Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRJUcvi6xu Okko Okko
Подборки фильмов

Душная кинокритика, эротический нуар и нью-йоркские лоботрясы: 7 малоизвестных мультсериалов 1990-х для взрослых

В девяностые анимация переживала интересную трансформацию — в ориентированной на детей и подростков индустрии появилось больше места для неудобных тем и смелых экспериментов со стилем. Взрослые мультсериалы той эпохи — не только ставшие феноменом и сейчас не нуждающиеся в представлении «Симпсоны» или «Южный парк». Параллельно мейнстриму существовал слой не особо популярных, но еще более бескомпромиссных и странных шоу, которые выходили на HBO или MTV. Мы собрали семь недооцененных мультсериалов, которые в свое время могли показаться слишком нишевыми проектами, зато сейчас выглядят неожиданно современными.

Добавить в закладки
Душная кинокритика, эротический нуар и нью-йоркские лоботрясы: 7 малоизвестных мультсериалов 1990-х для взрослых

Кадр из анимационного сериала «Мишн Хилл»

Кадр из анимационного сериала «Мишн Хилл»

Три года как выпустившийся из университета Энди никак не может найти себя и подступиться к работе мечты — стать аниматором. Парень живет с лучшим другом и соседкой-хиппи в просторной квартире почти богемного района, подрабатывает в магазине водяных матрасов и делает все, что скажут родители. Однажды переезжающие в другой штат предки просят приютить на время младшего брата Кевина — заканчивающего школу гика, который планирует поступить в Йельский университет. 

«Мишн Хилл» — анимационное переосмысление поджанра ситкомов с максимально разношерстными героями, которые пытаются ужиться под одной крышей. А еще культурный срез девяностых — эпохи бездельников и гедонистов. Грань между юностью и взрослой жизнью уже становится расплывчатой — герои ничего не делают, чтобы приблизиться к осуществлению мечты, и лишь глушат тревожные мысли о неопределенном будущем в нелепых подработках и постоянных тусовках. При этом создатели не пытаются поставить диагноз эпохе — вместо этого сосредотачиваются на внутреннем взрослении героев: Энди учится брать на себя ответственность, а Кевин — принимать хаотичность и непредсказуемость взрослого мира. Еще одна особенность «Мишн Хилла» — угловатая и выполненная в кислотных цветах анимация, которая передает ощущение надвигающейся Y2K-эпохи и одновременно отсылает к классическим мультфильмам, где у персонажей летают птички вокруг головы и вырастают похожие на горы шишки. Ну и нельзя не отметить удачный саундтрек с треками групп Pavement и The Flaming Lips.

Кадр из анимационного сериала «Центральный округ. Горячая точка»

Кадр из анимационного сериала «Центральный округ. Горячая точка»

Вот она — обычная нью-йоркская молодежь конца 1990-х: интровертный гик-неудачник, его бунтующая сестра-старшеклассница, ловелас, скрывающий романтическую натуру, саркастичная оторва и ничего не понимающий укурок. Они влюбляются, ссорятся, соревнуются и прощают друг друга на фоне мегаполиса с неповторимым вайбом: Нью-Йорк тех времен — циничный и грязный, но в то же время мечтательный и постоянно подкидывающий уникальные возможности. 

«Центральный округ» — мультсериал, который Крис Приноски задумал как капсулу времени: создателю хотелось, чтобы следующие поколения смотрели шоу и знали, какой была жизнь в Нью-Йорке конца девяностых. Для этого Приноски начал интервьюировать жителей города — подходить на улице к подросткам и ребятам за 20, чтобы те потравили байки, рассказали забавные истории или какую-нибудь дичь. Натурализм и отсутствие драматического надрыва ощущаются в сюжете — эпизоды напоминают анимационную документалистику: компания помогает одному из героев переехать в отвратительную квартиру или спорит, на какой ветке метро быстрее доехать до Кони-Айленда. Визуальный ряд вдохновлен андеграундными комиксами восьмидесятых и девяностых — приглушенные цвета, но яркие сцены воображения героев, давящая архитектура, острые ракурсы и скетчевые фоны. Словом, всего понамешано — ровно как и в свободолюбивом Нью-Йорке.

Кадр из анимационного сериала «Макс»

Кадр из анимационного сериала «Макс»

Сиреневый супергерой с желтой клешней по имени Макс живет в коробке в подворотне, но в своей голове он храбро защищает выдуманный мир Аутбек и его королеву Джули. В реальности Джули — соцработница, которая постоянно выручает Макса из передряг и отбивается от внимания криповых мужчин.

«Макс» — возможно, самый депрессивный взрослый мультсериал девяностых. Шоу основано на одноименном комиксе Сэма Китта, который довольно прогрессивно исследовал грань между травмой и памятью, искажение реальности и эскапизм в выдуманный мир. К сожалению, экранизации не хватило экранного времени, чтобы как следует погрузиться в психоэмоциональные глубины первоисточника. Дело в том, что «Макс» выходил на MTV в передаче Oddities (как и «Голова» про огромноголового защитника Земли от вторжения инопланетян) в формате десятиминутных эпизодов. Впрочем, даже так мультсериал удивлял цинизмом и безнадежностью, а главное — экспериментальной анимацией, которая могла чередовать комиксные панели, скетчевую рисовку, CGI и даже игровые вставки. Это выглядит сюрреалистично и полностью передает внутренний мир сломленного и психологически травмированного человека.

Кадр из анимационного сериала «Кинокритик»

Кадр из анимационного сериала «Кинокритик»

Лысеющему и страдающему из-за лишнего веса Джею почти 40, но его особо не заботит внешний вид. Он кинокритик, которому повезло вести собственное шоу на кабельном телевидении. В каждом выпуске Джей, как настоящий синефил, предпочитающий старое кино, в пух и прах уничтожает блокбастеры и критикует Голливуд за отсутствие оригинальных идей. Правда, от его снобизма и элитарного вкуса страдают все — крупные студии, коллеги, многочисленные члены семьи и даже сам герой.

«Критик» — мультсериал от сценаристов «Симпсонов» Эла Джина и Майка Рейсса, которые блестящими третьим и четвертым сезонами запустили золотую эпоху в истории культового шоу. В эпизодах, созданных дуэтом, всегда было множество отсылок и пародий, но именно «Критик» позволил авторам разгуляться на полную — выкатить злобный монолог о коммерциализации культуры или нелепо пошутить про пердящего Орсона Уэллса. Несмотря на приличные рейтинги, мультсериал закрыли после второго сезона — почему-то хочется думать, что кого-то оскорбила совсем беззастенчивая сатира. Сейчас «Критик» смотрится не просто как синефильский документ эпохи, но и как достойный представитель комедийного поджанра о полной нелепых недоразумений жизни невротика в Нью-Йорке: в одном эпизоде Джей влюбляется во внучку Кастро, в другом — переживает кризис маскулинности, потому что не может сам себя спасти во время пожара. Такой вот неожиданный конкурент Джорджа Костанзы из вышедшего на пик популярности в середине 1990-х «Сайнфелда».

Кадр из анимационного сериала «Эон Флакс»

Кадр из анимационного сериала «Эон Флакс»

Далекое будущее, погибло почти все человечество. Бесплодный и опустевший мир, состоящий из двух воюющих мегаполисов, заполнен роботами, клонами и мутантами. Доминатрикс-убийца Эон Флакс, ловко передвигающаяся в латексном костюме, планирует убить диктатора одного из городов, а по совместительству и своего бывшего любовника Тревора Гудчайлда. 

Словосочетание «Эон Флакс» многим известно благодаря неудачной и довольно вольной экранизации с Шарлиз Терон в главной роли. Первоисточник — куда более смелое и стильное произведение о нашем безнадежном будущем. Любопытно, что «Эон Флакс» начинался в 1991 году как набор бессюжетных двухминутных короткометражек. Во втором сезоне хронометраж вырос до пяти минут, а в третьем — до полноценных 20+. Неизменным оставался психоделический визуал — где-то вдохновленный творчеством французского аниматора Мебиуса, но во многом придуманный создателем Питером Чоном (среди особенностей — вытянутые конечности, дискомфортные ракурсы, стерильное окружение, неестественные движения). Этого бы хватило, чтобы обессмертить мультсериал, но «Эон Флакс» отпечатывается в памяти еще и полумистическим, околофилософским и политически неоднозначным сюжетом о постгуманизме и прелестях киберпанка.

Кадр из анимационного сериала «Дакмен»

Кадр из анимационного сериала «Дакмен»

Эрик Дакмен — отец-одиночка, лос-анджелесский частный детектив, а еще утка. Овдовевший, порочный и ненавидящий себя герой воспитывает двух сыновей и берется за любой сомнительный заказ: украсть картину для телеевангелиста или припугнуть чуткого и осознанного стендап-комика, который оставляет без работы грубых и токсичных коллег. 

«Дакмен» — не просто попытка высмеять шаблоны нуара: за пародиями и жанровыми подколами скрывается грубый и злободневный сериал, который не стеснялся размышлять об одиночестве, избыточном консьюмеризме, тревожности родителей или даже усталости от жизни. Прямо и без прикрас — просто из уст озлобленной утки-сексоголика все эти довольно честные замечания казались забавными и не такими грубыми. А может, во всем виноват голос Джейсона Александра — Джорджа Костанзы из уже упомянутого «Сайнфелда». Когда диагноз обществу ставит невротик, это всегда звучит безобидно. 

Кадр из анимационного сериала «Спайси Сити»

Кадр из анимационного сериала «Спайси Сити»

Каталог HBO до прорывных престижных сериалов «Секс в большом городе» и «Тюрьма OZ» — еще то кладбище странных и амбициозных экспериментов. Среди спортивных шоу и синефильских ситкомов («Как в кино») можно найти и попытки зайти на территорию взрослой анимации. В 1997 году канал выпустил сразу два таких проекта — ставшего культовым в узких кругах «Спауна» и незаметно прошедшую антологию «Спайси Сити» от самого Ральфа Бакши, режиссера «Властелина колец» и «Приключений кота Фрица». Получился сборник из шести нуарно-эротическо-киберпанковых бульварных сюжетов, написанных нац- и секс-меньшинствами и созданных в фирменном стиле Бакши — с грязной, а порой неуклюжей рисовкой, сексуализацией тел и неестественными движениями. Несмотря на протесты всевозможных родительских советов, обвинения в демонстрации откровенной похабщины и прохладный прием прессы, HBO решил продлить сериал на второй сезон, но при условии найма профессиональных сценаристов. Бакши наотрез отказался и ушел в двадцатилетний отпуск, продлившейся до релиза короткометражки «Последние дни Кони-Айленда».

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?