Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры сериалов

Как «Корона» изменила наше представление о британской монархии?

Семь лет назад состоялась премьера первого сезона «Короны». Сериал о правлении Елизаветы II стал одним из главных хитов Netflix, не теряющим популярность и сегодня. Меньше чем через две недели выйдет последний сезон проекта. За шесть сезонов Питер Морган, создатель шоу, не раз удивлял публику, показывая на экране рутину и закулисье Букингемского дворца. Пытаемся разобраться, как «Корона» изменила наше представление о британской монархии и отношение к членам королевской семьи.

Добавить в закладки
Как «Корона» изменила наше представление о британской монархии?

Непоколебимость фигуры монарха

«Корона» начинается со звуков кашля — в Букингемском дворце все далеко не сказочно, как могло казаться лондонской публике. Первые два эпизода предвещают скорую трагедию: с 1947 года здоровье Георга VI постепенно ухудшалось. Сколько бы британцы ни восклицали «Боже, храни короля!», монарх все равно смертен и уязвим. Несмотря на болезнь, Георг VI продолжает выполнять обязанности и выступать образцом нерушимости для народа. Питер Морган словно бы на пальцах объясняет, насколько тяжела может быть работа, которая на первый взгляд не требует особых усилий. Надеть корону и махать народу — разве этого недостаточно? Как оказалось, достаточно не будет никогда, а положение потребует всех ресурсов и времени.

Дочь короля понимает тяготы будущего статуса не хуже родителя: из поездки в Австралию Елизавета возвращается королевой. Молодая девушка переживает двойную потерю: смерть отца и утрату прошлой себя. Отныне трон будет стоять превыше всего, вопреки истинным желаниям барышни. Сегодня сложно представить, что Елизавета могла не хотеть занимать престол и желать другой жизни. Но авторы сериала показывают, что новоиспеченной правительнице всевозможные обязательства и неписаные правила изначально давались довольно тяжело. Во время разговора с Эдвардом VIII (дядя Елизаветы, отрекшийся от престола и изменивший судьбу семьи младшего брата) героиня Клэр Фой снимает маску невозмутимости и признается, что предпочла бы иную участь. Расти не столь известной, жить вдали от двора, избегать постоянного контроля, быть обыкновенной англичанкой. Мечтам юной леди не суждено сбыться: Елизавета будет добросовестно исполнять долг на протяжении десятилетий. В мире менялись режимы, происходили стихийные бедствия, возникали конституционные кризисы, но для британцев незыблемым было одно — Елизавета II, которая до последнего вздоха выступала оплотом стабильности и символом современной монархии. Круглосуточная работа королевы, а вместе с ней и целая эпоха завершились год назад, в день ее смерти.

Клэр Фой в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Клэр Фой в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

За закрытыми дверями: жизнь фамилии в Букингемском дворце

До «Короны» подробности жизни семейства Виндзор знали разве что историки и заядлые поклонники британской монархии. После премьеры сериала двери Букингемского дворца словно распахнулись, и ранее не известные широкой публике тайны вырвались наружу. Питер Морган не зацикливается на линии Елизаветы, близкие королевы — не менее интересные личности со сложной судьбой. Раскрытие деталей биографии очеловечило портреты на первых полосах. Например, сериал предлагает многогранный портрет принца Филиппа. Спутнику королевы пришлось забыть о мечтах во имя короны и без особого желания жить в тени жены. Сценаристы затрагивают важные вехи биографии мужа Елизаветы: от тяжелого детства в школе- интернате до нереализованных амбиций стать пилотом. Вместе с тем авторы не избегают острых моментов и упоминают предполагаемые измены Филиппа. Все это позволяет зрителю взглянуть на принца не как на фигуру в мундире за спиной королевы, а как на живого человека с багажом проблем.

Дети королевской четы тоже не остались без внимания. Больше всего экранного времени досталось, конечно, принцу Чарльзу — старшему сыну и будущему королю, которому, как утверждают сценаристы, катастрофически недоставало родительской любви. В третьем сезоне актерский состав пополняется Эрин Доэрти: артистка сыграла принцессу Анну. Любимица Филиппа увлекается верховой ездой, слушает Дэвида Боуи и состоит в несерьезных отношениях с Эндрю Паркер-Боулзом. До «Короны» Анну именовали «хмурой принцессой» из-за острого языка и недовольного вида на случайных фотографиях. После эпизодов сериала популярность дочери Елизаветы возросла. Анну даже назвали самой недооцененной королевской особой.

Имельда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Имельда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Сложные взаимоотношения с прессой

«Корона» как нельзя лучше демонстрирует, что СМИ — четвертая власть. Пресса не раз косвенно или прямо влияла на положение британской монархии посредством кричащих заголовков. Временами журналисты повышают популярность королевской семьи, а порой, напротив, указывают на очевидные недостатки системы. Пятый эпизод второго сезона посвящен истории лорда Олтринчема, который вошел в историю как человек, назвавший Елизавету II «придирчивой школьницей». Молодой журналист критиковал монаршую особу, утверждая, что Букингемский дворец оторван от современного общества. В сериале критик против своей воли попадает на встречу с королевой, где герои обсуждают способы изменения монархии. Олтринчем советует Елизавете открыться народу. Уже к концу эпизода зритель видит, как королева впервые выступает на телевидении с речью на Рождество. Небольшое уточнение: на самом деле аристократ не встречался с Елизаветой, но в 1957 году ему удалось пообщаться с личным секретарем Ее Величества.

Разумеется, пресса не всегда благотворно влияла на жизнь монарших особ. Одной из нош Виндзоров является постоянное внимание со стороны СМИ. Питер Морган акцентирует внимание на том, как журналисты выискивали скандалы внутри королевской семьи ради того, чтобы продать как можно больше газет. Именно так раскрылась тайная связь Маргарет и Питера Таунсенда. Фотографы запечатлели, как принцесса убирает пушинку с мундира конюшего — жест интимнее поцелуя. После разоблачения сестре королевы пришлось действовать и добиваться разрешения на брак. Увы, история не завершилась хеппи-эндом.

Маргарет — не единственная принцесса, пострадавшая от действий прессы. То, как журналисты негативно воздействовали на эмоциональное состояние Дианы, может стать отдельной темой для статьи. Отметим лишь, что предстоящий шестой сезон, по всей вероятности, как раз сосредоточится на этом вопросе.

Элизабет Дебики в роли Дианы на кадре из сериала «Корона»

Элизабет Дебики в роли Дианы на кадре из сериала «Корона»

Аудиенции с премьер-министрами

Действие «Короны» вращается в основном вокруг двух знаковых адресов: Букингемского дворца и Даунинг-стрит, 10 — официальной резиденции премьер- министров Великобритании. Елизавета побила рекорд по времени правления, а значит, стала свидетельницей различных политических перемен в стране. Все политики так или иначе волновались перед встречей с королевой: ответственный пост предполагал, что лидеру необходимо еженедельно являться к Ее Величеству на аудиенции. Каждый раз, когда ко дворцу подъезжал следующий премьер-министр, страница истории переворачивалась, и начиналась новая глава для Великобритании. Устройство страны исключает реальную политическую власть в руках королевской семьи. Но «Корона» показала, как Елизавета так или иначе влияла на решения парламента. Питер Морган разбавил семейные драмы политическими интригами: не каждый премьер приходился по душе королеве, и не со всяким было приятно вести беседы.

Сценаристы не только рассказали подробности жизни государственных деятелей, но и воссоздали тонкости коммуникации между главными лицами страны. Неторопливые разговоры Елизаветы с Уинстоном Черчиллем, Гарольдом Уилсоном, Маргарет Тэтчер и другими напоминают одновременно сеанс психотерапии и словесный поединок. «Корона» славится блестящей драматургией, и сцены аудиенции демонстрируют мастерство наилучшим образом: любую фразу героев можно истолковать по-разному, ведь британская учтивость (или чопорность?) не всегда позволяет собеседникам выражаться открыто.

Джилиан Андерсон в роли Маргарет Тетчер на кадре из сериала «Корона»

Джилиан Андерсон в роли Маргарет Тетчер на кадре из сериала «Корона»

Долг превыше любви: бремя статуса

Жизнь во дворце, королевские титулы, безупречные наряды — со стороны повседневность Виндзоров похожа на диснеевскую сказку. Увы, современной монархии волшебства досталось гораздо меньше. Бремя статуса давит на членов семьи с раннего детства. В большей степени это касается личной жизни: избранник должен подходить по многочисленным пунктам, а крепкие чувства едва ли служат гарантией будущего брака. Сама Елизавета вышла замуж по любви, несмотря на противоречивое прошлое Филиппа. Дело в том, что отец Лилибет считал, что наследник греческого короля — далеко не лучшая партия для старшей дочери. В 1922 году семья Филиппа была изгнана из страны, тем самым потеряв былой статус. Но будущая королева твердо решила связать себя узами брака именно с этим человеком. Упорство и любовь привели партнеров к алтарю, а всем, кто был против данного союза, пришлось смириться.

Джош О’Коннор в роли Чарльза на кадре из сериала «Корона»

Джош О’Коннор в роли Чарльза на кадре из сериала «Корона»

Не всем повезло так, как Елизавете. Очевидный пример: несчастливый первый брак старшего сына. Принц Чарльз всю жизнь был влюблен в Камиллу Паркер-Боулз, но из- за давления семьи женился на Диане Спенсер. Как итог все стороны любовного треугольника оказались в ловушке страданий. В обществе популярен нелицеприятный образ Чарльза — источника бед леди Ди. «Корона» вступает на опасную территорию и показывает историю пары с двух ракурсов. Не без помощи создателей сериала многие разглядели в будущем короле не злодея во плоти, а загнанного в угол человека, который тоже заслуживает сочувствия.

Младшей сестре королевы также досталась тяжелая участь. Маргарет влюбилась в конюха короля Питера Таунсенда, разведенного мужчину с двумя детьми. Англиканская церковь, главой которой была Елизавета, запрещала вступать в повторный брак. Лишь с наступлением двадцатипятилетия Маргарет могла выйти замуж без разрешения сестры. Но свадьба так и не состоялась: принцесса официально объявила о своем решении прекратить отношения во имя долга перед Содружеством. «Корона» иллюстрирует роман Маргарет с Питером как печальную историю любви, которой помешали королевский статус и консерватизм Букингемского дворца. Самое грустное, что как в кино, так и в реальности общество яро поддерживало пару и желало принцессе счастья. Но Виндзоры боятся делать рискованные шаги, многовековое наследие — штука довольно хрупкая. Как не раз говорит Елизавета на экране, одна из главных задач монархии — сохранять традиции. Именно закоснелость системы является причиной маленьких трагедий внутри семьи и масштабной критики всего мира.

Ванесса Кирби в роли Маргарет на кадре из сериала «Корона»

Ванесса Кирби в роли Маргарет на кадре из сериала «Корона»

Монархия себя изжила?

С самого начала сериала Питер Морган предпринимает попытки ответить на этот вопрос. Жители Букингемского дворца переживают за свой имидж, пытаются не отставать от быстро меняющегося мира и быть на одной волне с народом. На самом деле «Корона» — отличная иллюстрация упадка монархии. Вопрос, почему подобный институт до сих пор существует в постколониальном мире, красной нитью проходит через весь сюжет сериала. К счастью, авторы не боятся обнажить недостатки системы и критиковать те или иные действия королевских особ, которым, как мы уже поняли, тоже приходится несладко. Обратите внимание, что герои сериала едва обсуждают знаковые фильмы и музыку того или иного периода. Но при этом сами Виндзоры давно стали элементом популярной культуры. Общественность внимательно следит за каждым шагом королевской семьи и с нетерпением ждет новый сезон «Короны».

В последнем эпизоде пятого сезона Диана смотрит по телевизору программу, в которой обсуждают будущее монархии. Зрители могут позвонить и дать свой ответ на животрепещущий вопрос. Принцесса Уэльская набирает один и тот же номер снова и снова. «Вы проголосовали против монархии»: голос автоответчика заглушает дебаты шоу и боль узницы системы, Диана смеется и выплескивает злость. В 1990-е судьба Букингемского дворца висела на волоске, прошло еще два десятилетия, а разговоры о крахе привычного порядка не угасают. Вопрос, выведенный в подзаголовке, разумеется, риторический. Если задуматься, то монархия — не что иное, как пережиток прошлого и руины Средневековья. Но это нисколько не мешает публике интересоваться членами королевской семьи: сопереживать в минуты горечи, радоваться во время торжеств, ждать перемен в условиях современной реальности, наблюдать за медленным угасанием. А еще смотреть «Корону», конец которой, в отличие от монархии, совсем близок.

Имельда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Имельда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»
Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?