Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Гравитация»

Один из самых красивых и необъяснимо исполненных фильмов в истории кино не притязает на философские глубины, но завораживает и возрождает непосредственное детское восхищение космосом

Добавить в закладки

Трейлер

Экипаж шаттла «Эксплорер» занимается на орбите настройкой телескопа «Хаббл» и попутно проводит другие эксперименты в космосе. Внезапная катастрофа – столкновение с облаком космического мусора – превращает техническую миссию в борьбу за выживание. Два астронавта в сцепке оказываются в полном одиночестве без связи с Землей и надежд на спасение. Кислород и топливо на исходе, а единственная возможность вернуться домой живыми вот-вот исчезнет, если спускаемый аппарат сгорит в верхних слоях атмосферы.

По большому счету «Гравитация» – фильм незамысловатый. Историй о попавших в безвыходную ситуацию людях, ищущих возможность спасения и в отчаянии цепляющихся за жизнь, пруд пруди. Отличаются они лишь местом действия, числом героев да наличием или отсутствием хеппи-энда. Да и указанная в заголовке «гравитация» есть главная связующая сила фильма, тут у Альфонсо Куарона тоже все довольно просто.

Результатом работы над фильмом стало сразу несколько изобретений: специальная 12-ременная конструкция для имитации свободного полета, световой куб, позволяющий воссоздавать естественное освещение, и даже виртуальная космическая станция

В понимании режиссера Альфонсо Куарона и его сына, сценариста Хонаса Куарона, мир дуален, и это демонстрируется в картине с нарочитой старательностью. Причем дуальность эта как тесно связывает два полюса, так и отбрасывает друг от друга. Безмятежной тишине и красотам космоса здесь противостоит неизбежно преследующая астронавтов опасность. Мужской расчетливый взгляд на обстоятельства противопоставлен женской эмоциональности, вспыльчивости и мечтательности. Даже смерть, постоянно маячащая где-то в поле зрения, сталкивается с новой жизнью – героиня Буллок то вспоминает собственного ребенка, то сама в невесомости изображает эмбрион, то вдруг слышит сквозь помехи радиосигналов детский плач новорожденного. И все это смело выставлено Куароном на переднюю витрину. Ищете повод для глубокого анализа – да вот они все, глубины, на ладони.

Если бы фильм заключался только в этих нехитрых дуэлях двух сторон одной медали, то о нем не стоило бы долго говорить, но картина эта сильна прежде всего визуальным рядом. То, что сотворили Куарон, оператор Эммануэль Любецки и актеры на экране, просто не поддается никакому словесному описанию. Это настоящий аттракцион невиданной красоты.

Российский космический скафандр на Буллок – «настоящий», из ткани и пластика, а вот американские скафандры пришлось рисовать на компьютере

Редкие вещи практически невозможно описать словами – музыка, архитектура, некоторые пласты искусства. Ко всему этому есть определения и штампы, как и к слову «полет». Понять его значение несложно, а вот описать словами затруднительно. Когда фильм окутывает тебя с самого начала 17-минутной сценой полета в космосе без единой монтажной склейки – это не просто высший пилотаж. Это какой-то невообразимый уровень фантазии и мастерства, продемонстрированный создателями фильма. Если большинство даже самых изощренных спецэффектов в кино можно хотя бы представить, как делается, то с «Гравитацией» приходится просто смотреть, разинув рот, не имея ни малейшего представления, как такое можно снять в студии, а не в открытом космосе. Если вам будут рассказывать о тросах и лесках, на которых якобы летают актеры, или компьютерных моделях, сгенерированных аниматорами, – присмотритесь, вы не найдете ни малейшего изъяна и лишь еще больше погрузитесь в глубины непонимания принципов реализации таких съемок. Конечно, найдутся специалисты, указующие на прорехи в физике или устройстве космических кораблей, но для зрителя, все знакомство с космосом которого ограничено кино и книгами, лучшего аттракциона с эффектом полного погружения не найти. Космос – именно здесь, на больших экранах мультиплексов.

Но пусть вас не пугает такое обширное описание красот спецэффектов, в фильме нашлось место и прекрасной актерской работе. Сандре Буллок практически весь фильм пришлось провести в одиночестве, и этот театр одного актера удался ей настолько, насколько этого вообще можно ожидать от голливудской актрисы. Она удерживает внимание зрителей не хуже великолепных космических видов или масштабных космических столкновений. При этом отдельной порции аплодисментов заслуживает дубляж – фильм играет полутонами интонаций в разговорах, монологами, а то и просто сердцебиением и дыханием – российская локализация здесь выше всяких похвал.

Если о каком-то из фильмов последних лет и стоит говорить избитую фразу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», то «Гравитация» должна стоять первой в этом списке. Космос всегда предъявлял к творцам, будь это конструкторы, художники или писатели, самые высокие требования, и преодоление этой гравитации всегда давало восхитительные результаты. Куарон притяжение Земли и земного преодолел на радость зрителям.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?