Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Холодное лето 17-го

Цыплят принято считать по осени, итоги года подводить в конце декабря, но у киноиндустрии свои мерила и отчетные периоды – здесь важны два значительных, но несопоставимых временных отрезка: летний сезон блокбастеров и рождественские каникулы

Добавить в закладки
Холодное лето 17-го

Прежде всего, давайте оценим «масштабы ущерба». Ассоциация кинопрокатчиков Северной Америки докладывает, что летние сборы (сюда входят картины, вышедшие с мая до середины августа) в кинотеатрах составили 3,8 миллиарда долларов. Сумма выглядит внушительной, но на деле она на 14% меньше прошлогодней и вообще является худшей за последние 11 лет. Разумеется, приговор всему годовому кинопрокату из этого делать не стоит – в конце концов самым кассовым фильмом в североамериканских кинотеатрах в этом году пока является «Красавица и чудовище», вышедшая в марте, а на осень и зиму намечены премьеры таких хитовых вещей, как «Тор: Рагнарек», «Лига справедливости» и «Звездные войны», так что финансы совершенно точно придут в некоторое равновесие. Но именно это распределение не в пользу сезона блокбастеров делает уязвимым само существование летнего кинотеатрального безумия, когда каждый жаркий уик-энд украшает многомиллионный хит, а количество их выросло так, что зрители не обладают достаточными средствами и временем, чтобы увидеть все.

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки"

Даже, казалось бы, «железные» хиты в этом году работали плохо. В России новые «Пираты Карибского моря» установили очередной рекорд, а вот за океаном кривляния Джонни Деппа уже не вызывают прежнего ажиотажа – «Мертвецы не рассказывают сказки» продемонстрировали ужасающие для США результаты, уступив всем предыдущим сериям минимум в полтора раза. Иначе как катастрофой не назовешь и цифры сборов новых «Трансформеров» – итоговые 130 миллионов долларов в США предыдущие ленты франшизы собирали уже на второй день показов. Что характерно, роботам в этом году не помог даже Китай, где предыдущая часть «Трансформеры: Эпоха истребления» до сих пор остается самым кассовым фильмом в истории, – теперь фильм Майкла Бэя в Поднебесной собрал только 230 миллионов, что не позволило «Последнему рыцарю» добраться до планируемого рубежа в миллиард долларов общемировой кассы.

Здесь нужно отметить, что аналитики предрекали тяжелое лето 2017-го задолго до наступления мая, но даже они были удивлены, насколько слабыми и беззубыми оказались претенденты на зрительский интерес в этом году. Кто мог подумать, что с таким треском рухнет «Мумия», а ведь ее главным вдохновителем был Том Круз, который слова «кассовый провал» слышал только от менее удачливых коллег. Какие планы строили студия Warner Bros. и лично Гай Ричи с «Королем Артуром»! Где теперь те претензии на франшизу в шесть фильмов? Канули в Лету… Люка Бессона, пытающегося выстроить личный Голливуд в Европе, и вовсе можно отпевать – из-под развалин «Валериана и города тысячи планет» ему еще долго будет не выкарабкаться.

Но, хорошо, оставим в стороне эти три «оригинальные» картины (хотя вопрос засилья сиквелов и ремейков стоит все серьезнее), возможно, они вышли не в самое удачное время, и их смотрели бы с большим удовольствием весной, осенью или зимой. Но ведь тяжело этим летом пришлось и франшизам – тем столпам репертуарного плана, которые выбивали деньги из карманов даже в самые отчаянные дни. Как себя проявила третья «Планета обезьян»? Чем закончился новый полет «Чужого»? Что случилось с «Тачками»? Может быть, зрители просто перестали ходить в кино?

«Чудо-женщина»

Нет, все совсем не столь пессимистично. Просто в какой-то момент зрители, кажется, «наелись» простых сюжетов и предсказуемых сценарных ходов, а спецэффекты, как нагромождение взрывов и монстров, перестали удивлять. На такие выводы наталкивают кассовые показатели тех фильмов, что «прыгнули выше головы». В нашем прокате «Чудо-женщина» прошла едва ли не незамеченной, нет в России того пиетета к комикс-персонажам, что в англоговорящих странах, да и Первая мировая у нас «котируется» много ниже других – победных – войн. А вот в США похождения Дайаны Принс принесли рекордные для первого сольного фильма о комикс-персонаже деньги. И дело здесь не только во взрывах и прыжках, критики отметили смелость постановки и отчетливый феминистский дух, который давно заперт Голливудом в дальний чулан. На удивление теплую критику получили и вторые «Стражи галактики», хотя, казалось бы, хулиганская, разухабистая банда космических разбойников способна нести только хаос. Нет, многие отметили глубину конфликтов и драматическую основу. На которую нанизаны шутки, погони и стрельба.

Очевидно, в двух данных случаях американским зрителям, да и посетителям кинотеатров в остальном мире пришлось по вкусу то, что с ними перестали разговаривать на языке восьмилетних детей, а дали возможность переживать настоящие взрослые чувства: предательство, потеря любимых и близких, обретение себя через расставание с иллюзиями прошлого. Да, истории эти во многом рассказаны в традициях комикс-фильмов, но в кои-то веки зритель распробовал начинку под оберткой, а не «проглотил» кино, не жуя.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Обратившись к неожиданным темам и избрав не самый тривиальный язык, выиграл и Кристофер Нолан с «Дюнкерком». История поражения и бегства, облаченная в форму драматического спасения жизней, получила блистательное IMAX-воплощение, и это заставило зрителей оторваться от телеэкранов, где шли восхитительные по своей красоте «Твин Пикс» и «Игра престолов», и отправиться в поход в кинотеатр, подобно пехотинцам, идущим на последний бой. Да, стоимость билетов в кинотеатры IMAX, конечно, сыграла роль в общих показателях «Дюнкерка», но даже при этих условиях любой посмотревший фильм на большом экране однозначно порекомендует просмотр картины Нолана – она душевна и эмоциональна, несмотря на то что выдержана в холодных морских тонах.

Лишь на первый взгляд кажется неожиданным успех в американском прокате таких лент, как «Малыш на драйве» или «Улетные девочки». Первый, да простят нас за тавтологию, берет ураганным драйвом, шикарным саундтреком и блестящим подбором актеров – Эдгар Райт соединил погони и мюзикл и легко сорвал куш, столь необычная концепция, окупившаяся, кстати, уже пятикратно, непременно будет повторена другими, но нам повезло видеть, с чего все начиналось. «Девочки» же – традиционное обращение к чернокожей аудитории, трюк, которым давно пользуется Тайлер Перри. Непритязательная комедия о подружках, пошедших вразнос, адресованная «своим», своих и собрала – у нас так снимать пока не умеют.

Кадр из фильма «Малыш на драйве»

Однако стоит ли сейчас говорить о каком-то катастрофическом тренде, ведущем Голливуд в небытие? Разумеется, нет. Во-первых, год на год не приходится – следующим летом нас ждут «Мстители: Война бесконечности» и «Дэдпул 2», «Хан Соло» и «Суперсемейка 2», «Бамблби» и «Мир Юрского периода 2», и кассовые результаты обещают быть впечатляющими. На желание зрителя провести два часа в кинозале влияет множество факторов, каждый из которых предусмотреть невозможно, но на что-то повлиять легко. Если в этом году посетители кинотеатров не получили того, за чем пришли, или даже не дождались повода пойти к большому экрану, то нужно как можно скорее этот вакуум заполнить. В следующем году нас ждет несколько любопытнейших проектов, которые выглядят куда привлекательнее фильмов этого лета.

Во-вторых, студии, неоднократно обжегшись на катастрофических падениях своих летних тентполов, наверняка начнут «растягивать» сезон блокбастеров, чтобы уйти от порочной схемы «Многомиллионный проект каждый уик-энд» – зритель просто не может себе позволить такой удар по времени и кошельку. Disney уже довольно давно прочувствовала это тонкое место и заняла места в мартовском расписании, успешно собирая по миллиарду там, где остальные сетуют на «мертвый сезон». Следом двинулись WB с ноябрьскими проектами, чаще на весну стали заглядываться в Fox, следует ожидать, что в последующие годы лето не будет главным фактором в распределении дат премьер. И это правильно – само понятие «блокбастер» давно переродилось, пора и от порожденных им ограничений отходить.

Наконец, наверняка будут откорректированы планы на продолжения не слишком успешных этим летом фильмов и подвергнутся сокращению перспективы некоторых франшиз. Так, например, фактически предрешена судьба «Пиратов Карибского моря» – при столь катастрофическом спаде интереса продолжать мучить мертвецов просто бессовестно. Серьезным переделкам и перепланировке подвергнется так называемая «Темная Вселенная» Universal, «Мумия» не показала должной привлекательности для зрителя, а это означает, что энтузиастам возвращения на большие экраны классических монстров придется стартовать заново, а это больно, особенно после того, как «не взлетели» «Ван Хельсинг», «Человек-волк» и «Дракула». Совершенно точно ревизии подвергнутся планы Ридли Скотта на продолжения «Чужого» – своими «Прометеем» и «Заветом» мэтр вырвал франшизу из рук молодого и изобретательного Нила Бломкампа, но, кажется, только навредил легендарной франшизе, которой теперь снова требуется реанимация.

Кадр из фильма "Мумия"

Свои проблемы сегодня есть у каждой студии, а провалы «Космических рейнджеров», «Монстр-траков» или «Спасателей Малибу» одновременно с неожиданными взлетами «Логана», «Сплита» или «Босса-молокососа» говорят только о том, что единого рецепта решения проблемы «Лета-2017» не существует. Но зато существует весьма высокая вероятность того, что удар по карману студий-мейджоров заставит их проснуться, отбросить негу, в которой они почивали последние несколько лет, и снова начать искать подход к зрителю. Только так, в попытке угодить самому разному любителю кино, и появляются любопытные, неоднозначные вещи, меняющие кассовый расклад. А сиквелы и ремейки никуда не денутся. По крайней мере, не в 2018-м. Как без них летом?

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?