Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Киноиндустрия взялась за экранизацию игр. Это замена комиксам?

Вновь премьера сериала, основанного на компьютерной игре, становится большим событием — «Фоллаут» не только собрал восторженные отзывы, но и продлился на второй сезон. Прошлый год начался оглушительным успехом «Одни из нас», а продолжился самой кассовой экранизацией игры в истории, «Супербратья Марио». 

Добавить в закладки
Киноиндустрия взялась за экранизацию игр. Это замена комиксам?

В ближайшие годы запланированы десятки новых сериалов и фильмов, основанных на играх. В ход идут шутеры, РПГ, гонки, аркады и даже файтинги — нет жанра, который обходят стороной. Возникает вопрос: могут ли игры занять место комиксов и стать главным источником историй и вдохновения для кино? Почему большие студии только сейчас посмотрели в сторону игровой индустрии и при чём здесь Уве Болл?

Всё началось в Японии

Первые фильмы, вдохновлённые играми, снимались в Японии. В 1986 году вышел мультфильм «Супербратья Марио» — 60 минут анимации про принцессу и её спасителей. В 1988 году вышел боевик Mirai Ninja, снятый по мотивам одноимённой игры: использовался её необычный сеттинг (самураи соседствовали с роботами) и мрачная атмосфера. Но до кинотеатров фильм не добрался и был выпущен только на кассетах. Промоматериалы обещали, что эффекты у Mirai Ninja не хуже, чем у «Звёздных войн». Достаточно посмотреть любой кусок фильма, чтобы убедиться, что это не совсем правда — он больше напоминает «Могучих рейнджеров».

Следующие несколько лет ознаменовались либо телефильмами, либо анимацией. Настоящим прорывом стала картина «Супербратья Марио», вышедшая в 1993 году. Оказалось, что братья Марио — италоамериканцы, живущие в Бруклине. Более того, Марио — не только имя одного из них, но ещё и их общая фамилия. В производство вложили 48 миллионов долларов, оператором назначили Дина Семплера, только получившего «Оскар» за «Танцующий с волками», а композитором выступил Алан Сильвестри — через год его номинировали на «Оскар» за «Форрест Гамп». Но вряд ли кто-то мог спасти этот фильм операторскими приёмами или музыкой, и он собрал лишь 20 миллионов долларов. Боб Хоскинс, игравший Марио, позже назвал этот фильм «своим худшим творением».

В 1994 году вышел «Уличный боец». Один из самых популярных файтингов, Street Fighter, превратился в боевик, главную роль сыграл Жан-Клод Ван Дамм. Режиссёр и автор сценария — Стивен де Соуза, писавший сценарий для «Коммандо» и двух первых частей «Крепкого орешка». Несмотря на довольно скучный сюжет, фильм хорошо показал себя в прокате, собрав почти 100 миллионов при 35-миллионном бюджете. А ещё в Street Fighter снялась Кайли Миноуг

В 1995 году вышел фильм «Смертельная битва» — экранизация Mortal Kombat, главного конкурента Street Fighter на рынке. И вновь файтинг принёс деньги — при скромных 20 миллионах бюджета «Смертельная схватка» заработала больше 120. 30-летний режиссёр Пол Уильям Скотт Андерсон, имевший в активе лишь один полнометражный фильм, сумел сбалансировать и сюжет, и отсылки к игре, поэтому получилось полноценное кино, пусть и категории Б. Тут же началась работа над второй частью — Андерсон отказался от работы, его заменил оператор первого фильма Джон Р. Леонетти. В итоге получилась мешанина из драк и плохо одетых персонажей. Да и не совсем понятно, зачем зритель должен был идти на продолжение — кажется, весь возможный сюжет и так был разбавлен водой, чтобы получилась первая часть. Интересно, что спустя четверть века новые экранизации Mortal Kombat будут позиционироваться как би-муви, без намёков на серьёзность.

Талиса Сото в роли Китаны на кадре из фильма «Смертельная битва»

Талиса Сото в роли Китаны на кадре из фильма «Смертельная битва»

В конце девяностых в Японии начался бум Покемонов. Первая игра вышла в 1996 году, а уже спустя год начался сериал, который выходит до сих пор. Параллельно выпускались полнометражные фильмы. Спустя время можно сказать, что франшиза «Покемон» опередила время. Nintendo воспринимала экранизации как полноценную часть вселенной. Популярность игр вела к просмотру сериала, а популярность сериала мотивировала покупать игры. Система работает и спустя десятилетия.

В 1999 году вышел фильм «Командир эскадрильи», снятый по мотивам Wing Commander. При 30-миллионном бюджете он собрал только 11. Возможно, это первый случай, когда игра была настолько красочная и масштабная, что переносить её на экраны нужно было лишь с огромным бюджетом.

В девяностых экранизации игр страдали от одних и тех же проблем. Во-первых, наиболее простые игры требовали от сценаристов создания новых сюжетов — не может ведь Марио просто бежать по трубам и перепрыгивать врагов. Другая проблема — низкие бюджеты, погубившие потенциальный блокбастер «Командир эскадрильи» и допустившие существование боевика «Двойной дракон». Рисковать большими деньгами студии не решались.

Нулевые — эпоха экспериментов

Урок «Командира эскадрильи» выучили в Paramount Pictures при работе над экранизацией Tomb Raider. В 2001 году вышла «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» — на много лет самая кассовая экранизация игры. Анджелина Джоли в главной роли, модные U2, Nine Inch Nails, Moby и OutKast в саундтреке, 115 миллионов долларов бюджета — неудивительно, что получился крепкий блокбастер, собравший более 270 миллионов в прокате.

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт на кадре из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт на кадре из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»

А уже через год стартовала самая успешная кинофраншиза, основанная на игре, — «Обитель зла». Пол Уильям Скотт Андерсон, снявший первый «Мортал Комбат», вновь занялся экранизацией игры. При довольно скромном для боевика бюджете (33 миллиона) получился бодрый и даже немного страшный фильм, который прекрасно проявил себя в прокате. Первая часть опиралась на сюжет игры — благо, он был вполне себе внятный и последовательный. В дальнейшем Андерсон взял на себя роль сценариста и продюсера франшизы, а три последние части срежиссировал.

Успех Андерсона заключался в балансе. Он брал из серии игр то, что работало в кино: общий сеттинг, отдельные элементы сюжета, герои, визуальные образы. Но как только оригинал исчерпывался, Андерсон добавлял всё то, что свойственно жанру. В итоге под вывеской «Обитель зла» чаще скрывался фильм, снятый по мотивам игры, но никак не чистая экранизация. Он не был хуже, чем средний фильм про зомби.

При этом удача Андерсона не стала примером для остальных. В 2005 году вышел Doom. Сюжетно фильм опирался на игру Doom 3, вышедшую в том же году. Вряд ли кто-то понимал, что делать с исходным материалом. Doom — это игра, в которой герой бежит по тесным мрачным коридорам и бесконечно убивает монстров. Сюжет настолько условный, что брать из него нечего. Фантазии режиссёра Анджея Бартковяка хватило лишь на одну сцену, снятую от первого лица, в остальном получился стандартный и не очень интересный боевик. Фанаты игры не понимали, зачем это смотреть, когда можно купить Doom 3, а случайные зрители не видели смысла идти на плохой боевик.

Милла Йовович в роли Элис на кадре из фильма «Обитель зла»

Милла Йовович в роли Элис на кадре из фильма «Обитель зла»

Будущее Бартковяка оказалось печальным. Он снял новый (и провальный) фильм «Уличный боец», а в середине десятых начал сотрудничать с Александром Невским — как продюсер «Разборки в Маниле» и режиссёр «Максимального удара».

Зато в 2006-м вышел «Сайлент Хилл». И это тот случай, когда была не экранизация одной из частей, а полноценный фильм в духе игр. Мрачный, туманный, эмоциональный, трагичный — в нем было всё, что есть в серии. Критики ругали фильм за линейность, унаследованную от оригинала (будто набор миссий, а не полноценный сюжет), но спустя время фильм приобрёл статус культового. К тому же это редкий пример, когда экранизация была детективом с примесью хоррора, а не боевиком.

В 2007 году вышел «Хитман» — би-муви про наёмного убийцу. Критики громили фильм, а сборы показывали, что зрителю нравятся перестрелки в православном храме. А через год вышел «Макс Пейн» — вероятно, самый уникальный провал. Дело в том, что игра была вдохновлена нуаром и содержала гигантское количество отсылок на фильмы прошлого. Как только историю «распаковали» в обратную сторону, цитаты и образы рассыпались — получился серый и скучный боевик. «Макс Пейн» не провалился в прокате, однако от второй части пришлось отказаться.

Кадр из фильма «Сайлент Хилл»

Кадр из фильма «Сайлент Хилл»

Уве Болл как символ

Пока большие студии присматривались к играм и снимали фильмы разного качества, в Германии набирался опыта Уве Болл — человек-легенда, породивший у российских геймеров слово «увебольщина».

К 2003 году 38-летний режиссёр снял 7 фильмов и вдруг взялся за «Дом мёртвых» по мотивам одноимённой игры. Провал в прокате его не остановил — дело в том, что Уве Болл и не должен был снимать прибыльное кино. Немецкое правительство в рамках поддержки местного кинопроизводства предлагало бизнесменам налоговый вычет, если они вкладывают в фильмы, — при определённых махинациях можно было ещё и вернуть часть потраченных денег, если продать права на дистрибуцию. Уве Болл жил этой схемой, поскольку умел уговаривать инвесторов дать денег именно ему. Однажды он сказал, что его клиенты — стоматологи, которые не смотрят кино.

В 2005 году вышло сразу две «увебольщины»: «Один в темноте» и «Бладрейн». Если смотреть на соотношение положительных и отрицательных рецензий, подсчитанных сайтом Rotten Tomatoes, то «Один в темноте» — один из худших фильмов современности с 1% положительных отзывов. Лишь 37 фильмов были оценены ещё ниже. От просмотра некоторых сцен можно сойти с ума.

Кристиан Слейтер в роли Эдварда Карнби на кадре из фильма «Один в темноте»

Кристиан Слейтер в роли Эдварда Карнби на кадре из фильма «Один в темноте»

Позже Болл снял «Во имя короля: История осады подземелья» по мотивам Dungeon Siege. 60 миллионов долларов и Джейсон Стэтхем в главной роли принесли лишь 11 миллионов в прокате. «Постал» стоил 15 миллионов, а собрал 150 тысяч — в сто раз меньше. Работая над экранизацией игры Far Cry, Уве Болл продавал роли в фильме. Главного героя сыграл Тиль Швайгер — остаётся надеяться, что он за это не платил.

Экранизации Болла строились по одним и тем же принципам. Он брал главного героя игры, придавал ему как можно больше крутости (если персонаж мужской) или сексуальности (если женский), а потом отправлял в круговорот событий, где нужно много драться и стрелять. Мужчины убивали, женщины раздевались — если выбросить из «Один в темноте» или «Бладрейна» всю середину, то ничего не изменится, поскольку сюжет вообще не развивался. В «Во имя короля» герои много странствуют просто так, для расширения хронометража. «Постал» показывает, чем отличается сатира от бесконечной ругани. Главное — герой в конце должен всех победить.

В 2011 году Болл выпустил сразу несколько фильмов: драму о Второй мировой «Освенцим», заключительную часть франшизы «Бладрейн 3: Третий рейх» и «Блюбарелла: Супервумен», пародию на «Бладрейн 3». Похоже, он просто рассудил, что одни и те же декорации можно использовать сразу в трёх картинах. Рационализм, достойный Эда Вуда.

Практически десятилетие геймеры ассоциировали экранизации игр с Уве Боллом. Его фильмография — пример, как не нужно делать. Сюжет «Бладрейна» с трудом укладывался в один фильм, Болл сделал по мотивам игры целую трилогию. И без того толстую сатиру Postal 2 режиссёр превратил в подростковую матерщину и комедию про террористов, чтобы снять провальный «Постал».

Новая эра

«Принц Персии: Пески времени» — возможно, самая важная экранизация игры. Не самый яркий, но понятный сюжет сочетался с интересным сеттингом. Предсказуемые драки раскрашивались паркуром, а хороший трейлер и звёзды в главных ролях тащили зрителей в кинотеатры. Получилось неплохое фэнтези, в том числе для тех, кто никогда не слышал про игру. Собрав более 300 миллионов в прокате, «Принц Персии» стал самой кассовой экранизацией игры в истории.

Джейк Джилленхол в роли принца Дастана на кадре из фильма «Принц Персии: Пески времени»

Джейк Джилленхол в роли принца Дастана на кадре из фильма «Принц Персии: Пески времени»

Несмотря на то что «Лара Крофт» вышла ещё в 2001 году, практически десятилетие студии боялись вкладывать большие деньги в экранизации игр. «Принц Персии» пошёл по этому пути и заработал. Лишь после этого студии начали воспринимать игры как основу для жанрового кино, которому требуется соответствующий бюджет.

В 2014 году вышел фильм с, вероятно, самой гениальной локализацией в истории российского проката — «Need for Speed: Жажда скорости» (естественно, в оригинале просто Need for Speed). Сюжет напоминал поздние части «Форсажа», но с серьёзным тоном, главный герой весь фильм либо получал пафосное приглашение на гонку, либо отправлялся в тюрьму. От игры остались только гонки. Но 60 миллионов бюджета принесли более 200 миллионов: ярчайший актёрский состав (Аарон Пол, Майкл Китон, Кид Кади, Рами Малек) и культовый бренд сделали своё дело.

В 2016 году вышел долгожданный «Варкрафт» — когда-то Уве Болл мечтал снять фильм по игре, но ему не позволили. Сбивчивый сюжет не помешал собрать более 400 миллионов в прокате — культовый статус игры сделал своё дело. Картина показывала, что такое настоящий фансервис, пихая в сюжет как можно больше персонажей.

В том же году вышел «Кредо убийцы», он же Assasin’s Creed. 115 миллионов долларов, Майкл Фассбендер и Марион Котийяр, эпичные драки — получился стандартный боевик, приправленный элементами игры. Фильм окупился, пошли разговоры о франшизе, но постепенно они стихли. Но важно другое — картину продюсировала Ubisoft Film & Television, дочерняя компания Ubisoft, производителя игры. Разработчики решили, что могут экранизировать свои продукты сами.

Майкл Фассбендер в роли Агилара на кадре из фильма «Кредо убийцы»

Майкл Фассбендер в роли Агилара на кадре из фильма «Кредо убийцы»

«Рэмпейдж», вышедший в 2019 году, собрал более 400 миллионов долларов в прокате. Вышедший в том же году «Покемон. Детектив Пикачу» заработал 433 миллиона. В 2020-м вышел «Соник в кино» — сборы превысили 300 миллионов, несмотря на отвратительный трейлер, после которого художники рисовали главного героя заново. Но настоящими чемпионами стали «Супербратья Марио», собравшие больше миллиарда в 2023 году.

Десятые — период, когда экранизация игры воспринималась как рискованное, но всё же требующее затрат мероприятие. Но изменились не только расчётливые продюсеры, но и геймеры. Если в девяностых средний геймер был подростком, то к концу десятых игры пришли в жизнь людей всех возрастов, следовательно, потенциальный зритель стал ещё и платежеспособным.

Но если в нулевых экранизация игры, как правило, шла в кинотеатре, то теперь чаще используется сериальный формат. За последние четыре года вышли сериалы по мотивам игр The Getaway, Halo? The Last of Us, Twisted Metal, Fallout. Да и вряд ли Netflix взялся за «Ведьмака» лишь потому, что продюсеры увидели потенциал в книгах Анджея Сапковского, — культовые игры сделали своё дело. В разработке совершенно разные проекты: от шутера System Shock до постмодернистского РПГ Disco Elysium. Для того чтобы игры превращались в сериалы, требовалось появление стриминговых сервисов — телевидение не могло рисковать и тратить деньги на условно подростковое шоу. Теперь этой проблемы нет.

Комиксы или нет

Прямо сейчас кинокомиксы переживают свой первый кризис — об этом говорят и сборы, и повторы, и сами участники индустрии. Возможно, он разрешится, и Марвел ещё много десятилетий будет поставлять в кинотеатры истории про мальчика, который мстит кому-то за травмирующие события из детства, используя невероятные способности. А может, кризис ударит по количеству проектов. В этой ситуации видеоигры превращаются в бесконечный источник вдохновения и сюжетов, а рост индустрии даёт экранизациям всё больше «бесплатных» зрителей — их не нужно заманивать, они сами посмотрят сериал по мотивам Disco Elysium или экранизацию Borderlands из любопытства. В то же время правообладатели игр не против экранизаций — это отличный способ продвигать бренд.

Кейт Бланшетт в роли Лилит на кадре из фильма «Бордерлендс»

Кейт Бланшетт в роли Лилит на кадре из фильма «Бордерлендс»

Когда-то авторы кинокомиксов учились угождать и фанатам оригиналов, и случайным зрителям. «Блейд», вышедший в 1998 году, собрал более 130 миллионов в прокате — вряд ли это деньги только тех, кто читал комикс. Успехи в прокате «Рэмпейджа», положительные отзывы на Fallout (Amazon назвал его одним из самых успешных проектов в истории стриминга), десятки находящихся в разработке проектов говорят о том, что индустрия уже принялась за штамповку. Логично ждать, что в ближайшие пару лет выкристаллизуются свои братья Руссо, Джеймс Ганн и Зак Снайдер, хотя после Уве Болла любой человек, экранирующий игру, воспринимается как Снайдер.

Текст: Дмитрий Камышенко
5 комментариев
А
интересный текст, глубокое погружение в тему. было бы еще классно, если бы до студий дошло, что пуская в производство сериалы по играм, хорошо бы ориентироваться и на поклонников игры так же, как на обычного зрителя, и больше внимания уделять лору и атмосфере
Кинокомиксы переживают свой первый кризис"

Первый? Серьёзно?
"От игры остались только гонки" "От игры остались только гонки"

а что ещё должно было остаться от игры про гонки?
Первая часть опиралась на сюжет игры — благо, он был вполне себе внятный и последовательный"

Первая часть НЕ опиралась на сюжет игры. К сюжету игры была близка вторая часть.
"даже файтинги" - как бы экранизации файтингов были массовыми ещё 20-25 лет назад. Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken. Даже...
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?