьмы.
Режиссёры Хоссейн Кешаварз и Марьям Атаеи приоткрывают дверь в закрытый Иран, показывая повседневность внутри строгого государственного режима. Героини получают выговоры за отказ носить хиджаб, сознательно создают искусство, способное навлечь беду, и всё же продолжают жить, творить, устраивать домашние вечеринки и мечтать о будущем. Стержень фильма — дружба Пари и Ханны; их вынужденная разлука ранит не меньше, чем произвол полиции. Но даже в самый тяжёлый день авторы напоминают: дом друга рядом, и его двери всегда открыты для близких.
Одиннадцатилетняя Айрис живёт на Кипре в скромной квартире с вечно отсутствующей матерью. На похороны дедушки приезжает биологический отец, которого девочка почти не знала. Решив во что бы то ни стало сблизиться с ним, она находит его на заброшенной верфи, где тот распродаёт вещи покойного родителя и прячется от людей, которым задолжал крупную сумму. Упрямая попытка наладить контакт постепенно перерастает в хрупкую связь между ними.
Дебют кипрской режиссёрки Мирсини Аристиду напоминает смесь «Солнца моего» и «Бумажной луны». Чуткая и деликатная режиссура заставляет особенно остро почувствовать эту трогательную и полную опасностей и уязвимоси историю — настолько личную, что в ней легко узнают себя многие зрители, выросшие без одного из родителей. Тёплая драма способна растрогать даже булыжник, а за карьерой Аристиду хочется следить уже сейчас: если так выглядит дебют, то каким будет её следующий шаг?
Флик (Марни Дагган) и Минна (Галакси Клир) — неразлучные подруги из престижной школы для девочек в английской глубинке. Обе одержимы успехом: они мечтают об Оксбридже, играют в лакросс и привыкли превращать жизнь в список достижений. Но однажды отличницам становится скучно, и они решают поставить новый эксперимент — влюбиться. Выбрав общую цель, героини принимаются изучать любовные романы внимательнее учебников. Всё меняет совместная постановка шекспировского «Сна в летнюю ночь» с соседней школой для мальчиков. Минна влюбляется по-настоящему, забывая о договорённости, и постепенно отдаляется от подруги. Флик же внезапно обнаруживает, что не пользуется особой популярностью, и их, казалось бы, нерушимая дружба начинает трещать по швам.
Британская режиссёрка Молли Маннерс сняла настоящую оду девичеству — тому самому болезненному расставанию с подругой детства, которое ранит сильнее любого подросткового хартбрейка. «Внеурочная география» оказывается одновременно гомерически смешной и удивительно трогательной комедией: на протяжении полутора часов картина держит за счёт своей честности и откровенности, бережно возвращая к самым хрупким и важным воспоминаниям о первой большой дружбе.
После смерти отца девочка вместе с матерью и бабушкой переезжает в уединённый дом в Рок-Спрингс. Вглядываясь в лесную чащу за окном, она начинает ощущать присутствие чего-то иного, сверхъестественного — силы, которая словно пытается утащить её в лес. Настоящее постепенно переплетается с прошлым. В 1885 году Рок-Спрингс стал местом трагедии: по меньшей мере 28 китайских шахтёров-иммигрантов были убиты своими озлобленными белыми коллегами.
В своём полнометражном дебюте сценаристка и режиссёрка Вера Мяо обращается к тайваньской мифологии, чтобы поговорить о наследии иммиграции и расизма, продолжающем эхом звучать в наши дни. Как и многие современные хорроры, фильм вырастает из коллективной травмы, однако Мяо выбирает неожиданную форму — поначалу дезориентирующую, но к середине постепенно складывающуюся в цельную картину. Это необычный, требовательный к зрителю и в итоге щедро вознаграждающий опыт. «Рок-Спрингс» раздвигает границы жанра и становится по-настоящему уникальным событием — выдержать его смогут не все, и для хоррора это, пожалуй, лучший комплимент.
Какие фильмы «Санденса»-2026 действительно стоит ждать? Выбираем 10 лучших картин программы
9 февраля / Текст: Тамара Ходова, Катя Карслиди
Опасный остров Джейсона Стэйтема: рецензия на боевик «Убежище»
9 февраля / Текст: Константин Мышкин
Все, что нужно знать о Майкле Б. Джордане — номинанте на «Оскар-2026» за «Грешников»
9 февраля / Текст: Анастасия Воробей
Рецензия на третий сезон сериала «Терапия»: Харрисон Форд сражается с болезнью Паркинсона
9 февраля / Текст: Максим Ершов
«Встать на ноги» и еще 7 ролей, за которые мы полюбили Милу Ершову
8 февраля / Текст: Оля Смолина
Рецензия на фильм «Джозефина» с Ченнингом Татумом — триумфатор кинофестиваля «Сандэнс»
6 февраля / Текст: Катя Карслиди
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).