Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Хамелеон»

Франсис Вебер говорил: "Если мнение людей на ваш счет не совпадает с вашим собственным, есть только два пути: либо подлаживаться под это мнение, либо всю жизнь провести в борьбе с ним". Имя этого кинематографиста в России не на слуху, хотя комедии, сценаристом или режиссером которых он был, знают почти все: "Высокий блондин в черном ботинке", "Зануда", "Великолепный", "Возвращение высокого блондина", "Игрушка", "Невезучие", "Папаши"...

Добавить в закладки
Как важно быть голубым

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Виктор Матизен
Виктор Матизен Автор film.ru с 2000 г. 93 публикации

Кадр из фильма "Хамелеон"

Привычка к слову наложила на комедиографа нехарактерный для режиссера и удобный для критика отпечаток – его приятно цитировать. "Я люблю людей, для которых у доброй феи не осталось ни одного подарка" (Вебер). Герой его нового фильма Франсуа Пиньон (Отой) – неприметный бухгалтер на большой фабрике, которого все считают занудой. Его бросила жена, а фабричное начальство собирается уволить его при очередном сокращении штатов. Узнав о том, что его ждет, Пиньон решает выброситься из окна, но в последний момент его останавливает добрая фея ("чудесный избавитель", как выражается явно знакомый со структурным анализом волшебных сказок автор) в облике нового соседа Белона (Омон) и предлагает ему изменить жизнь вместо того, чтобы с ней расстаться.

Подобное начало ("человек начинает новую жизнь") встречалось в десятках картин, но вся соль в продолжении. С подачи соседа на фабрику запускается слух, что Пиньон – гомосексуалист. Администрация, боящаяся быть обвиненной в неполиткорректности, вынуждена отменить увольнение, а сотрудники обращают на Франсуа заинтригованные взоры. Иное мнение влечет за собой иное отношение, на которое Пиньон вынужден как-то реагировать – и маховик сюжета шаг за шагом раскручивается на полную мощность. К чести Вебера, он поставил себе задачу "ни в коем случае не достигать комического эффекта за счет гомосексуализма". "Фильм не о гомосексуализме, а о влиянии чужого мнения и о том, что могут сотворить слухи о вас вне всякой зависимости от вашего поведения". И действительно, герой ведет себя как обычно, не прикидываясь геем, чем еще больше вводит окружающих в заблуждение, отчего их реакция становится вдвойне неадекватной.

Кадр из фильма "Хамелеон"

"Хамелеон" принадлежит к редкому типу "умных" комедий, авторы которых, в отличие от создателей многочисленных "дурацких" поделок (вроде братьев Фарелли или братцев Уэйансов), не считают, что в погоне за кассой хороши все смеховые средства – вплоть до швыряния тортами, испускания газов и банановой кожуры под ногами. Смех от щекотки Вебера не привлекает – он, хоть и живет в Америке, истинный француз. Его диалоги всегда содержат нечто, поднимающее их над ситуацией. Когда от Белона сбегает котенок, Пиньон обещается его найти и приносит. "Откуда вы знаете, что это мой котенок? " - спрашивает Белон. "Вы мне сказали, что у вашего не было особых примет, и у этого их нет". "Да, но это не значит, что он мой". "Но вы же не видите разницы? ". "Не вижу". "Значит, это ваш". В критический момент этого философского диалога о сходстве, различии и идентификации, естественно, раздается мяуканье и на пороге появляется другой котенок, неотличимый от принесенного. Вопросы на дом: является ли практика критерием истины и что есть тождество в свете практики клонирования?

Хотя гомосексуализма фильм, как уже было сказано, не касается, он естественным образом освещает любопытные аспекты общественной жизни, связанные с "террором политкорректности", хотя трудно поручиться за то, что Вебер н фильме не обамериканил свою Францию. Во всяком случае, при просмотре вспоминается известный американский анекдот о том, кто имеет наибольшие шансы занять кафедру русской литературы в штатовском университете (ответ: "одноногая чернокожая лесбиянка").

Остается добавить, что заваренную Вебером кашу сдабривают превосходным исполнением великолепные французские актеры. Депардье и Рошфор в рекомендациях не нуждаются, а Отоя наши зрители могли видеть в "Королеве Марго", где он изумительно сыграл Генриха IV, в "Девушке на мосту" и во "Вдове с острова Сен-Пьер", где его игра также выше всяких похвал.

Текст: Виктор Матизен
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?