Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Собачья жара»

"Собачью жару" не надо смотреть тем, кого глубоко удовлетворяют голливудские грезы. Ничего дурного в них нет, но в данном случае вы все равно не досидите до конца, смачно плюнете в экран, помешаете другим зрителям. В игровом дебюте австрийца Ульриха Зайдля, ставшем лауреатом последнего Венецианского фестиваля, нет ничего голливудского. Ни гламура, ни культа молодости и тела, ни активного действия, ни даже его линейного развития. Шесть непересекающихся историй, вяло текущих в жару на стандартном пространстве венского пригорода, с персонажами всех возрастов, в том числе запредельного. Это когда у женщин кожа дряблая, а у мужчин либо теловычитание, либо жир капает.

Добавить в закладки
Из Австрии с хронической любовью

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 626 публикаций

Настоятельно рекомендуется посмотреть "Собачью жару" тем, кого не смущает логика дебютанта: "Для меня никогда не было вопроса в том, насколько можно грузить зрителя. Скорей, он в том, насколько много реальности я способен использовать". Если вас не смущает реальность, тогда нипочем никакой вислый зад или вислый бюст в кадре, мертвый пес или рвота, или сексуальная оргия. Главное, чтобы в кадр они попадали не ради самих себя, не самодостаточно, а для емкости, для того чтобы все сошлось, чтобы реальность была едина до предела, до рвоты, до вислого зада и мертвого пса.

Неправду говорят, что жара в фильме ведет к насилию. Насилие тут не ключ - есть немного, но им не кончается и не начинается. Потные шеи символизируют лишь, как их всех там припекло - всех по-разному, но целиком. Это у самой юной парочки с первым парнем на деревне и тамошней первой красавицей проблема еще смешная, телесная - типа войны полов. Но у чуть более взрослой одиночки все уже в целом хуже - никого нет, и она чокнулась. Еще более взрослая одиночка не чокнулась, но в отсутствие положенных детей ее бьет смертным боем молодой полюбовник. Взрослая пара похоронила маленького ребенка, самый старый похоронил жену, и никто из присутствующих не знает, как жить дальше вообще, от забора и до обеда.


Ульрих Зайдль однако вовсе не злоупотребляет дешевым символизмом. Вышеприведенная информация о персонажах поступает совсем не из диалогов или монтажных фраз. Только начало смонтировано риторически, как коллекция загорающих, в разной степени голых, стройных и страшных и улегшихся, где ни попадя. Но этот монтаж - юмористическая затравка, суть же выражена по-другому, без риторики, лишь накапливаясь внутри каждого кадра. Недаром до сей поры Зайдль пребывал в документалистах и на "Собачьей жаре" работал практически без сценария. Не зря большинство ролей исполняют непрофессионалы.


Фильм весь построен на отказе от дублирования мыслей словами и телодвижениями. Если старик, соколиный глаз, подметавший двор до пылинки, потом вынес себе раскладушку на солнце, прилег, а потом вдруг встал, подставил к забору газонокосилку, включил на полную мощность, ушел в дом и плотно запер дверь, этого вполне достаточно, чтобы засмеяться. Ведь до газонокосилки все время было слышно, как за забором семейная пара ругается и ругается: "Ты шлюхой была, когда я тебя взял в секретарши. - А ты мне жизнь загубил". Слышно было все это и на раскладушке, и около двери. Значит, в кадре не будет ни семейной пары, ни раздраженной физиономии старика.


Отказ от дублирования возможен за счет сплошных косвенных улик, то есть мельчайших наблюдений за переменами в окружающей среде, за сиюминутными реакциями персонажей на эти перемены и друг на друга. Чем мельче наблюдения, тем внимательней фильм их ловит. Чем больше их накопится, тем яснее, что происходит не только сию минуту и не только с этими персонажами. Все отказы нужны в пользу максимума информации.


Зато со временем теннисный мячик, который кидает и кидает муж, чья жена трахается с массажистом у него на глазах, поскольку они развелись, когда их дочка попала под машину, максимально убедительно дает понять в муже присутствие духа. Не меньшей одухотворенностью страдает стриптиз, устроенный домработницей старику в день его золотой свадьбы с покойной женой - лишь благодаря тому, что сопровождается это вроде бы жалкое раздевание общеизвестной прелюдией Шопена. Классическая прелюдия исполнена в ритме танго, что для профессионалов как бы не менее постыдно. Удвоенный стыд оборачивается своей противоположностью - радостью и свободой, достижение так называемого "символизма" - максимумом убедительности.

Реальность "Собачьей жары" едина в том, что припекает всех, даже если они никогда это не поймут. Выгрести можно в зависимости от понимания. Старики, разведенные, одиночка с любовником, в общем, выгребли. Охранник, чокнутая и молодая парочка - пока нет, хотя шанс им даден. Охранник оказался непрофессионалом, чокнутую изнасиловали, первая красавица рассталась с первым парнем на деревне. Но опять же всех без исключения припекает не что-нибудь, а так называемая маткультура. Гораздо больше усилий, чем эмоции, старость и смерть, требуют согласно фильму уход за "Саабом", "Электролюксом", "Икеей" и "Панасоником", полами с подогревом. Таким образом, в этом сезоне вслед за "Пианисткой" "Собачья жара" утверждает сплошные староевропейские гуманитарные ценности на уровне художественной убедительности, почти хроникально-документальном.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?