
Июль на Film.ru прошел под знаменем поинерок кинематографа: мы подробно рассказывали, как протекали жизнь и карьера Алис Ги-Блаше, Ольги Преображенской и Лотты Райнигер. Месяц закончился, но осталось еще множество героинь, которым кинематограф обязан и которых мало кто помнит.
Напоследок вспоминаем еще шесть деятельниц киноиндустрии, которые занимались документалистикой, дистрибуцией картин, проявкой пленок и даже «тревел-блогами».
Алоха Вандервелл — путешественница, которая объехала вокруг света с кинокамерой
«Ум, красота и бриджи» — требования, обнародованные на страницах газеты The Paris Herald в 1922 году, к новой сотруднице в команду капитана экспедиции Уолтера Вандервелла. Идрис Галсия Холл соответствовала описанию и быстро влилась в коллектив путешественников: правда, убедить Уолтера в незаменимости было непросто, ведь девушке было всего 16 лет, но она мечтала о путешествиях с самого детства и даже сбежала из монастыря, чтобы увидеть мир во всей красе. Еще до завершения кругосветки Идрис сменила имя и семейный статус, став Алохой Вандервелл; стоит отметить, что фамилия была псевдонимом, настоящее имя спутника жизни кинематографистки — Валериан Йоханнес Печински.
Путевые очерки экспедиции создавались по всем законами сегодняшних тревел-блогов: в обмен на услуги документалисты добавляли в съемочный материал рекламу, а монтировали отснятое прямо в дороге, в лучшем случае в гостиничных номерах, в худшем — где придется. Финал маршрута в 1925 году ознаменовал то, что Алоха стала первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие на автомобиле, а работа с фильмом «Машина и камера вокруг света» только началась. Травелог и его создатели отправились в тур с лекциями и показом картины о дальних странах. Причем то и дело приходилось подгонять материал под аудиторию, меняя хронометраж и главные точки маршрута.
Как часто и бывает в ремесле кинематографии, Алоха изначально занимала позицию секретарши, но постепенно стала и актрисой, и режиссеркой, и монтажеркой проекта, освоив и проявку пленки, и тонкости работы с кинокамерой. Некоторые факты биографии Алохи кажутся выдуманными, своего рода это побочный эффект почти вековых мистификаций: во время кругосветки в Сибири красноармейский комиссар произвел ее в «почетного полковника Красной армии», а в ходе следующей экспедиции по Южной Америке миссис Вандервелл подружились с индейцами племени бороро и сняла о них фильм «Полет к бороро из каменного века». Удивительно, что об авантюрной путешественнице до сих пор нет байопика!
Антонина Ханжонкова — царица фабрики кино
АНТАЛЕК — еще одна яркая аббревиатура Серебряного века, которая скрывала имена союза творческого, семейного и предпринимательского. Антонина Николаевна и Александр Алексеевич Ханжонковы стояли во главе огромной кинофабрики, целого конгломерата студийных предприятий «А. Ханжонков и К°», где занимались не только производством кинокартин, но и выпуском журналов (допустим, «Пегас»). Знаменитая Ялтинская киностудия когда-то была открыта именно Александром Алексеевичем, а впоследствии изъята советскими властями в пользу государства.
Началось увлечение кинематографом с небольшого семейного бизнеса, связанного с фотографией, но молодые супруги — офицер и девушка, вылетевшая из дворянского гнезда, — быстро устремили взор на новое искусство и не прогадали. Негласно и кулуарно Антонину Николаевну называли «царицей» этой внушительной киноимперии: то и дело артисты (к примеру, Софья Гославская) говорили о том, что большую часть дел вела именно госпожа Ханжонкова — от прослушиваний до художественных решений, распределения бюджета, монтажа отснятых картин, дистрибуции и общения с прессой. Но административная работа не перекрывала и живой авторский интерес к кинематографу: сложно утверждать однозначно — источников довольно мало, и порой они спорят друг с другом, — но, вероятно, именно Ханжонкова была первой режисстрисой Российской империи, которая выпустила картину «Ошибка сердца» еще до революции, в 1915 году. Сценарий драмы о любви во время войны с неожиданным поворотом был создан в соавторстве с мужем, но, судя по показаниям современников, режиссурой Ханжонкова занималась единолично.
Антонина Николаевна в воспоминаниях современников предстает не только опытной руководительницей с большой сноровкой в деле, которому посвятила жизнь, но и бескомпромиссной диктаторкой, которая держала всю фабрику в своих руках. Вероятно, истина где-то посередине, но невозможно переоценить вклад Ханжонковых в создание киноиндустрии в нашей стране.
Алис Розенталь — прокатчица, открывшая свой кинотеатр
Разговор о пионерках кинематографа обычно уводят в сторону режиссуры, актерского мастерства и в редких случаях продюсерства. Но пример Алис Ги Блаше показывает, что в начале XX века незамужние женщины, как правило, попадали в кино на должности, связанные с административной и технической работой. И некоторые из них так и оставались работать с кинолентами по ту сторону камеры. Так случилось и в случае Алисы Розенталь: британка еврейского происхождения в конце XIX века устроилась на работу в компанию Maguire & Baucus, которая в том числе занималась распространением фильмов Томаса Эдисона в Великобритании. Постепенно контора разрасталась, менялись руководители и вывески (теперь уже Warwick Trading Company), а сама Розенталь стала кем-то вроде прокатчицы и пиарщицы в нашем современном понимании — от складских помещений «Рози» перешла к непосредственному общению с режиссерами, синефилами и клиентами. Помимо собственно кинопленок она занималась и распространением проекторов «Биоскоп».
Алис сменила несколько корпораций, работала и со своим братом, режиссером Джозефом Розенталем, а главное — за время работы она обросла знакомствами и стала связующим звеном многих переговоров в индустрии. Большому бизнесу Алиса в итоге предпочла исполнение маленькой мечты: в 1909 году Розенталь открыла собственный кинотеатр в родном городке Кройдон. Cosie Picture Palace проработал чуть меньше пяти лет, но успел полюбиться местным, пусть и был довольно маленьким (около 200 мест). Розенталь вернулась к производству и дистрибуции и даже открыла свою студию, которая, правда, просуществовала тоже недолго. Как бы то ни было, Рози во многом задала вектор для одной из профессий, без которой функционирование кинематографа сегодня вряд ли возможно.
Жоржетта Мельес — первая непо-бэйби, которая встала за камеру
Возможно, только София Коппола может представить, что чувствовала Жоржетта Мельес — дочь великого Жоржа Мельеса, автора, который своим руками «построил» кинематограф начала века («Путешествие на луну»). Неудивительно, что Жоржетта начала работать в кино практически с детства и уже в возрасте восьми лет снялась в картине отца («Партия карт» не сохранилась). От непо-бэйби можно было ожидать продолжения актерской карьеры или старта режиссерской, но мадемуазель Мельес сначала стала киномехаником, а потом и оператрицей (как она сама о себе говорила, opératrice de prise de vues). Должность ответственной за проекцию, судя по всему, перешла ей методом исключения в семейном подряде — она была киномехаником на показах рекламы, которую снимал отец.
После финансовых провалов Жорж Мельес пришел к идее съемок фильмов сразу на две камеры: таким образом при меньших затратах на производство появлялось сразу два негатива с фильмом, которые можно было отправить практически одновременно на европейский и американский рынки. Сложно установить, в каком точно количестве фильмов Жоржетта встала за камеру, но, по всей вероятности, именно она занималась операторским ремеслом вместе Люсьеном Тенги. Сравнить один фильм в двух разных оптиках — задача со звездочкой для архивных розысков, но все же было бы любопытно сопоставить копии.
Жоржетта Мельес все же сменила профиль — сначала стала управляющей театром Робера-Удена, а затем работала с отцом в театре варьете, которым стала его киностудия, уже как исполнительница и музыкантка.
Адриана и Долорес Элерс — активистки и пионерки кинематографа в Мексике
Адриана и
Можно предположить, что Адриана и Долорес остались в Штатах и отправились покорять Голливудские холмы, но сестры вернулись в родные места и вновь открыли предприятие в своем доме. Элерс продавали американские камеры и даже проводили мастер-классы для операторов. Кинематографическая деятельность сестер была связана со съемками патриотических картин, которые разрушали негативные стереотипы о мексиканцах, и с работой в министерстве. Долорес заведовала отделом кинематографии, где в основном занималась техническими вопросами оборудования, а Адриана возглавила отдел цензуры, где регулировала изображение соотечественников в американских фильмах. Но съемки документальных картин не замыкались на одной лишь идеологии: Адриана и Долорес также занимались и лентами в духе National Geographic, которые использовались в образовательных целях.
Адриана и Долорес Элерс — редкий пример кинематографисток, которые смогли состояться без поддержки родственников-мужчин, будь то отец, братья или мужья. Даже после смены власти в стране они продолжали активистскую и документалистскую деятельность, которую сегодня можно классифицировать как репортажную журналистку.
Материал создан при поддержке Золотого Яблока.
Erid: F7NfYUJCUneTRxXpYMTx
Реклама 0+. ООО «Екатеринбург Яблоко». ИНН: 6670381056. ОГРН: 1126670019585. Юр адрес: 620014, г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 62, оф. 306