Что посмотреть Наше все 2025
Реклама
•••
Закрыть
Реклама   18+
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFH4UikQ
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFGsy5ha Okko
Обзоры

Из чего состоит кинематограф Джима Джармуша: аутсайдеры, поэзия и Том Уэйтс

Первого января в российском прокате появилась новая картина Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат», пополнившая трофейную комнату режиссера Венецианским «Золотым львом». Впрочем, славу его составляют не призы, а безупречный вкус, отличающий его работы от тысяч других. Американские кинокритики беспомощно определяют его словом quirky (то есть «странный»), а мы позанудствуем и попробуем разделить авторский взгляд на отдельные элементы, чтобы в итоге собрать идеальный фильм Джима Джармуша.

3 января Текст: Гия Сичинава Обсудить
Добавить в закладки
Из чего состоит кинематограф Джима Джармуша: аутсайдеры, поэзия и Том Уэйтс

Джармуш в городах 

Джармуш, родившийся в скромном Кайахога-Фоллз в штате Огайо, в большинстве фильмов показывает непарадную Америку — страну не сбывшейся мечты, а полуживых грез. Мемфис, Новый Орлеан, Патерсон, Кливленд, Детройт, Нью-Джерси, Лос-Анджелес, Бруклин в его фильмах предстают поэтизированными руинами цивилизации. В дебютном полном метре Джармуша «Отпуск без конца» даже грандиозный Нью-Йорк выглядит как откровенное захолустье — с грязными улицами, рытвинами на асфальте и заброшенными домами. Так что в идеальном фильме режиссера без изнанки Америки никак не обойтись (да-да, изнанку Джармуш показал задолго до братьев Даффер). Хотя, заметим на полях, в старушку Европу и даже Африку Джармуш тоже изредка заглядывает.

Крис Паркер в роли Элли на кадре из фильма «Отпуск без конца»

Крис Паркер в роли Элли на кадре из фильма «Отпуск без конца»

Сюжет без конца, герои без цели

Герой фильмов Джармуша почти всегда аутсайдер — чужак в своем краю, в идеале и вовсе иностранец. Как персонаж Роберто Бениньи во «Вне закона», кузина Ева в «Страннее, чем в раю», японская пара туристов в «Таинственном поезде» или Уильям Блейк из Огайо, в культовом «Мертвеце» путешествующий по Дикому Западу. 

Режиссер питает явную слабость к обитателям социального дна и чудикам, вроде водителя автобуса из Патерсона, сочиняющего стихи во время послеполуденного отдыха и отказывающегося их публиковать, или вампира-романтика, умирающего от ностальгии по ушедшему миру. Все они в той или иной степени выражают чувства и ощущения своего создателя от пребывания в этом мире.

Джон Лури в роли Вилли на кадре из фильма «Более странно чем в раю»

Джон Лури в роли Вилли на кадре из фильма «Более странно чем в раю»

И, конечно, у правильного джармушевского героя не должно быть цели (эту утеху он отдал на откуп голливудским сценаристам). Сам режиссер формулирует свой подход так: «Нельзя сбиться с пути, если не знаешь, куда идешь». Вот послушным его замыслу героям и остается только что меланхолично блуждать по миру под аккомпанемент стильно рычащих гитар, вечно возвращаясь в то же место, с которого началось их путешествие (как герой Билла Мюррея в «Сломанных цветах» или Патерсон из «Патерсона»).

Роберто Бениньи в роли Роберто на кадре из фильма «Вне закона»

Роберто Бениньи в роли Роберто на кадре из фильма «Вне закона»

На тему драматургии Джармуша существует байка, не раз рассказанная самим режиссером. На последнем курсе киношколы при Нью-Йоркском университете он числился ассистентом преподававшего там Николаса Рэя, поставившего «Бунтаря без причины» и «Джонни Гитару». Джармуш тогда писал сценарий для «Отпуска без конца». На консультациях Рэй постоянно советовал ученику насытить сюжет действием, добавить ему остроты и драматичности. Тот в ответ приносил вариант, в котором всего этого было еще меньше, чем прежде. Так Джармуш, ставший для Рэя еще одним бунтарем без причины, сформировал собственное авторское кредо: никаких компромиссов перед лицом классической драматургии. 

Итак, закрепим. Идеальный персонаж в безупречном сюжете Джармуша потерянно и бесцельно фланирует по земле и говорит с сильным иностранным (предпочтительно итальянским) акцентом.

Рифмы и параллели

Джармуш предпочитает простоту и ясность формы. Его фильмы минималистичны. Иногда до аскетичности. Из примет стиля выделяются затемнения, долгие статичные планы и тревеллинги — визуальные параллели, через которые герои наблюдают проносящийся мимо них мир. 

Джармуш любит кадры подлиннее по трем причинам. Во-первых, на съемках первых фильмов ему катастрофически не хватало пленки и денег. Статичные долгие планы это проблему помогали решить и в итоге стали частью режиссерского почерка. Во-вторых, проявилась любовь к японскому кинематографу и конкретно к творчеству Ясудзиро Одзу, фильмы которого, часто без субтитров, Джармуш запоем смотрел в Синематеке во время короткой учебы в Париже.

В-третьих, длина кадра позволяет разглядеть и расслышать культурные рифмы и заимствования, на которых построены фильмы Джармуша, и проникнуться ими. Самое время упомянуть, что режиссер всерьез занимался литературой, играл в рок-группе и даже сочиняет стихи.

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Пределы контроля»

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Пределы контроля»

Клички лошадей в «Страннее, чем в раю» — Токийская история, Соблазн и Поздняя весна — отсылают к фильмам Одзу. «Пес-призрак: путь самурая» — это ода любви к Жан-Пьеру Мельвилю и Акире Куросаве. Имя героя Джонни Деппа в «Мертвеце» намекает на английского поэта Уильяма Блейка. Улица Джеффри Чосера в «Таинственном поезде» — на «Кентерберийские рассказы», вдохновившие Джармуша на написание сценария в той же степени, что и музыкальная история Мемфиса, где происходит действие. «Патерсон» вообще одна большая рифма американской поэзии. Список можно продолжать очень-очень долго (почти столько же длился бы один кадр фильма Джармуша). А ведь есть еще и любимые музыканты режиссера, которые время от времени появляются в его картинах.

Таким образом, идеальный фильм Джармуша почти наверняка вдохновлен музыкальной культурой города или литературным произведением, содержит примерно сотню осмысленных отсылок к произведениям культуры и хотя бы одного из пары Игги Поп/Том Уэйтс

Аналоговый мир

Джармуш как отъявленный ретроград-рецидивист задумывает свои миры как царство аналоговых технологий. Нет — социальным сетям, смартфонам, графикам всплывающих сообщений в мессенджерах и тому подобным цифровым ужасам. Да — ручке, бумаге, радиоприемнику, виниловым проигрывателям и спичкам! Это один из многих бунтов режиссера против не всегда симпатичной ему действительности, который работает не только идейно, но и как (простите) эстетический парадокс: поэтические миры Джармуша внимательны к прозе жизни, маленьким деталям, из которых она состоит.

Запишем пером на поскрипывающем пергаменте: в идеальном фильме Джармуша не должно быть совершеннолетних технологий, которым исполнился 21 год.

Кадр из фильма «Сломанные цветы»

Кадр из фильма «Сломанные цветы»

Вне закона жанров

Авторская свобода Джармуша пренебрегает канонами жанров с той же легкостью, что и законами драматургии. На счету режиссера «Мертвец», точно названный «кислотным вестерном», меланхоличная драма о вампире-рокере «Выживут только любовники», философская зомби-драма «Мертвые не умирают» и два авторских киноальманаха — «Кофе и сигареты» и «Ночь на земле». Формально романтический детектив «Сломанные цветы» фантазия Джармуша превращает в новую итерацию мифа о Дон Жуане, забывая при этом ответить на главный вопрос, заданный в начале фильма. Режиссер изменяет даже роуд-муви — излюбленному жанру американского инди-кино. Его «Отпуск без конца», о котором можно говорить без конца, это, по словам главного героя, история о путешествии «не оттуда сюда, а отсюда сюда же».

Адам Драйвер в роли Ронни на кадре из фильма «Мёртвые не умирают»

Адам Драйвер в роли Ронни на кадре из фильма «Мёртвые не умирают»

Картины режиссера последовательно следуют капризам его авторского видения, которое с легкостью переплавляет каноны и законы жанра в до сих пор не до конца разгаданный феномен — фильм Джима Джармуша: поэтичный, тихо бунтующий против реальности, непокорный киноволнам и течениям.

Текст: Гия Сичинава
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2026 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?