Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

«Хамелеон» /Placard, Le/ (2000)
Сценарий и постановка Франсиса Вебера
В ролях: Даниэль Отой, Жерар Депардье, Тьерри Лермитт, Жан Рошфор, Мишель Лярок, Мишель Омон

«Если мнение людей на ваш счет не совпадает с вашим собственным, есть только два пути: либо подлаживаться под это мнение, либо всю жизнь провести в борьбе с ним» (Франсис Вебер).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Хамелеон"

Имя этого кинематографиста в России не на слуху, хотя комедии, сценаристом или режиссером которых он был, знают почти все: «Высокий блондин в черном ботинке», «Зануда», «Великолепный», «Возвращение высокого блондина», «Игрушка», «Невезучие», «Папаши». Привычка к слову наложила на комедиографа нехарактерный для режиссера и удобный для критика отпечаток – его приятно цитировать. «Я люблю людей, для которых у доброй феи не осталось ни одного подарка» (Вебер). Герой его нового фильма Франсуа Пиньон (Отой) – неприметный бухгалтер на большой фабрике, которого все считают занудой. Его бросила жена, а фабричное начальство собирается уволить его при очередном сокращении штатов. Узнав о том, что его ждет, Пиньон решает выброситься из окна, но в последний момент его останавливает добрая фея («чудесный избавитель», как выражается явно знакомый со структурным анализом волшебных сказок автор) в облике нового соседа Белона (Омон) и предлагает ему изменить жизнь вместо того, чтобы с ней расстаться.

Подобное начало («человек начинает новую жизнь») встречалось в десятках картин, но вся соль в продолжении. С подачи соседа на фабрику запускается слух, что Пиньон – гомосексуалист. Администрация, боящаяся быть обвиненной в неполиткорректности, вынуждена отменить увольнение, а сотрудники обращают на Франсуа заинтригованные взоры. Иное мнение влечет за собой иное отношение, на которое Пиньон вынужден как-то реагировать – и маховик сюжета шаг за шагом раскручивается на полную мощность. К чести Вебера, он поставил себе задачу «ни в коем случае не достигать комического эффекта за счет гомосексуализма». «Фильм не о гомосексуализме, а о влиянии чужого мнения и о том, что могут сотворить слухи о вас вне всякой зависимости от вашего поведения». И действительно, герой ведет себя как обычно, не прикидываясь геем, чем еще больше вводит окружающих в заблуждение, отчего их реакция становится вдвойне неадекватной.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Хамелеон"

«Хамелеон» принадлежит к редкому типу «умных» комедий, авторы которых, в отличие от создателей многочисленных «дурацких» поделок (вроде братьев Фарелли или братцев Уэйансов), не считают, что в погоне за кассой хороши все смеховые средства – вплоть до швыряния тортами, испускания газов и банановой кожуры под ногами. Смех от щекотки Вебера не привлекает – он, хоть и живет в Америке, истинный француз. Его диалоги всегда содержат нечто, поднимающее их над ситуацией. Когда от Белона сбегает котенок, Пиньон обещается его найти и приносит. «Откуда вы знаете, что это мой котенок? » - спрашивает Белон. «Вы мне сказали, что у вашего не было особых примет, и у этого их нет». «Да, но это не значит, что он мой». «Но вы же не видите разницы? ». «Не вижу». «Значит, это ваш». В критический момент этого философского диалога о сходстве, различии и идентификации, естественно, раздается мяуканье и на пороге появляется другой котенок, неотличимый от принесенного. Вопросы на дом: является ли практика критерием истины и что есть тождество в свете практики клонирования?

Хотя гомосексуализма фильм, как уже было сказано, не касается, он естественным образом освещает любопытные аспекты общественной жизни, связанные с «террором политкорректности», хотя трудно поручиться за то, что Вебер н фильме не обамериканил свою Францию. Во всяком случае, при просмотре вспоминается известный американский анекдот о том, кто имеет наибольшие шансы занять кафедру русской литературы в штатовском университете (ответ: «одноногая чернокожая лесбиянка»).

Остается добавить, что заваренную Вебером кашу сдабривают превосходным исполнением великолепные французские актеры. Депардье и Рошфор в рекомендациях не нуждаются, а Отоя наши зрители могли видеть в «Королеве Марго», где он изумительно сыграл Генриха IV, в «Девушке на мосту» и во «Вдове с острова Сен-Пьер», где его игра также выше всяких похвал.

Комментарии  118


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть