Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

2 августа исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера-документалиста – Ильи Петровича Копалина. Лауреат государственных премий, руководитель первых мастерских режиссуры неигрового кино во ВГИКе, Илья Копалин был одним из первых советских кинематографистов, награжденных премией американской киноакадемии.
Владислав Микоша рассказывает, что в начале 1943г. четыре фронтовых оператора – Р.Халушаков, Н.Лыткин, В.Соловьев и В. Микоша, прибыв в США с конвоями союзников, стали свидетелями того, как Америка смотрела «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»: во всех городах от Нью-Йорка до Голливуда стояли километровые очереди в кинотеатры. Необычайный интерес к этому фильму был вызван тем, что он рассказывал о первом поражении Гитлера после его стремительного рейда по Европе. Фронтовых операторов принимали, как героев. Вручение «Оскара» уже прошло. Но советский консул Мукасей пригласил Владислава Микошу в консульство, и ему вручили статуэтки Оскара для двух режиссеров – Варламова и Копалина – авторов этой картины. Владислав Микоша вез статуэтки через Тихий океан во Владивосток. Приехав в Москву, он передал их тогдашнему министру кинематографии – Большакову.
Статуэтки не были вручены режиссерам, они так и остались в спецотделе министерства. Позже они были выставлены в витринах Госкино. Это был первый «Оскар», полученный советским кинематографом.
Илья Петрович Копалин начинал у Дзиги Вертова, входил в группу «киноков». Школа Вертова дала Копалину то, что называется основами профессионализма, то, что сделало его режиссером. Он, в свою очередь, сумел передать это своим ученикам. Поэтому сегодня они с благодарностью вспоминают о своем Мастере.
Рычков Борис Николаевич:
«Илья Петрович Копалин разглядел во мне что-то такое, о чем я и сам не подозревал. Возможно, я был на него чем-то похож – мы оба пришли в кино, как говорится, из толпы. Я многим ему обязан. И тем, что я стал »народным«, лауреатом Государственных премий, был в гуще событий, одним словом, стал тем, кто я сейчас есть. И тем, что уже на третьем курсе я сделал свой первый фильм, который впоследствии вышел на всесоюзный экран.
Сегодня, как мне кажется, утеряно уважение к документу. Молодые режиссеры обращаются с фактом слишком вольно, зачастую подминая правду под свою идею. Илья Петрович прививал нам уважение к профессии режиссера-документалиста через серьезное отношение к фактам, к правде, к документу. Это то, чего у нас, молодых, тогда не было и чего, на мой взгляд, так не хватает нынешним режиссерам.
Опрышко Александр Петрович:
»Это был чудесный человек, которого мы все любили. Мастер, отец родной для всего нашего курса. Его правой рукой был Григорий Михайлович Серпуховитин – строгий, но добрый преподаватель монтажа, который начинал с Эйзенштейном. Вместе с Ильей Петровичем они выпустили шесть мастерских. Сегодня практически на всех студиях страны работают их ученики.
В 20-е годы теперь уже прошлого века Дзига Вертов снимал фильм в деревне, и ему понравился местный мальчишка, который бегал за ним, таскал камеру, помогал – это и был Илья Петрович Копалин. Вертов взял его с собой в Москву, назвал «киноразведчиком» – была такая должность в то время. Таким образом и начал свой путь народный артист СССР Илья Петрович Копалин.
Каждому из нас помогал он в непростые моменты нашей жизни и нашего творчества. Это был очень хороший человек«.
Усков Валерий Иванович:
»Илья Петрович Копалин ввел нас с Владимиром Краснопольским большое кино. В то кино, где не было игры, выдуманного сюжета, но была сама жизнь, события, факт – кино документальное. Он научил нас смотреть на эту жизнь и порой видеть то, чего другие не замечают. Илья Петрович впервые усадил нас за монтажный стол. Будучи учеником и другом Дзиги Вертова, он открыл нам немало монтажных секретов этого прославленного режиссера-документалиста. Его монтажные переходы и стыки, ракурс и точки съемок порой вызывали немало споров и радостных открытий. Здесь, в монтажной, мы впервые ощутили силу и волшебство монтажа: на наших глазах сухие, протокольные кадры превращались в яркое эмоциональное зрелище… Мы постигали киноязык.
Илья Петрович прожил жизнь, как говорится, на переднем крае. С кинокамерой в руках он стал очевидцем, свидетелем и участником истории нашего государства. Его рассказы о прожитом и пережитом волновали и помогали глубже постигать прошедшее. Его встречи с многими интересными людьми, составляющими гордость и лицо эпохи, от рядового крестьянина до маршала, от солдата до Сталина, помогли нам постичь это непростое время. Никогда не забудем его рассказов о встречах с Владимиром Маяковским, Федором Шаляпиным, Георгием Жуковым, американским президентом Франклином Рузвельтом и многими-многими другими.
Он постоянно повторял нам слова Дзиги Вертова: «Твоя фамилия стоит в титрах. Ее впервые прочтут миллионы зрителей. Это не только почетно, но и ответственно». Это мы запомнили на всю жизнь.
Илья Петрович давал нам полную свободу творчества. На третьем курсе мы с Владимиром Краснопольским снимали на ЦСДФ курсовую работу. Сценарий был о дружинниках. Он назывался «На страже порядка». Мы изменили сценарий, сняли фильм с названием «Тени на тротуарах». За одну ночь Москву оклеили черными рекламными афишами фильма, на которых были наши имена. Картина имела успех у зрителей, несмотря на то, что в связи с коренным изменением сценария она сдавалась нелегко. Илья Петрович поддержал нас на худсовете. Когда появились первые рецензии, он прислал нам поздравительную открытку. Мы храним ее до сих пор.
Илья Петрович Копалин любил театр. Поэтому у нас на курсе серьезно занимались актерским мастерством. Он сам учился в театральной школе, руководил и выступал в «Синей блузе». Игровое кино также было ему не чуждо. Помним, как искренне и непосредственно он смотрел наш первый мюзикл «На веселой волне», который мы сняли по заказу телевидения. Копалин ощутил нашу тягу к игровому кино и благословил нас. И мы перешли к Леониду Траубергу, а потом к Ивану Пырьеву. Но фундамент, заложенный в школе Ильи Копалина, помог нам постичь земную и сценическую правду. Что ни говори, а в основе всего лежит факт, документ, реальное событие. И часто оно гораздо сильнее и интереснее любой выдумки.
Много лет спустя после окончания ВГИКа мы узнали, что Копалин был одним из первых советских режиссеров, награжденных «Оскаром». Илья Петрович никогда не говорил нам о своих успехах«.
Гелейн Илья Игоревич:
»Илья Петрович Копалин возглавлял первую мастерскую документального кино. Человек он был уникальный. Был очень внимателен к каждому из нас. Писал нам письма из Албании, со съемок, о том, что надо сделать, на что обратить внимание в своих работах. Занимался «трудоустройством» каждого студента из своей мастерской.
Он снял ряд фильмов, задавших целое направление в советской документалистике«.
Литвяков Михаил Сергеевич:
»ВГИК и Илья Петрович Копалин для меня – близнецы-братья. Я бесконечно счастлив, что из большого потока абитуриентов-ленинградцев он выбрал меня и Валеру Гурьянова.
Это были самые счастливые дни в моей жизни. Илья Петрович был нам хорошим, добрым отцом. Он терпел нас, журил, делился своим бесконечным опытом, давал наставления. Несмотря на то, что я пришел во ВГИК, уже поработав на Ленинградской студии документальных фильмов, многие задания Мастера давались мне нелегко. Как сейчас помню одно задание. Надо было сделать несколько фотографий. Я поехал на стройку, которая велась на Ленинских горах и снял фильм «покадрово»: рабочие, их лица, детали их работы. В общем, сделал раскадровку, посвященную Дворцу Пионеров. Это было сделано профессионально, но «а-ля ЦСДФ». И что вы думаете? Вместо нормальной оценки он поставил мне два. Сказал, что снято слишком профессионально, без творческого порыва, без поиска. На меня как будто ушат холодной воды вылили. Пожалуй, это было главной чертой Ильи Петровича – заставлять студента творить, хулиганить, искать и находить что-то оригинальное. Не просто выполнить задание, а выполнить его творчески.
Помню, были работы, связанные с игровыми эпизодами. Например, вместе с Верой Романовой мы переносили игру в жизнь и вмешивались в реальные жизненные ситуации, провоцируя развитие событий. Реакцию окружающих снимали на пленку. Так мы документально осваивали жизненное пространство. У нас был дружный курс. К нам приезжали Йорис Ивенс, Билли Уайльдер и многие другие.
Илья Петрович был незаменим для нас и как человек, и как преподаватель. Немногие мастера уделяли столько внимания своим ученикам. Мы любили бывать у него дома, разговаривать за чашкой кофе обо всем, например, о космонавтике. Ведь это были годы первых полетов человека в космос. Он показывал нам свои работы, они отличались поэтичностью, любовью к земле. Это были живые люди, а не схемы, которые мы привыкли видеть в кино.
Время летит так быстро! Трудно поверить, что в августе Илье Петровичу исполнилось бы 100 лет.
Думаю, что все его ученики, пока бьется сердце, с трепетом и любовью будут вспоминать дни, проведенные во ВГИКе, в мастерской Ильи Петровича Копалина. Он был для нас отцом – этим все сказано. Вечная слава ему, Царствие Небесное, вечный покой!..«.
Жуковская Ирина Алексеевна:
»Илья Петрович Копалин руководил и экспериментировал, нащупывал пути преподавания, поскольку наш курс был первым. До нас студентов мастерской режиссуры документального фильма еще не было.
Многие не понимали, почему необходимо актерское мастерство. А Илья Петрович требовал, чтобы его преподавали так же глубоко, как преподают будущим актерам, режиссерам художественного фильма. Только спустя годы мы поняли его настойчивость. Режиссер-документалист должен уметь играть. Его игра остается за кадром, но чтобы разговорить собеседника, режиссер должен подстроиться, принять правила его игры. И хотя актерами мы не стали, но Усков, Краснопольский, Квинихидзе ушли в игровое кино.
Илья Петрович пригласил Микаэла Таривердиева преподавать нам музыкальное оформление. В документальном кино нет актеров, поэтому такую важную роль играет столкновение изображения и звука, ведь без музыки исчезает драматургия. И здесь Илья Петрович оказался прав.
Это был очень мягкий, но требовательный человек. В отличие от других руководителей мастерских Илья Петрович выводил нас в жизнь. Большинство из нас делали учебные работы как плановые на производстве, работали на студиях.
У Ильи Петровича была хорошая семья. Жил он не шумно, без помпезности и показухи. Этот скромный человек был одним из основателей документального кино".

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  76

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть