Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

«Новая земля» режиссера Александра Мельника выходит поперек любого пробитого и приемлемого русла современного российского кино. Такого мы действительно давно не видели. Отличный повод проверить закон рынка – правда ли, что если публика давно чего-то не видела, то это значит только то, что она видеть этого не хотела?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Новая земля"

Как часто вам приходится видеть среди действующих работников искусств, а конкретно – кинематографа – грубо говоря, людей с усами? Не с какими-то вызывающими всякие сторонние мысли усиками и усишками, а с нормальными, мужскими, однозначными усами? А, правильно – главного нашего усача вы вспомните сразу, бодрые великодержавные усы Никиты Сергеевича немедленно встанут перед вашим мысленным взором. Еще? Ну-ну, вспоминаем, а небрежная, рассеянная растительность Алексея Октябриновича Балабанова? Есть. Хорошо – а еще признаки мужественности нашего кино? Зачтем и жизнерадостную лысину Федора Федоровича Бондарчука. Примерный актуальный треугольник нашего мужского кино сложился. Крепкий государственник с одной стороны, классический злой гуманист с другой, и гламурная мускулинность с третьей. Режиссер Мельник вышел поперек любого пробитого и приемлемого русла с фильмом тяжелого и спорного сильного начала. Мужского – как ни крути, идеологического, физиологического и куда-то вверх смотрящего. Эй вы там, сверху, видите нас?

«Новая земля» (2008) – антиутопия о недалеком будущем, без внешних оценок, без эмоциональных игрищ, отжатая авторами досуха. На огромный корабль, прямолинейно раскрашенный триколором, грузят заключенных с целью эксперимента – вывезти особо опасных преступников в пустынный северный край и оставить их там без охраны, но с жильем и продуктами. Англоговорящие инспекторы будут наблюдать за ними хитрым образом откуда-то сверху. Очень много рассерженных мужчин вовсе не собираются строить Город Солнца – кровавая баня начинается еще на корабле и продолжается, как только людей сгружают на берег и оставляют одних. Группировку чеченцев мочат сторонники могучего Обезьяна.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Новая земля"

После этого необщительный, но прозорливый главный герой (Лавроненко) молча собирает вещички и отселяется куда подальше, предпочитая в случае чего умереть по-человечески. По намекам и полунамекам понятно, что он сидит он за убийство авиадиспетчера, по вине которого погибла его семья. Несет он свой крест и грех осознанно и с понятной тяжестью, а в компанию к нему прибивается персонаж другого разлива, не менее классический, но более живописный – малохольный маньяк Сипа (Андрей Феськов), убивавший из почти детского любопытства. Этот черты не переступал – просто всегда был по ту сторону.

За нещедрыми разговорами осень кончилась и приходится идти в поселение, в общество, наворовать дров, чтобы не отправиться получать по заслугам раньше времени. А там – Обезьян отстроил свою колонию, поганей которой не придумает никакое государство. Лемминги пожрали все продукты, и в ход идет единственно доступное мясо – человеческое. Как говорится, главному герою придется принять вызов. Хотите – углядите здесь современный каннибальский памфлет, хотите – вневременную притчу с современными проблесковыми маячками.

Снято – то ли в советской традиции, то ли в голливудской, но в любом случае масштабно, добротно, связно и жестко. Актерские работы – есть просто великолепные, провальных вовсе нет. Ледяной Север в отличной операторской работе вполне суров и драматичен. Сгущаемая чернота в поднятии вопроса о человеческой природе – забытого перестроечного накала. Идеологический посыл – знаете, не такой уж и однозначный. Все вместе – вполне неожиданный повод поспорить о судьбах России, о вмешательстве англоязычных инспекций, о государстве, как об огромной зоне или, наоборот – тут каждому желающему виднее будет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Новая земля"

Но уж никак не отличный повод приятно скоротать вечерок. Прыгать по берегу, вздымать руки небу или махать ему кулаком, короче, пытаться вступить с верхом в диалог – дело, которое может вызвать у сторонних или оторопь или скуку. Стилистически верно решить этот процесс тоже довольно сложно. Но ведь находятся еще желающие…

«Фильм Ру» не стал дожидаться возможных чужих споров (ведь можно и не дождаться) и пригласил поговорить о фильме заинтересованных в вечных вопросах людей – священника, бывшего заключенного и руководителя пресс-службы ФСИН.

Комментарии  132

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть